Курсовая с практикой на тему Социальное страхование в Российской Федерации: значение и перспективы развития.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1
Теоретические аспекты социального страхования
1.1
Сущность и значение социального страхования
1.2
Система социального страхования в России
2.
Анализ и перспективы развития социального страхования в России
2.1
Анализ современного состояния социального страхования в России
2.2
Перспективы развития социального страхования
Список
использованных источников
Введение:
Социальное
страхование – специально созданная система защиты граждан, цель которой
заключается в обеспечении выполнения конституционного права работающих граждан
и находящихся на их иждивении членов семьи. Социальное страхование помогает
сохранить финансовую устойчивость при таких ситуациях, как потеря дохода при
наступлении нетрудоспособности вследствие болезни, старости, смерти кормильца, утраты
работы.
Основные
функции текущей модели социальной защиты заключаются в соблюдении принципов солидарности
общества и социальной справедливости. К одним из основных задач социального
страхования относится воссоздание фондов, обязанные покрывать издержки на
содержание нетрудоспособных и не участвующих в трудовом процессе граждан.
Формы
социального страхования разделяются на добровольную и обязательную, отличаются
они следующими аспектами.
Обязательное
страхование, как одна из форм социальных гарантий государства, обеспечивается
через целевые внебюджетные фонды. Так, даже если средств фонда будет
недостаточно, то субсидии, выделяемые государством, полностью покроют страховые
обязательства за счет бюджета. Тем самым, правительство является своего рода
поручителем финансовой стабильности страховой системы и поддерживает реализации
программ обязательного страхования.
Добровольное страхование базируется на принципах общественной
солидарности, т.е. полном отсутствии поддержки государства. Такой вид
страхования олицетворяет принцип единства, самоуправления, партнерских
отношений «работник-работодатель». Это больше выступает дополнением к обязательному,
но не как альтернатива. Таким образом, в симбиозе минусы одного вида
страхования компенсируются плюсами другого.
В настоящий
момент в системе обязательного социального страхования в Российской Федерации
значатся три внебюджетных фонда:
‒
Фонд
обязательного медицинского страхования;
‒
Пенсионный
фонд;
‒
Фонд
социального страхования.
Перечисленные
образования являются неотъемлемой частью современной жизни человека,
обеспечивая должный уровень качества жизни. Поддерживаемые государством, они
дают возможность получать бесплатную медицину, не работать в преклонном
возрасте, изнашивая организм человека, приобретать финансовую поддержку на
этапе учебы, дабы полностью посвящать время качественному образованию, или же
просто облегчить денежное бремя молодой семьи.
Актуальность работы и определяется неэффективностью
российской системы социального страхования. Эта проблема легко выявляется при
сравнении систем социального страхования разных государств. Обусловлено это
такими особенностями российского соцстрахования, как высоким размером
социальных выплат – 30%, – которые ложатся на единственного плательщика –
работодателя; реформы определенных сегментов страхования, усложняющие расчет
размера социального обеспечения –низкие размеры выплат; сложность в получении и
распоряжении социальных пособий – материнский капитал. Чтобы устранить или же
смягчить данные проблемы, важно понимать, как
функционирует и из каких элементов состоит данная система, напрямую влияющая на
жизнь каждого гражданина.
Цель работы заключается в исследовании
системы социального страхования в России и перспективах ее развития.
Во
время написания курсовой стояли следующие
задачи:
‒
рассмотреть
теоретическую основу социального страхования: сущность, формы и ее роль жизни
граждан.
‒
проанализировать
современное состояние социального страхования;
‒
сделать
выводы о перспективах развития социального страхования в РФ.
Объектом исследования является социальное
страхование.
Предметом современное состояние социального
страхования Российской Федерации.
Методологическую и теоретическую
основу исследования
составили научные труды отечественных и зарубежных авторов в истории социального
страхования, теоретические аспекты системы социального страхования,
статистического анализа.
Информационной базой исследования послужили
нормативно-правовые акты Российской Федерации, официальные данные Министерства экономического
развития Российской Федерации, данные российских информационно-аналитических агентств,
статистические материалы и публикации из сети Интернет.
