Курсовая с практикой Экономические науки Финансы

Курсовая с практикой на тему Социальное страхование и социальное обеспечение в Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию социального страхования и социального обеспечения в Российской Федерации 6
1.1. История развития системы социального страхования и социального обеспечения в Российской Федерации 6
1.2. Сущность и виды социального страхования и социального обеспечения в Российской Федерации 13
Глава 2. Современное состояние и особенности развития системы социального страхования и социального обеспечения в Российской Федерации 19
2.1. Анализ социального страхования как элемента системы социальной защиты населения в Российской Федерации 19
2.2. Специфика организации и функционирования системы социального обеспечения в Российской Федерации 25
2.3. Современные проблемы и противоречия системы социального страхования и социального обеспечения в Российской Федерации 31
Глава 3. Основные направления и методы совершенствования системы социального страхования и социального обеспечения в Российской Федерации 36
3.1. Лучшие практики социального страхования и социального обеспечения: опыт Соединенных Штатов Америки 36
3.2. Перспективы развития и совершенствования системы социального страхования и социального обеспечения в Российской Федерации 42
Заключение 46
Список использованных источников и литературы 49

  

Введение:

 

Актуальность темы. Политика государства имеет огромное влияние на жизнь как отдельного человека, так и общества в целом. Особенное место в государственной политике занимает социальная политика. Вопросы, связанные с пониманием сущности социальной политики, взаимоотношений государства и общества, были и остаются предметом внимания ученых разных времен
Сфера социального обеспечения как часть социальной политики государства в последнее время все больше чувствует на себе жесткую привязку к государственной экономической политике и в значительной степени определяется финансовой возможностью государства. Сегодня российская система социальной защиты находится в сложном кризисном состоянии. Основной причиной такого состояния является отсутствие в РФ приемлемой модели социальной защиты, эффективной в условиях рынка. Одновременно социальные выплаты на социальную сферу в структуре государственного бюджета являются значительными. Распределение доходов между разными группами населения неравномерно, что, в свою очередь, делает неэффективной как самую социальную защиту, так и систему социальных льгот. Невзирая на сложные кризисные условия в экономике, государство сохранило четкую социально ориентированную направленность бюджета и запланировало расходы на развитие человеческого капитала — образование, здравоохранение, социальную защиту — в размере 42,1% от общего объема расходов.
Именно поэтому в последнее время среди ученых значительного распространения приобрел поиск возможностей усовершенствования системы социальной защиты, исследуются варианты сокращения расходов государственного бюджета в социальной сфере, а именно: путем пересмотра перечня социальных обязательств государства, а также распределения этих обязательств между государством и другими субъектами политической системы.
Актуальность исследуемой темы объясняется тем, что переход РФ к рыночному типу ведения хозяйства сопровождается обострением социально-политических вопросов, значительным расслоением общества за материальным, социальным статусами и, как следствие, глубокой поляризацией общества за этими двумя основными признаками. Формирование и реализация социальной политики в этот транзитивный период вызывают трудности, которые создают реальную опасность для стабильности социальных отношений, представляют угрозу предельной имущественной поляризации граждан и распространения бедности, что значь — ною мерой сдерживает проведение экономических реформ и социальный прогресс.
Степень разработки темы. Социальное страхование и социальное обеспечение изучали: А.М. Бабич, А.А. Гудков, Е.Н. Егоров, Е.Н. Жильцов, Ю.А. Косарев, В.Д. Роик, Д.Ю. Федотов и др. Исследованию посвящены работы ученых-экономистов: А.Д. Аюшева, A.M. Ковалевой, В.Е. Леонтьева, В.П. Юдина и др.
Объект исследования – социальное страхование и социальное обеспечение в Российской Федерации.
Предмет исследования – финансово-экономические отношения, возникающие в процессе развития и совершенствования системы социального страхования и социального обеспечения в Российской Федерации.
Цель работы – разработка направлений и методов совершенствования системы социального страхования и социального обеспечения в Российской Федерации.
Для выполнения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать историю развития системы социального страхования и социального обеспечения в Российской Федерации;
2) изучить сущность и виды социального страхования и социального обеспечения в Российской Федерации;
3) провести анализ социального страхования и социальной защиты в Российской Федерации;
4) исследовать специфику организации и функционирования системы социального обеспечения в Российской Федерации;
5) провести анализ практик социального страхования и социального обеспечения: опыт Соединенных Штатов Америки
6) разработать предложения по перспективе развития и совершенствования системы социального страхования и социального обеспечения в Российской Федерации.
Информационная база исследования включает статистические данные о состоянии социальной политики. В ходе работы использовались учебники и методические материалы.
Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные нормативные документы (Федеральные законы «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ряд других), а также труды отечественных ученых и практиков (В. Бончик, О. Никифорова, Т. Пустовалова, А. Соловьев, Л. Федоров, С. Хмелевская и другие), связанные с различными аспектами изучаемых вопросов.
Методы исследования. При разработке и решении поставленных задач применялись методы и приемы: группировка и сравнение данных; анализ и синтез; методы логического и исторического анализа; комплексный и системный подходы; статистические методы анализа. Используя метод системного анализа, удалось рассмотреть управление финансовыми ресурсами Пенсионного фонда Российской Федерации как систему. Сравнительный анализ дал возможность сравнить состав и структуру финансовых ресурсов по различным периодам. С помощью исторического анализа представилась возможность проследить этапы эволюции и развития государственной пенсионной системы Российской Федерации.
Структура работы. Курсовая работа состоит из содержания, введения, 3-х глав, заключения, списка использованных источников, приложений

