Курсовая с практикой на тему Социальное предпринимательство: сущность, поддержка, основные направления развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 6
1.1 Сущность понятия «социальное предпринимательство» 6
1.2 Виды, задачи и границы социального предпринимательства 10
2 ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 23
2.1 Анализ развития социального предпринимательства в России 23
2.2 Опыт социального предпринимательства в России и за рубежом 29
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 36
3.1 Переход к социальному предпринимательству как новая форма организации экономической системы 36
3.2 Направления и пути развития социального предпринимательства 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Введение:
В наше время социальное предпринимательство является революцией во всем мире. Люди из разных слоев общества создают и внедряют эффективные, инновационные и устойчивые решения для борьбы с социальными и экологическими проблемами. Эти решения включают услуги и продукты для получения прибыли или в качестве некоммерческой инициативы.
По словам Грега Диса, соучредителя Центра развития социального предпринимательства при университете Дьюка и члена консультативного совета предпринимателей Impact – «Социальные предприниматели — это люди с инновационными решениями наиболее острых социальных проблем общества. Они настойчивы и амбициозны, решают основные социальные проблемы и предлагают новые идеи для широкомасштабных изменений».
Обычно люди оставляют общественные нужды правительству или бизнесу. Тем не менее, социальные предприниматели, как правило, выявляют области, которые не работают эффективно в существующей системе, и решают проблему, изменяя ее, распространяя информацию о решении и убеждая людей быть частью изменений.
Как общая черта, социальные предприниматели одержимы своими идеями и обязуются изменить свою жизнь. Они провидцы, потому что они представляют общество без проблем. Кроме того, они реалисты, так как они озабочены практической реализацией своего видения.
Они также представляют идеи, которые удобны для пользователя, этичны, легко понятны и пользуются широкой поддержкой. Это гарантирует, что местные жители встают, хватают свою идею и реализуют ее. Проще говоря, каждый ведущий социальный предприниматель является массовым рекрутером местных преобразователей. Он образец для подражания, который говорит людям, что их действия могут сделать что угодно. За последние два десятилетия социальное предпринимательство выросло благодаря пониманию того, что новая идея в руках хорошего предпринимателя является мощным инструментом.
Как обычные предприниматели меняют лицо бизнеса, социальные предприниматели работают как агенты перемен для общества. Они используют возможности, которые упускают другие, улучшают системы, изобретают новые подходы, а также создают решения, чтобы изменить общество к лучшему. Предприниматель может создать совершенно новую отрасль. Точно так же социальный предприниматель может придумывать новые решения социальных проблем, реализовывать их в широких масштабах и изменять лицо общества. Вот несколько примеров ведущих социальных предпринимателей:
Сьюзен Б. Энтони (США). Она боролась за права женщин в Соединенных Штатах Америки. Ее борьба включала в себя право контролировать собственность и способствовала принятию 19-й поправки к Конституции.
Виноба Бхаве (Индия) — он был основателем и лидером Движения за дар земли. Под этим движением он вызвал перераспределение более 7 000 000 акров земли, чтобы помочь неприкосновенным и безземельным в Индии.
Доктор Мария Монтессори (Италия). Она разработала подход Монтессори к образованию в раннем детстве.
Флоренс Найтингейл (Великобритания) — она была основательницей современного ухода. Кроме того, она основала первую школу для медсестер и боролась за улучшение условий в больнице.
Маргарет Сэнджер (США) — она была основателем Американской федерации планирования семьи. В рамках этой федерации она возглавляла движение по планированию семьи по всему миру.
Жан Монне (Франция) — он был ответственным за восстановление французской экономики после Второй мировой войны. Кроме того, его работа включала создание Европейского сообщества угля и стали (ECSC).
Они принимают на себя миссию по созданию и поддержанию социальной ценности (а не только личной стоимости). Кроме того, они признают и неустанно используют новые возможности, которые служат миссии. Кроме того, участвуют в процессе непрерывных инноваций, адаптации и обучения. Кроме того, действут смело, не ограничиваясь имеющимися ресурсами. Наконец, демонстрируют повышенную ответственность перед обслуживаемыми группами, а также за достигнутые результаты.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что при переходе к рыночной экономике усилилась стратификация общества, и требуется экономическая поддержка социально незащищенных слоев.