В ходе работы применялись общенаучные методы и приемы: анализ
и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, группировки, метод экспертных
оценок.
Заключение:
Экономическая
сущность социального страхования заключается в распределения отрицательных
результатов страховых случаев в периоде или среди максимального количества
участников, сокращении потенциальных рисков, компенсации материальных издержек
в случае наступления страхового случая. Для обеспечения этих целей
вырабатываются средства для целевого применения при наступлении страховых
ситуации.
Социальное страхование представлено двумя формами: добровольной
и обязательной. Соотношение данных форм в разных государствах является разным
на различных этапах развития.
Доходы Пенсионного фонда Российской Федерации в 2019 году
составили 134% относительно доходов фонда в 2015 году. В этой связи, соответственно,
доходы Пенсионного фонда РФ увеличились на 34 %, в том числе поступления
налогов и страховых взносов – на 33%.
Аналогичный анализ можно провести и в отношении иных фондов.
В частности, темп роста доходов Фонда обязательного медицинского страхования
составил 152%. Следовательно, за 5 лет доходы фонда увеличились на 52%, в том
числе страховые взносы – на 53%. Динамика расходов данного фонда отличается
нестабильностью: в 2016 по сравнению с 2015 имелась тенденция к увеличению,
однако в 2017 году отмечено сокращение на 3%, затем вновь увеличение.
Динамика доходов и расходов Фонда социального страхования не
отражает четкой тенденции к росту или сокращению. Однако, темп роста доходов
Фонда социального страхования в 2019 году составил 58%, что позволяет судить о
сокращении доходов фонда за анализируемый период на 42%, в том числе страховые
взносы – на 27%.
Кроме того, российская система обязательного социального
страхования содержит много нерешенных проблем: дефицит средств Фондов,
несоблюдение страховых принципов, что объясняется рядом внешних факторов:
неблагоприятное состояние национальной экономики, сильнейшая дифференциация
доходов населения.
Среди общих проблем системы обязательного социального
страхования можно выделить такие, как:
— дублирование функций, отсутствие отлаженной взаимосвязи с
социальной защитой и системами обязательного медицинского и пенсионного
страхования;
— отсутствие единой законодательной базы для всех видов
систем обязательного социального страхования;
— отсутствие актуарных расчетов для определения размера
страховых тарифов;
— применение заниженного по сравнению с социальными
стандартами (минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного
минимума) размера страховых выплат в связи с материнством, особенно для неработающих
женщин, что ведет к нарушению процесса реализации социальных гарантий;
— применение неэффективного и неадаптированного к
современной реальности механизма перерасчета (индексации) размера страховых
выплат;
— непоследовательные действия государства при организации
деятельности системы обязательного социального страхования
В заключение следует отметить, что на данный момент система
государственных внебюджетных фондов требует дальнейшего совершенствования. Мы
считаем, что для полного удовлетворения социально-экономических потребностей
общества и государства в целом, необходимо реализовать предложенные меры. Это
поможет сделать систему более сбалансированной и привести к процветающему
состоянию в стране.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1 Сущность и значение социального страхования
Согласно Конституции РФ, Россия – социально-правовое
государство, политика которого в первую очередь направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободу развития человека[1].
Таким образом, каждому члену общества в случае необходимости гарантируются:
‒
социальное
обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для
воспитания детей и в иных случаях, установленных законом;
‒
государственная
пенсия;
‒
социальное
пособие.
Помимо прямого воздействия, государство благоволит
воссозданию других форм социального обеспечения, благотворительности и
добровольному социальному страхованию.
В области социального страхования столь известная фигура, как
Н.А. Вигдорчик[2], он
определил основные аспекты социального страхования: организованная взаимопомощь,
предусмотренный риск, трудная материальная ситуация[3].