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основе данного исследования можно сделать следующие выводы.
Включение к системе социальной защиты новых элементов, которые являют собой дополнительные коллективные или индивидуальные формы защиты, изменяет раньше созданные стереотипы. Прежде всего это касается США и Японии. Невзирая на организацию национальных систем социального страхования в этих странах, часть расходов на обязательную социальную защиту к середине 90-х гг. прошлого века так и не превысила 20 % от ВВП, хотя до 2000 г. в среднем по Европейскому Союзу расходы на обязательную социальную защиту представляли 28,2 % от ВВП.
Низкий уровень и ограниченное распространение обязательных социальных выплат стали предпосылкой усиленного развития добровольных форм социальной защиты. В частности, лишь в сфере страховании жизни как Япония, так и США ежегодно собирают столько же страховых премий, сколько все страны Европейского Союза вместе взятые. Поэтому в современных условиях системы социальной защиты этих стран больше отвечают модели корпоративной или индивидуальной защиты, чем традиционным универсальным и страховым моделям. Однако, как свидетельствует статистика, пока что можно говорить только о моделях социальной защиты, которые ориентированы на развитие коллективных или индивидуальных форм, какие призванные не заменить, а дополнить обязательные элементы.
Следовательно, реальная ситуация является такой, что социальное страхование остается на сегодня наиболее распространенным и наиболее весомым элементом системы социальной защиты большинства государств мира. В европейской экономической зоне объем средств, которые ежегодно проходят через механизм социального страхования, вдвое превышает ассигнование государственного бюджета и втрое — поступление на дополнительную защиту. А вообще, развитые страны чаще всего комбинируют разнообразные экономические рычаги для проведения достаточно удачной социальной политики.
Однако достаточно значительное место в системе социальной защиты должна занимать именно государственная поддержка наиболее уязвимых слоев населения.
Это самая важная для людей сфера – социальная. К медицинской помощи обращаются все люди, образование, естественно, все получают. Поэтому, несмотря на определённые трудности, экономить на социальных расходах нельзя. Причём речь идёт не только о деньгах на соответствующие программы, на приоритетные проекты, на развитие социальной сферы в целом,.
Первое – это социальная защита. Здесь сосредоточимся на поддержке многодетных семей, пенсионеров. Государство продолжает искать возможности, чтобы регулярно индексировать пенсии и социальные пособия.
Следующее направление – здравоохранение. У РФ значительно увеличилась продолжительность жизни, по уровню снижения младенческой и материнской смертности мы превзошли все прогнозы, добились лучших результатов за всю историю РФ. Это эффект в том числе от тех мер, которые страна принимает в последние несколько лет. Работа эта тоже продолжается.
При сопоставлении уровня оплаты труда в разных отраслях экономики планируется оценивать совокупные доходы работников «бюджетной сферы» с учетом их фактической занятости и почасовой стоимости труда, а также предоставляемых льгот и иных мер социальной поддержки.
Условие выравнивания социально-экономических сил следует обеспечивать за двумя главными направлениями:
1. Снижение неравенства социально-экономических сил членов общества.
2. Снижение неравенства социально — экономических сил владельцев разных факторов производства.
Второе направление выравнивания социально-экономических сил требует таких мероприятий:
1. Увеличение социально — экономической силы наемных работников. Определяющую роль должно сыграть коллективное увеличение социально — экономической силы наемных работников, то есть усиление влияния за счет объединения работников для реализации общих целей.
Следовательно, сфера доходов образует слабую и недостаточно стойкую базу человеческого развития. Кроме очевидных проблем низкого среднего уровня доходов и их чрезмерной дифференциации, существует комплекс проблем системного характера. Вместо развития присущих социально-рыночной системе формирования доходов особенностей в экономике возникает много черт, свойственных преимущественно управленческой и капиталистической системам формирования доходов.

