Курсовая с практикой Педагогика/Психология Социальная психология

Курсовая с практикой на тему Социально психологический тренинг, как способ повышения коммуникативных навыков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЕТОДОМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА 9
1.1. Содержание понятия «коммуникативные навыки» в современной психологической науке 9
1.2. Научно-теоретические основы социально-психологического тренинга как способа развития коммуникативных навыков 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПРИ ПОМОЩИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА 20
2.1. Основные этапы и методики исследования 20
2.2 Содержание и методы оказания психологической помощи индивидам среднего возраста по повышению коммуникативных навыков в процессе эксперимента 30
2.3 Эффективность оказания психологической помощи индивидам среднего возраста по повышению коммуникативных навыков в процессе эксперимента 31
2.4 Практические рекомендации психологам по повышению коммуникативных навыков у индивидов среднего возраста 37
Заключение 39
Список литературы 42
Терминология 45
Приложение………………………………………………………………………47

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Коммуникативные навыки являются одними из ключевых навыков для взрослых людей, что в свою очередь связано с тем, что коммуникация играет ведущую роль не только в рамках современного информационного общества, но и жизни отдельного человека. Коммуникативная деятельность является базовой для других видов деятельности, сопровождает их и одновременно служит условием успешной реализации. Закономерно, что коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности, предпосылка его благополучия в социокультурном, интеллектуальном, творческом развитии и освоении различных видов профессиональной деятельности.
Коммуникативная компетентность должна основываться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности и уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, бесконфликтности.
Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением слушать собеседника, своевременно реагировать и предвосхищать изменения состояния партнера. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения.
Теоретическое исследование позволило отметить, что структура, функции, генезис общения и отношения межличностного взаимодействия достаточно хорошо изучены и детально освещены в прошлые десятилетия в теоретических трудах:
— философов (Л.П. Буева, М.С. Каган, Б.Д. Парыгин, В.М. Соковнин и др.);
— психологов (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, В.Н. Куницына, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.В. Рыжов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, И.М. Юсупов, В.А. Якунин и др.);
— социальных психологов (Е.С. Кузьмин, Ю.Н. Емельянов), педагогов (В.И. Гинецинский, Н.В. Кузьмина, М.И. Лисина, Г.И. Михалевская, А.В. Мудрик и др.);
— социальных педагогов (Б.З. Вульфов, Г.А. Кудрявцева, Ф.А. Мустаева, В.А. Фокин и др.).
Коммуникативная компетентность изучалась отечественными и зарубежными психологами по разным аспектам: определение, состав, виды, диагностика, развитие и др.
Эти положения раскрыты в трудах Ю.Н. Емельянова, Ю.М. Жукова, В.Н. Куницыной, А.А. Леонтьева, Л.М. Митиной, А.В. Мудрика, Н.Н. Обозова, Л.А. Петровской, Е.В. Руденского, Е.В. Сидоренко, Л.Д. Столяренко; К. Данцигера, Д.У. Джонсона, Б. Спицберга, Дж. Уайменна, Ю. Хабермаса и др.
Коммуникативная компетентность и пути ее развития выступали предметом исследования в трудах таких авторов как Э.Э. Жамбеева, Ю.М. Жуков, Н.С. Колмогорова, И.В. Макаровская, О.И. Муравьева и др.
Коммуникативные навыки, как отмечают И.Р. Алтунина, Т.Ю. Артюхова, Н.В. Басалаева, своими источниками имеют как биологические, так и социальные факторы. Первые представлены характерным для личности уровнем экстраверсии и интроверсии. Вторые обусловлены спецификой воспитания, полученного жизненного опыта, общей эрудиции и применением специальных методов обучения.
Разнообразные аспекты изучения методов активного социально-психологического обучения, ориентированного на развитие коммуникативной сферы (в том числе социально-психологических тренингов и области их использования) приведены в исследованиях И.Б. Голодованской, В.И. Долговой, Ю.Н. Емельянова, Н.А. Моревой, Л.А. Петровской, А.В. Соколова и др.
Формирование коммуникативных навыков может происходить стихийно, однако их высокий уровень формируется исключительно благодаря специальной психолого-педагогической работе и созданию соответствующих условий. Эти условия изучались в работах А.Ш. Гусейнова, Н.Г. Жарких, Т.В. Казаковой, И.Б. Лисовской и др.
Ряд авторов указывает на необходимость специально организованной работы по совершенствованию коммуникативной компетентности. Среди них Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, С.Е. Жучкова, Г.А. Ковалев, Г.И. Марасанов, С.И. Макшанов, Л.А. Петровская, С.В. Петрушин, Е.В. Сидоренко и др.
Определено основное противоречие исследования: между необходимостью повышения коммуникативных навыков у взрослых людей как предпосылки благополучия в социокультурном, профессиональном, интеллектуальном и личностном отношении, с одной стороны, и недостаточным научно-методическим освещением применения социально-психологического тренинга как способа стимулирования коммуникативного развития, с другой стороны.
Проблема исследования: Как обеспечить повышение коммуникативных навыков при помощи социально-психологического тренинга?
Тема исследования: «Социально-психологический тренинг как способ повышения коммуникативных навыков».
Цель исследования: установить влияние социально-психологического тренинга на развитие коммуникативных навыков у индивидов среднего возраста и разработать соответствующие рекомендации.
Объект исследования: коммуникативные навыки у индивидов среднего возраста.
Предмет исследования: социально-психологический тренинг как способ повышения коммуникативных навыков.
Гипотеза исследования: предполагается, что у индивидов среднего возраста, участвующих в социально-психологическом тренинге, происходит развитие коммуникативных навыков, что проявляется в повышении уровня общительности, эмпатии, развитии коммуникативных и организационных навыков.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Рассмотреть содержание понятия «коммуникативные навыки» в современной психологической науке.
2. Представить научно-теоретические основы социально-психологического тренинга как способа развития коммуникативных навыков.
3. Разработать содержание и методы оказания психологической помощи индивидам среднего возраста по повышению коммуникативных навыков в процессе эксперимента.
4. Определить эффективность оказания психологической помощи индивидам среднего возраста по повышению коммуникативных навыков в процессе эксперимента.
5. Сформулировать практические рекомендации психологам по повышению коммуникативных навыков у индивидов среднего возраста.
Методологической основой исследования выступили:
— личностно-деятельностный и коммуникативно-ориентированный подходы (А.В. Барабанщиков, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев);
— закономерности формирования готовности к коммуникативной деятельности (О.С. Осипчук, Л.Н. Уваров).
Методы исследования:
— теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
— наблюдение;
— тестирование;
— эксперимент;
— качественная и количественная обработка эмпирических данных.
Методики исследования:
1. Тест коммуникативные и организаторские склонности (КОС)
Целью использования методики выступает выявления уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей у индивидов среднего возраста, принявших участие в исследовании.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Коммуникативные навыки – это система внутренних ресурсов, необходимых для построения результативной коммуникации в конкретной ситуации, которая возникает в ходе межличностного взаимодействия. Коммуникативные навыки обладают инвариантными свойствами, свойственными всему человечеству, наряду с предопределенными исторически и культурно параметрами.
Социально-психологический тренинг – это форма психологического воздействия, основанного на активных методах групповой работы, специально организованное общение, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки.
Итак, обобщим результаты исследования:
1. Эмпирическое исследование повышения коммуникативных навыков при помощи социально-психологического тренинга было проведено при участии 40 испытуемых в возрасте 30-40 лет.
2. Эмпирическое исследование было проведено по экспериментальному плану №4 по классификации Д. Кэмпбелла, т.е. включало в себя предварительное и итоговое тестирование, а также предполагало привлечение контрольной группы.
3. В рамках проведенного предварительного тестирования были выявлены те испытуемые, что демонстрируют низкий уровень развития коммуникативных навыков. Эти испытуемые составили экспериментальную группу. Те респонденты, уровень коммуникативных навыков у которых был средним и высоким, составили контрольную группу. К участию в реализации психологической помощи индивидам среднего возраста по повышению коммуникативных навыков в процессе эксперимента были привлечены только испытуемые из экспериментальной группы.
4. Для того чтобы установить, оказало ли проведение социально-психологического тренинга положительное влияние на уровень коммуникативных навыков испытуемых из экспериментальной группы, была проведена итоговая диагностика. Ее результаты сравнивались как с результатами предварительной диагностики испытуемых из экспериментальной группы, так и сданными, полученными в ходе предварительного тестирования с испытуемыми из контрольной группы.
5. Полученные эмпирические данные были также подвергнуты статистической обработке данных. В рамках статистической обработки данных были использованы такие критерии как U-критерий Манна-Уитни и Т-критерий Вилкоксона.
6. Выявленные в результате расчета U-критерия Манна-Уитни достоверные различия между диагностическими данными у испытуемых экспериментальной группы, полученные до и после их участия в социально-психологическом тренинге, позволяют доказать эффективность оказания психологической помощи индивидам среднего возраста по повышению коммуникативных навыков в процессе эксперимента.
7. Реализованный социально-психологический тренинг одинаково эффективно оказал влияние на все изучаемые параметры у испытуемых экспериментальной группы: обеспечил рост организаторских и коммуникативных навыков, коммуникативной толерантности и эмпатии.
8. Согласно анализу полученных на итоговом этапе исследования эмпирических данных, уровень развития коммуникативных навыков возрос у 89% респондентов, эмпатии – у 100%, коммуникативной толерантности – у 89% респондентов.
9. Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать выдвинутую гипотезу исследования о том, что у индивидов среднего возраста, участвующих в социально-психологическом тренинге, происходит развитие коммуникативных навыков, что проявляется в повышении уровня общительности, эмпатии, развитии коммуникативных и организационных навыков.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЕТОДОМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

1.1. Содержание понятия «коммуникативные навыки» в современной психологической науке

Одним из результатов социализации личности выступают ее коммуникативные навыки, которые можно определять, как уровень развития коммуникативной культуры, являющейся интегративным параметром личности и отождествляющейся с коммуникативной компетентностью [25].
В научный оборот термин «коммуникативные навыки» был введен наукой социолингвистикой, и изначально применялся в рамках коммуникативного подхода при изучении иностранных языков. На текущий момент сфера его использования значительно расширилась, и он обозначает уровень готовности к взаимодействию с социумом, который гарантирует личности отвечающее ее социальному статусу и навыкам функционирования в обществе [5].
Ни педагогической, ни психологической наукой не дается четкого определения понятия «коммуникативные навыки». Содержание этого понятия все также вызывает научные споры, однако, несмотря на разнообразие трактовок, всех их объединяет практическая направленность и отсылка к разным элементам общения:
— умение говорить и слушать, передавать свои чувства, мысли и эмоции, желания и намерения, просьбы и предложения;
— умение поддерживать и вести диалог (т.е. строить его), устанавливать контакты;
— овладение вербальными и невербальными средствами общения;
— умение отвечать и задавать вопросы, обмениваться информацией;
— умение регулировать свое собственное речевое поведение и ориентироваться в ситуации общения;
— умение объяснять и доказывать;
— умение отстаивать свое мнение и убеждения;
— умение следовать правилам культуры общения и соблюдать этикет речи и пр. [10].
Под коммуникативными навыками мы будем понимать систему внутренних ресурсов, необходимых для построения результативной коммуникации в конкретной ситуации, которая возникает в ходе межличностного взаимодействия. Не подвергается сомнению тот факт, что коммуникативные навыки обладают инвариантными свойствами, свойственными всему человечеству, наряду с предопределенными исторически и культурно параметрами [22].
В современных критериях развитие коммуникативных навыков предполагает ряд принципиальных направлений их гармонизации. При этом для практики становления коммуникативных навыков значимо разграничить такие виды общения как ролевое или интимно-личностное и служебно-деловое. Базовой чертой для этого разграничения, как правило, является психологическая дистанция между участниками коммуникации, т.е. «я – ты» контакт. В рамках него посторонний человек получает статус близкого, а общение начинает быть конфиденциальным, что объясняется тем, что индивид доверяет себя, свой внутренний мир партнеру, а не исключительно «внешние» данные, например, связанные со стандартной служебной задачей, решаемой сообща.
В первую очередь коммуникативные навыки – это готовность и умение организовать контакт, находясь при этом на разных психологических дистанциях (и на отстраненной, и на близкой). Временами инертность позиции (т.е. следование одной и той же позиции, а также претворение ее в жизнь повсюду, вне зависимости от характера партнера по общению, либо особенностей ситуации) может вызвать трудности в общении. В общем, коммуникативные навыки взаимосвязаны не с владением той или иной единственной позицией в качестве максимально развитой, а с адекватным приобщением ко всему их спектру. Одним из основополагающих параметров коммуникативных навыков является адекватная и оперативная смена психологических позиций [23].
К исследованию коммуникативных навыков обращались такие авторы как Ю.М. Жуков, Л.А. Петровский и П.В. Растянников [7]. Данные ученые понимали ее как совокупность внутренних ресурсов, которые необходимы для выстраивания результативного коммуникативного действия в конкретном перечне ситуаций взаимодействия между личностями.
Совокупность ресурсов, которые являются базой для коммуникативных действий, представляет собой единство следующих параметров:
— когнитивные ресурсы, которые гарантируют адекватный анализ и интерпретацию коммуникативной ситуации;
— ресурсы коммуникативного акта, гарантирующие планирование действий в ходе процесса общения;
— ресурсы нейтрализации и компенсации отрицательных последствий от действий в ходе общения;
— культурные и нормативные ресурсы, определяющие направленность на изменение правил регуляции совместных действий;
— перцептивные и коммуникативные ресурсы, характеризующие возможности (а вернее, «репертуар») коммуникативных действий в ходе общения [7].
Коммуникативные навыки определяют уровень овладения общением, как процессом, имеющим множество уровней, который обеспечен и претворяется в жизнь целым комплексом различных механизмов, из которых базовыми являются:
— механизмы процесса отражения, которые определяют ориентирование индивида в ситуации общения и проявляются в форме процессов мышления, восприятия и ощущения;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы