Курсовая с практикой на тему Социальное проектирование в организации волонтерской деятельности с системе социальной работы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 5
1.1. Современные подходы к определению волонтерской деятельности 5
1.2. Социальное проектирование как форма реализации волонтерской деятельности 10
ГЛАВА 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22
2.1. Условия использования социального проектирования в организации волонтерской деятельности 22
2.2. Основные направления использования социального проектирования в организации волонтерской деятельности 30
2.3. Социальный проект волонтерской деятельности 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Введение:
Сегодня добровольчество – это сравнительно новая идея. Основополагающим принципом добровольчества является добровольный выбор, отражение личной позиции. Человек максимально реализует себя в каком-либо виде деятельности, если работает без принуждения, добровольно. Это позволяет рассматривать добровольчество (волонтерство) как один из важнейших элементов социально ориентированного общества.
Добровольческим организациям свойственны следующие черты: они организованы для защиты общих интересов своих членов; членство является добровольным, поэтому лидеры оказывают сравнительно небольшое влияние на членов ассоциации; всегда существует возможность выйти из организации, если не устраивает деятельность ее лидеров, ассоциации не связаны с местными государственными или правительственными органами; члены добровольческой организации работают бесплатно.
Благотворительная деятельность – это добровольная, бескорыстная (бесплатная или на льготных условиях) работа различных организаций, включает в себя бескорыстную передачу гражданам или юридическим лицам имущества, денежных средств, бескорыстное выполнение работ и оказание услуг или другой поддержки.
Объектом исследования является феномен волонтерства.
Предмет исследования – особенности организации и функционирования социального проектирования в процессе волонтерской деятельности.
Цель работы – определить особенности организации и функционирования социального проектирования в процессе волонтерской деятельности.
Исходя из поставленной цели, предпринята попытка решить следующие задачи:
— уточнение содержания понятий «волонтерство», «социальное служение»;
— изучение форм волонтерской деятельности, в частности, социального проектирования;
— определение условий использования социального проектирования в волонтерской деятельности;
— рассмотрение закономерностей реализации возможностей социального проектирования в волонтерской деятельности.
В работе были использованы системный, комплексный, типологический и социологический методы.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее положений в дальнейшем научном исследовании заявленной проблемы, в практической волонтерской деятельности.
Структура исследования определяется избранной для рассмотрения в нём тематикой. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Волонтерская деятельность с педагогической точки зрения обладает значительным психолого-педагогическим потенциалом, который, прежде всего, проявляется в реализации воспитательной, образовательной и развивающей функций.
Волонтерство связано с самообразованием молодежи, возможностью получения ранней профессиональной ориентации, способом самоопределения, утверждения себя как личности, возможностью проверки и развития способностей и деловых качеств, процессом накопления жизненного и делового опыта.
Волонтерство находится в тесной взаимосвязи с социальной политикой государства, включая проблемы доходов населения; сферу труда и трудовых отношений; социальную поддержку и защиту нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения; развитие отраслей социальной сферы; развитие инфраструктуры; социоэкологическое направление; а с 2014 года — миграционные процессы; вопросы обеспечения жизнедеятельности лиц, перемещенных из зоны боевых действий на территории Донецкой и Луганской областей Украины.
Волонтерская деятельность влияет на нравственное становление молодежи, обеспечивает реализацию потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку, способствует познавательному и эмоциональному развитию, совершенствует такие стороны личности, как отзывчивость, сочувствие и сопереживание. Волонтерство формирует готовность к самостоятельному принятию решений, развивает лидерские качества и созидательную активность молодежи, восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом, предоставляет возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал, является способом сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста через осознание человеческого потенциала.
Этот вид деятельности не только обладает обширным воспитательным потенциалом, развивая в учащихся такие социально важные качества, как инициативность, ответственность, дисциплинированность, активность, неравнодушие, отзывчивость и эмпатия, но и служит социализации личности. Волонтерство помогает развивать социальные компетенции личности, активизирует личностный рост, межличностное общение и взаимодействие, самоопределение его участников. Кроме того, нельзя забывать, что именно волонтерство способствует интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь самого общества.
Волонтерская деятельность создает условия для реализации потребности и готовности молодежи добровольно участвовать в решении социальных проблем общества, быть активными субъектами процессов социального развития; способствует повышению социальной активности и инициативы молодежи, расширению возможностей полноценного участия граждан в общественной жизни страны, формированию новых перспективных форм занятости; укреплению демократических и духовно-нравственных ценностей в обществе.
В настоящее время ширится понимание того, например, что добровольчество является ключевым фактором, который объединяет различные социальные группы в большинстве обществ, способствует развитию толерантности.
Другими словами, волонтерство, по нашему мнению, следует рассматривать как ключевой элемент системы, направленной на формирование гражданской социальной ответственности и активности у молодежи, как один из действенных способов развития самого гражданского общества.