В различных государствах проводятся встречи, где объединяются социологи, финансисты, экономисты, лидеры гражданского общества, политики и практики социального сектора. В нашей стране также появилась перспектива распространения социального предпринимательства.
Приоритет экономической мысли по проблемам предпринимательства в силу объективных причин принадлежат зарубежным ученым-экономистам, внесшим свой вклад в разработку теории и концепции предпринимательства.
Цель данной работы — изучить понятие социальное предпринимательство и выделить его особенности. В соответствии с данной целью были определены следующие задачи:
1. Дать определение понятию «социальное предпринимательство», выяснить основные функции и особенности данного явления.
2. Изучить основные формы социального предпринимательства.
3. Рассмотреть эффективность социального предпринимательства в России.
4. Рассмотреть перспективы развития социально предпринимательства в России и в мире.
Объект исследования: социальное предпринимательство. Предмет: особенности развития социального предпринимательства.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
Долгое время тема социального предпринимательства, избегаемая экономистами, чьи интересы тяготеют к рыночным, в последние годы предпринимательство испытало интерес к возрождению интереса. Опираясь на фундамент, заложенный Шумпетером, Уильям Баумоль и несколько других ученых стремились восстановить законное место предпринимателя в теории «производства и распределения», демонстрируя в этом процессе основополагающую роль предпринимательства. По словам Карла Шрамма, генерального директора Фонд Юинга Мариона Кауфмана, предприниматели, «несмотря на то, что их упускают из виду или явно вычеркивают из нашей экономической драмы», являются важнейшим компонентом системы свободного предпринимательства и абсолютно необходимы для рыночной экономики.
Социальное предпринимательство столь же важно для прогресса общества, как и предпринимательство для прогресса экономики, и оно заслуживает более серьезного, серьезного внимания, чем оно привлекало до сих пор.
Очевидно, что многое можно узнать и понять о социальном предпринимательстве, в том числе о том, почему к его изучению нельзя относиться серьезно. Более четкое определение социального предпринимательства поможет развитию отрасли. Социальный предприниматель должен пониматься как тот, кто стремится к неудачному, но устойчивому равновесию, которое вызывает пренебрежение, маргинализацию или страдания части человечества; кто привносит в эту ситуацию свое вдохновение, прямое действие, творческий подход, мужество и стойкость; и кто стремится и в конечном итоге влияет на установление нового стабильного равновесия, которое обеспечивает постоянную выгоду для целевой группы и общества в целом.
Это определение помогает отличить социальное предпринимательство от предоставления социальных услуг и социальной активности.
То, что поставщики социальных услуг, социальные активисты и социальные предприниматели часто будут адаптировать стратегии друг друга и разрабатывать гибридные модели, является, по нашему мнению, менее запутанным и более уважительным, чем неразборчивое использование этих терминов. Классификация поможет прояснить отличительную ценность каждого подхода для общества и в конечном итоге приведет к лучшему пониманию и более осознанному принятию решений среди тех, кто привержен продвижению позитивных социальных изменений.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Сущность понятия «социальное предпринимательство»
Социальное предпринимательство привлекает все больше талантов, денег и внимания, но с ростом его популярности стало меньше уверенности в том, что именно делает и дает социальный предприниматель [11].
Формирующееся поле социального предпринимательства быстро растет и привлекает повышенное внимание многих секторов. Сам термин часто появляется в средствах массовой информации, на него ссылаются государственные чиновники, он стал обычным явлением в университетских городках и представляет стратегию нескольких известных организаций социального сектора, включая Ашоку и фонды Фонда Шваба и Сколла.
На сегодняшний момент существует очень большое количество определений, что же такое социально предпринимательство. Большинство из них можно объединить в три основные группы [14]:
1. Группа определений, которая делает акцент на том, что социальное предпринимательство – это создание коммерческих предприятий с социальной целью. Недостаток этой группы определений заключается в том, что фактически ему соответствует любая деятельность, доходы от которой будут направлены на социальные цели. В этом отношении и корпоративная социальная ответственность, и частные пожертвования богатых людей, и получение доходов некоммерческой организации могут быть трактованы как социальное предпринимательство.
2. Вторая группа определений подчеркивает значимость инновационной деятельности социальных предпринимателей, направленной на достижение значимого социального эффекта. В рамках этого подхода очень часто инновационность в решении общественных проблем ставится во главу по отношении к финансовой жизнеспособности предприятия. Такое социальное предприятие может вообще не приносить никакого дохода, ценность его деятельности будет заключаться в том, что оно мобилизует ресурсы для решения важных проблем.
3. Третья группа определений видит особенность социального предпринимательства в том, что это способ катализировать общественные трансформации, которые приведут к гораздо более широким долгосрочным изменениям, чем изначальный фокус решаемой проблемы. В данной традиции социальные предприниматели влияют не только на решение одной проблемы, но и на весь общественный контекст, связанный с нею, таким образом провоцируя масштабные и устойчивые трансформации, без которых исходная проблемы была бы навеки законсервирована.
Некоторые подходы определяют социальное предпринимательство через основные качества предпринимателей, некоторые – через поиск различий по отношению к традиционному бизнесу или традиционной благотворительности, некоторые – как искусство сочетания коммерческой устойчивости и «социального дохода от инвестиций» (social return on investments) [2].
Причин популярности социального предпринимательства много. На самом базовом уровне это есть нечто интересное и привлекательное для предпринимателей и историй того, почему и как они делают то, что делают. Людей привлекают социальные предприниматели, такие как лауреат Нобелевской премии мира Мухаммед Юнус, по многим из тех же причин, по которым они находят таких предпринимателей, как Стив Джобс, настолько убедительными — эти выдающиеся люди приходят с блестящими идеями и, несмотря ни на что, преуспевают в создании новых продуктов. и услуги, которые значительно улучшают жизнь людей [17].
Но интерес к социальному предпринимательству выходит за рамки феномена популярности и увлечения людьми. Социальное предпринимательство указывает на необходимость стимулирования социальных изменений, и именно эта потенциальная отдача, с ее долговременной трансформационной выгодой для общества, выделяет поле и его практиков.
Хотя потенциальные выгоды, предлагаемые социальным предпринимательством, очевидны для многих из тех, кто продвигает и финансирует эту деятельность, фактическое определение того, что социальные предприниматели делают для получения такого порядка возвратов, менее ясно.
На самом деле, мы бы утверждали, что определение социального предпринимательства сегодня совсем не ясно. В результате социальное предпринимательство стало настолько всеобъемлющим, что в него вписываются все виды социально-полезной деятельности [25].
В некоторых отношениях эта инклюзивность может быть хорошей вещью. Если в социальный сектор вливается много ресурсов, и если многие причины, которые в противном случае не получили бы достаточного финансирования, теперь получают поддержку, поскольку они рассматриваются как социальное предпринимательство, то, возможно, было бы неплохо иметь свободное определение. Однако мы склонны утверждать, что это ошибочное предположение и опасная позиция [11].
Социальное предпринимательство является привлекательной конструкцией именно потому, что оно так многообещающе. Если это обещание не будет выполнено из-за того, что в определение включено слишком много «не предпринимательских» усилий, тогда социальное предпринимательство станет неуважительным, и ядро истинного социального предпринимательства будет потеряно.
Если можно выработать строгое определение, тогда те, кто поддерживает социальное предпринимательство, могут сосредоточить свои ресурсы на создании и укреплении конкретной и идентифицируемой области.
Любое определение термина «социальное предпринимательство» должно начинаться со слова «предпринимательство». Слово «социальный» просто меняет предпринимательство. Если предпринимательство не имеет четкого значения, то изменение его на социальное тоже не принесет многого.
Присвоение предпринимательства термину социальное предпринимательство требует борьбы с тем, что мы на самом деле подразумеваем под предпринимательством.
Содержание:
Введение 3
1. Социальное предпринимательство как вид предпринимательства 6
1.1. Понятие предпринимательства и его виды 6
1.2. Специфика социального предпринимательства 10
2. Социальное предпринимательство в РФ 16
2.1. Правовое регулирование социального предпринимательства 16
2.2. Фонд «Наше Будущее» как инициатор развития социального предпринимательства в РФ 22
2.3. Практика социального предпринимательства на примере пилотного проекта «Социальные инвестиции» 26
3. Проблемы и пути развития социального предпринимательства в РФ 30
3.1. Государственная поддержка социального предпринимательства в РФ 30
3.2. Проблемы и пути обеспечения развития социального предпринимательства в РФ 38
Заключение 44
Список литературы 46
Введение:
В современное время вопросы социального предпринимательства как одного из действенных способов решения общественных проблем активно обсуждаются в разных странах мира. Основной характеристикой деятельности субъектов социального предпринимательства выступает так называемое сочетание социальной направленности и рынка, которое приводит к самоокупаемости и устойчивости бизнеса. При этом субъекты социального предпринимательства относятся к категории малых и средних предприятий. Социальное предпринимательство получает активное развитие и в Российской Федерации, в основном посредством тематических форумов и конференций, постепенно формируется государственная поддержка субъектов социального предпринимательства.