Часто встречающиеся риски в жизни человека называются
социальными. Соответственно, основанием для поддержания системы социального
страхования является защита граждан от этих самых рисков, которые носят
вероятность снижения жизненного и материального уровня, а также изменение
социального положения людей. Защищать граждан от социальных рисков, из-за
наступления которых ухудшается материальное положение – вот призвание
социального страхования. Это справедливо, как для обязательной, так и для
добровольной формы социального страхования.
Социальное страхование подразумевает условно безвозмездное участие
в процессе всех заинтересованных лиц. Финансовая нагрузка распределяется между
всеми «участниками системы». Этим определяется особенность социального
страхования.
Такой
известный специалист, как В.Д.Роик[4],
дал определение, которое точно выражает многогранность рассматриваемого тезиса.
Главными особенностями социального страхования, согласно Роику, являются
следующие предположения:
·
взаимопереплетение
социальных, экономических и правовых отношений;
·
формирование
и распределение финансовых средств;
·
цель
финансов – защита трудящегося населения;
·
социальных
рисков рассматриваются в экономическом аспекте;
·
формирование
юридической стороны – системы прав и обязанностей – субъектов;
·
основная
задача – обеспечение социальных гарантий застрахованным[5].
Это предположение базируется на коммерческом интересе, а не
со стороны государственной поддержки.
Так, социальное страхование является системой, которая
объединяет меры экономического, организационного и правового характера,
направленные на минимизацию негативных результатов наступления ситуаций,
снижающих уровень жизни граждан. Законодательными актами закреплены компенсационные
меры, такие, как получение гражданином статуса безработного, необходимость в
санитарно-курортном лечении и др.
Как и любая экономическая категория, социальное страхование несет
в себе ряд функций:
‒
сбережение
и накопление денежных средств, осуществляемое посредством формирования
различных страховых фондов заинтересованными лицами;
‒
добровольный
и обязательный порядок формирования страховых фондов. Эта функция подразумевает
аккумуляцию взносов для дальнейшего использования и перераспределения при
наступлении страхового случая;
‒
для
добросовестных граждан, исправно вносившие взносы (сами или через
работодателей) предусмотрено материальное обеспечение в случае необходимости,
т.е. при наступлении страхового случая.
Если при добровольном страховании размер суммы обеспечения
устанавливается договором страхования, то при обязательном – законодательно. При
этом государство регулирует схему заключения договора и способ последующего
материального обеспечения;
‒
предупреждение
и профилактика страхового происшествия, материальных результатов. Средства
реализовывают совокупность событий согласно минимизации издержек накоплений, а
кроме того сокращении наступления социальных рисков. Чем больше соучастников
социального страхования, тем больше накоплений. Увеличение сферы застрахованных
персон повышает экономическую базу и дает возможность осуществлять
предупредительные события. Образец подобных профилактик: осуществление консультативных
мероприятий, лечебная профилактика;
‒
контроль
работы. Существуют контролирующие подразделения. Внутри страховых фондов — это
специализированные организации, вне ее – контроль государственные институты
(Федеральная служба страхового надзора, Счетная палата РФ).
Таким образом, экономическая сущность социального страхования
заключается в распределения отрицательных результатов страховых случаев в
периоде или среди максимального количества участников, сокращении потенциальных
рисков, компенсации материальных издержек в случае наступления страхового
случая. Для обеспечения этих целей вырабатываются средства для целевого
применения при наступлении страховых ситуации.
[1]Конституция
Российской Федерации от 12.12.1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ
о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, №7-ФКЗ) // "Собрание законодательства
РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.
[2] Натан Абрамович Вигдорчик
(1874—1954) – деятель российского революционного движения, врач, автор ряда
работ по вопросам социального страхования и профессиональным заболеваниям. В
1924-1951 гг. – профессор Ленинградского университета усовершенствования
врачей.
[3]Вигдорчик
Н.А. Теория и практика социального страхования (Теоретические основы
социального страхования). -П.-М., 2005
[4] Роик Валентин Дементьевич — доктор
экономических наук, профессор, главный научный сотрудник
Нучно-исследовательского института труда и социального страхования Минтруда
России.
[5]Роик
В.Д. Социальное страхование и его роль в реализации государственных социальных
гарантий// Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 13a.-С.30-31.