Метод проектов является одним из важнейших элементов социальной активности, социальной и социально-педагогической работы. Он предстает для молодежи основой для приобретения необходимых социально важных навыков, знаний и умений в жизни общества и самореализации в любых сферах жизнедеятельности человека.
Это касается, прежде всего, целенаправленной деятельности по привлечению к волонтерской работы активистов из разных сфер общества, членов общественных организаций, спонсоров, осуществление просветительской и информационной работы и тому подобное. Волонтеры из многочисленных общественных объединений предоставляют широкий спектр социальных услуг различным категориям населения, однако основной акцент в своей деятельности делают на материальной поддержке отдельных групп или семей: финансовой помощи, распределении гуманитарной помощи, поддержке малообеспеченной части населения продуктами питания.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Современные подходы к определению волонтерской деятельности
До 1917 года история благотворительной добровольческой помощи развивалась параллельно в России и на Западе. Перерыв на 70 лет в этой сфере внес существенные сложности в развитие идеи волонтерского движения в современной России. И если идеи христианской благотворительности уже получают свое воплощение на российской почве, то идеи светской добровольной благотворительной деятельности в российском обществе прокладывают себе дорогу с большим трудом и, чаще всего, при содействии западных коллег через посредство всевозможных международных программ и грантов.
Предоставляя финансирование, западные коллеги предлагают также и обучающие программы для лидеров движений и организаций, в которых транслируется их представление о том, какой должна быть общественная организация. Между тем, волонтерство как социальное явление на Западе и в России имеет сегодня значительные различия, которые выражаются в количественной вовлеченности населения в волонтерскую деятельность, в широте охвата различных сфер жизни сообщества, и. главное, в отношении к проблеме на законодательном уровне и государственной поддержке волонтерского движения.
В 90-х годах во всем мире происходит всплеск добровольческой деятельности. Наиболее благополучные с социальной точки зрения страны, такие как США, Великобритания, Япония, Австралия задают тон добровольчеству, ежегодно увеличивая численность участников и их активность. В Японии свыше 3000 добровольческих центров. В Великобритании около 800 благотворительных организаций и агентств. В 1998 году 48,8% взрослого населения США посвящали безвозмездному труду в среднем 4,2 часа в неделю (помимо основной работы). С учетом подростков старше 14 лет в добровольном труде участвует 79% граждан.
Важно отметить, что в США и многих европейских странах работа в качестве волонтера засчитывается при определении трудового стажа. Во многих случаях волонтерская деятельность частично оплачивается, поэтому вполне естественно, что, несмотря на добровольность, волонтерство и в США, и в Европе не исключает ответственности за выполнение норм и требований, сохранность материальных ценностей, репутацию организации. То есть там волонтерство является особой системой трудовых отношений, которая, как и любая другая, строится на определенных механизмах материального и нематериального стимулирования.
В США существует три вида нематериального стимулирования волонтеров:
практическое – приобретение дополнительных навыков, знаний, опыта работы;
информационное – свободный доступ к информационным источникам и материалам;
привилегированное – предоставление права бесплатного пользования услугами некоммерческих организаций, поддержка со стороны государственных органов власти [2].
Среди добровольцев были выделены следующие мотивы, побуждающие людей заниматься благотворительной деятельностью в качестве волонтеров: быть социально полезным; способствовать изменениям в обществе; самореализация; поиск единомышленников; из чувства долга за помощь в прошлом; интересно провести досуг; решить собственные проблемы. Реализация мотива сопричастности, поиска идентичности (для одиноких людей); прагматические мотивы: перспективы и карьерного роста, связанные с возможностью обучения и получения профессионального опыта; мотивы материального характера; возможность разнообразить свой досуг (характерны для молодежи); религиозные (этически или идеологически обоснованные) мотивы; наличие большого количества свободного времени (характерно для «молодых» пенсионеров) [1; 4].
Для большинства волонтеров речь идет как об удовлетворении личной, индивидуальной потребности человека быть полезным другому человеку, так и со стремлением решить свои собственные проблемы как материального, так и психологического характера. То есть это потребность человека преодолеть социальную исключенность, стать кому-то нужным, полезным, найти какую-то опору для себя и избавиться от ощущения одиночества и неполноценности жизни.
Специфика всех организаций, возникающих в рамках социальных движений в том, что они создаются самими гражданами, существуют автономно от государства, свою деятельность осуществляют в рамках действующих законов. Объединения граждан возникают спонтанно, в связи с возникновением какой-либо проблемной ситуации. Часть объединений со временем, может прекратить деятельность, часть организаций становится постоянно действующими, авторитетными и эффективными защитниками интересов граждан.
Все общественные объединения условно можно разделить на организации само- или взаимопомощи и организации, оказывающие помощь населению. Организации в процессе своего развития на разных этапах проходят все этапы роста: создания команды, роста компетентности, стадии «зрелости». Некоммерческие организации могут зависеть от финансовой помощи других или нейтральные.