Для современной России, как и для мира в целом, социальное предпринимательство является относительно новой формой экономической деятельности, направленной на решение острых социальных проблем с применением бизнес-методов. Эффективность, доступность и качество социальных услуг, продуцируемых социальными предпринимателями, играют существенную роль в обеспечении благоприятной среды для жизни и активной деятельности значительного числа граждан России.
Первыми социально ориентированными организациями в России можно считать общественные организации инвалидов, существующие с 1990-х гг. Данные организации рассматривали вопросы защиты прав инвалидов, улучшения трудовой и социальной жизни, профессиональное обучение и содействие в трудоустройстве.
С начала 2000-х гг. реализуются экономические проекты, являющиеся в основном благотворительными, ориентированные на оказание краткосрочной помощи социального характера. В 2003 г. в Новосибирске был создан Центр социального предпринимательства. Центр был создан в рамках проекта «Социальная работа: к лучшему управлению». Основная цель центра: обучение студентов, имеющих инновационные идеи в сфере социальной работы; помощь в развитии собственного бизнеса; содействие в продвижении бизнеса.
Некоторое время Центр социального предпринимательства существовал в качестве предприятия социально-предпринимательского типа. Платное обучение создавало необходимое сочетание социальных и коммерческих задач. Пособия, созданные в рамках проекта и направленные на рост эффективности деятельности некоммерческих предприятий, позволили распространить накопленный опыт в социальной сфере. На протяжении последующих лет в сфере социального предпринимательства реализовался целый ряд проектов, программ и конкурсов.
С 2000-х гг. появляются благотворительные фонды, организованные крупнейшими компаниями. Их цель: решение социальных проблем, как за счет разовых финансовых вложений, так и улучшение качества жизни населения в результате организации самовоспроизводящихся механизмов удовлетворения социальных потребностей: обеспечение связи между поколениями, включение пенсионеров и лиц с ограниченными возможностями в активную трудовую деятельность, улучшение качества социального обслуживания и т.д.
В настоящее время активными участниками развития социального предпринимательства в России являются Министерство экономического развития, координационный совет ТПП РФ, агентство стратегических инициатив.
Заключение:
Под субъектами социального предпринимательства рассматриваются новаторские, самоокупаемые и устойчивые, зачастую находящиеся на стыке благотворительности и бизнеса, «социально ответственные субъекты малого предпринимательства», деятельность которых направлена на смягчение и решение социальных проблем.
Созданная в России в настоящее время система государственной поддержки социального предпринимательства требует дальнейшего своего совершенствования, а при разработке комплексных мер поддержки субъектов социального предпринимательства необходимо учитывать сложившуюся в настоящее время практику функционирования данных форм хозяйствования, интересы занятых в данной сфере работников, тенденции развития экономики. Только в этом случае государственная поддержка социального предпринимательства окажется эффективной, будет способствовать дальнейшему становлению и развитию данной сферы в интересах национальной экономики.
Среди основных причин столь низкой популярности в России социального предпринимательства стоит отметить:
• все еще слабую проработанность законодательной базы функционирования социального предпринимательства;
• отсутствие сформированного класса социальных предпринимателей;
• наличие кризиса репрезентативности;
• присутствие иждивенческого подхода у социального предпринимателя;
• наличие проблемы тиражирования;
• зачастую реализация идей социального предпринимательства, в силу своей социальной составляющей, требует наличия специалистов узкого профиля;
• необходимость получения льгот по налогообложению;
• штат сотрудников социального предпринимателя не менее чем на 50,0% должен состоять из граждан «социально уязвимых» категорий;
• имеет место региональное различие в тенденциях развития и поддержки социального предпринимательства.
Среди предпосылок дальнейшего развития социального предпринимательства в России выделяются:
1) Дальнейшее повышение эффективности деятельности социальных и благотворительных фондов по решению социальных проблем, четкий контроль за эффективностью и адресностью выдаваемых грантов и конкурсных премий.
2) Дальнейшее развитие конкурентной среды путем создания предпосылок к расширению ассортимента предлагаемых социальными предпринимателями товаров и услуг.
3) Максимально возможное привлечение крупного бизнеса к решаемым социальным проблемам, объединение его усилий с усилиями социальных предпринимателей.
4) Повышение молодежной социальной активной, предоставление возможностей получения образования в сфере социального предпринимательства (особенно в регионах).
Фрагмент текста работы:
. Социальное предпринимательство как вид предпринимательства
1.1. Понятие предпринимательства и его виды
Как и любую другую деятельность, предпринимательскую, можно охарактеризовать с правовой и экономической сторон. По мнению австрийского ученого Й. Шумпетера, предприниматели – это субъекты, осуществляющие новые комбинации, претворяющие в жизнь новшества, которые играют огромную роль в развитии экономики страны. Они являются первопроходцами в освоении новых рынков сбыта, технологий, продуктов и источников сырья. Говоря другими словами – новаторами. А, следовательно, их деятельность будет являться инновационной.
Рассматривая правовую сторону предпринимательства, нужно отметить, что это, прежде всего деятельность: самостоятельная, выполняемая на свой страх и риск, имеет целью извлечение постоянной прибыли, может выражаться в виде торговли, оказания услуг, выполнении работ и т.д., а также быть обязательно зарегистрированной.
Предпринимательская деятельность — самостоятельная деятельность, направленная на регулярное получение прибыли от производства и реализации продукции, работ, услуг и носит рисковый характер .
Понятно, что не каждый желающий может стать успешным предпринимателем. Это работа, требующая риска и самоотверженности, ответственности и творчества, азарта и трудолюбия. Кроме этого, у предпринимателя есть важная задача – найти своё дело, свою, не занятую нишу. Ведь только находясь в постоянном поиске новых проектов и идей можно удержаться на плаву.
Только грамотному предпринимателю под силу объединив свой начальный капитал, свои и чужие руки, а также средства производства, организовать процесс, результатом которого будет полученная прибыль и возможность самоутвердиться. Не нужно забывать, что возможно при условии, что деятельность, услуга или товар окажутся востребованными на рынке .
Выделяют ряд принципов предпринимательской деятельности, которые являются отражением специфического характера этой деятельности и присущи только предпринимательству. К основным принципам предпринимательской деятельности относят:
• предприниматель в качестве субъекта рыночных отношений реализует свою деятельность, как независимый, самостоятельно хозяйствующий субъект;
• предприниматель в соответствии с законодательством несет материальную ответственность за свое дело (или в пределах всего имущества, или в пределах пая, или в объеме пакета акций);
• предпринимательский риск – характерная черта предпринимательской деятельности, всегда существует вероятность возникновения убытков, недополучения предпринимателем дохода, убытков и его разорения;
• предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли.
Выделяют два вида предпринимательства: индивидуальное и коллективное.
Индивидуальное предпринимательство следует определить, как любую созидательную деятельность, осуществляемую одним человеком лично и его семьей. Коллективное предпринимательство реализуется коллективно, то есть в коллективе работников, который считается мелким (до 50 человек), средним (до 500 человек) и крупным (до нескольких тысяч человек) бизнесом.
Характер воспроизводственного процесса определяет вид предпринимательской деятельности, так различают производственное, коммерческое, финансовое, страховое и посредническое предпринимательство.
Производственное предпринимательство один из сложных видов предпринимательской деятельности, в его основе лежит производство любой направленности: материальное, интеллектуальное, творческое.
Коммерческое предпринимательство по своей сути состоит в продаже предпринимателем готовых товаров, приобретенных им у других лиц.
Финансовое предпринимательство, как особый вид предпринимательской деятельности, поскольку в качестве предмета куплипродажи выступают деньги, иностранная валюта, ценные бумаги, продаваемые покупателю или предоставляемые в кредит.
Страховое предпринимательство – вид предпринимательской деятельности, при котором предприниматель-страховщик гарантирует страхователю за определенную плату компенсацию возможного ущерба имуществу, ценностям, жизни в результате непредвиденного (страхового) случая.