 

Фрагмент текста работы:

 

Основными преимуществами универсальной модели социальной защиты являются: достижения социальной справедливости в обществе, сокращение неравенства в распределении социальных и экономических ресурсов путем абсолютного уменьшения разницы в статусе и доходах. При таком подходе государство гарантирует определенный .
Страховая модель социальной защиты основана на системе социального страхования с паевым отчислением взносов работающими гражданами и работодателями. Цель социального страхования и социального обеспечения при таком подходе является обеспечение равных возможностей, предоставления одинаковых шансов всем в достижении социального статуса, соответствующего личности каждого .
Приведем естественные функции социального государства, а именно:
1) недопущение роста социальной напряженности;
2) предвидения и компенсирования негативных проявлений рыночной экономики для граждан;
3) реформирования системы социального обеспечения.
В качестве основных задач современной социальной политики РФ, направленных на реализацию этих функций, можно определить: поиски путей существенного повышения стоимости национальной рабочей силы; сочетание политики экономического роста с активной и сильной социальной политикой; повышение платежеспособного спроса населения; усиление мотивации труда; занятость населения .
Под социальным обеспечением понимают социальные выплаты в рамках социального страхования, при этом именно на государство полагаются обязанности в социальной сфере относительно искоренения нищеты и социальной защиты наиболее уязвимых прослоек населения.
Социальное государство — это такое государство, которое берет на себя труд беспокоиться о социальной справедливости, благосостоянии своих граждан, их социальной защищенности.
Социальное государство прошло определенный путь своего развития. В литературе исследуются несколько моделей социального государства: «позитивное государство», «собственно социальное государство», «государство общего благосостояния» .
Толчком для возникновения в первой половине XX ст. социального государства стало распространение популярности левых идей в странах Западной Европы. Политические элиты вынуждены были отвечать на общественные вызовы и искать возможности согласования экономических и политических интересов широкого круга социальных групп с целью избегания социальных конфликтов. Государства Европы под давлением профсоюзных движений были вынуждены в той или другой степени признавать социальные права своих граждан и пересматривать свое отношение к выполнению социальных функций .
Понятно, что необходимость существования социального государства в современном мире поддается критике, основные аргументы которой сводятся к такому: 1) государственное регулирование экономики менее эффективное, чем рыночные механизмы, основанные на саморегуляции спроса и предложения; 2) рыночный принцип соперничества экономических субъектов по своей сути имеет четкое асоциальное содержание, поскольку не предусматривает поддержки тех, кто оказался неспособным к соревнованию; 3) социальное государство способствует воспитанию у работоспособного населения па- терналистских настроений, что приводит к появлению людей, которые не желают работать, живут за счет других и т. др.
В противовес всем этим аргументам появляется необходимое условие стабильности любой хозяйственной системы, которая основывается, в первую очередь, на отсутствии социальной напряженности. Рынок неспособен сам решать многочисленные социальные проблемы, и эта функция возлагается на государство, что, в свою очередь, подтверждает объективную необходимость существования развитой системы социальных гарантий, экономически противоположных рыночной экономике. Поэтому, социальное государство можно определить как высший уровень правового государства. Правовое государство провозглашает права и свободы, в том числе свободу предпринимательства и конкуренции, которые являются основой свободной рыночной экономики .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы