Курсовая с практикой на тему Социально педагогическая профилактика алкоголизма в подростковой среде
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической профилактики алкоголизма в подростковой среде 7
1.1. Причины подросткового алкоголизма 7
1.2. Деятельность социальных педагогов по профилактике алкоголизма в подростковой среде 12
Выводы по 1 главе: 23
Глава 2. Процесс социально-педагогической профилактики алкоголизма в подростковой среде: опытная работа 24
2.1. Исследование склонности к алкогольной зависимости в подростковой среде 24
2.2. Авторский проект по профилактике алкогольной зависимости в подростковой среде 26
Выводы по 2 главе 34
Заключение 35
Библиографический список 36
Приложение 1. 40
Приложение 2 44
Приложение 3 46
Введение:
Актуальность исследования. Проблема употребления алкоголя подростками очень актуальна в наши дни. В настоящее время потребление алкогольных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. Во всем мире наблюдается рост употребления алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира, а также в России все больше внимания уделяется проблеме алкоголизма среди молодежи, проводятся исследования по изучению мотивов употребления алкоголя молодыми людьми, выявлению факторов, способствующих злоупотреблению алкоголем подростками.
Проблема алкоголизма в подростковом и даже детском возрасте в последние годы стала чрезвычайно актуальной. Только врачи-наркологи и сотрудники правоохранительных органов знают, сколько подростков сейчас употребляют алкоголь. Очень часто ни учителя, ни родители даже не подозревают, что подросток регулярно употребляет алкоголь, и узнают об этом только тогда, когда он попадает в психиатрическую больницу или в полицию. Подростковый алкоголизм — проблема многогранная и разносторонняя. Ее изучением занимались многие представители различных направлений: Е.В. Борисова, Н.Я. Копыт, Е.С. Скворцова, И.И. Лукинский, Д.В. Колесова, Д.Д. Еникеева, Г.Н. Штинова и др.
В настоящее время алкоголь является едва ли не самым доступным наркотиком. Устойчивость к алкоголю у подростков, которые впервые пробуют пиво или водку, очень низкая. Уже после употребления 50-100 миллилитров водки наступает опьянение.
Характерными качествами несовершеннолетних алкоголиков являются вычурность, наглость и развязность, которые быстро сменяются депрессией и беспомощностью.
Стоит уточнить, что понятия безвредного употребления алкогольных напитков для подростков не существует. Алкоголь склонен грубо вмешиваться в процесс формирования хрупкого организма ребенка и разрушать его. Помимо материальной оболочки, он деформирует личность подростка, отнимая у него возможность нормального социального развития. Поэтому для подростка любое употребление алкоголя — это уже злоупотребление.
Принимая во внимание актуальность проблемы, мы в качестве темы исследовательской работы определили: «Социально-педагогическая профилактика алкоголизма в подростковой среде».
Объект исследования: проблема алкоголизма в подростковой среде.
Предмет исследования: особенности процесса социально-педагогической профилактики алкоголизма в подростковой среде
Цель исследования: изучение вопроса социально-педагогической профилактики алкоголизма в подростковой среде.
Задачи исследования:
1. Исследовать причины подросткового алкоголизма;
2. Проанализировать деятельность социальных педагогов по профилактике алкоголизма в подростковой среде;
3. Провести исследование склонности к алкогольной зависимости в подростковой среде;
4. Создать авторский проект профилактики алкогольной зависимости в подростковой среде.
Гипотеза исследования. Результаты социально-педагогической профилактики алкоголизма в подростковой среде будут более эффективными, чем в массовом опыте, если:
• проведена социальная, психологическая и педагогическая диагностика, позволяющая выявить причины профилактики алкоголизма в подростковой среде;
• проведен теоретический анализ причин и методов профилактики алкоголизма в подростковой среде;
• составлен проект профилактики алкоголизма в подростковой среде
Для реализации цели и задач исследования применялись следующие методы исследования:
теоретические — изучение научной литературы, анализ и синтез научного знания; теоретическое моделирование; социально-педагогическое проектирование;
эмпирические — изучение опыта социально-педагогической профилактики алкоголизма в подростковой среде, анкетирование, анализ полученных данных, проектирование.
База исследования и целевая группа: 115 подростков возрастом 13-16 лет, рандомно и анонимно выбранных в сети Интернет.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в систематизации научных знаний по проблеме профилактики алкоголизма в подростковой среде.
Практическая ценность результатов исследования состоит в составлении программы профилактики алкогольной зависимости в подростковой среде.
Внедрение результатов исследования. Материалы курсовой работы могут быть использованы в работе социальных педагогов по профилактике алкогольной зависимости в подростковой среде.
Объем и структура исследовательской работы. Курсовая работа, общим объемом 43 с., состоит из: введения (3 с.), двух глав (17 с., 11 с.), заключения (1 с.) и библиографического списка (30 источников), приложений.
Заключение:
В исследовании решались поставленные нами задачи. Так мы исследовали причины подросткового алкоголизма. В подростковом алкоголизме наблюдается достаточно быстрая реакция на зависимость и психические отклонения. При употреблении алкоголя очень быстро развивается физическая зависимость, когда организм подростка испытывает «ломку» и просит добавки. Нарушаются процессы роста и все функции растущего организма: реакции, умственные способности замедляются, происходит активная деградация личности.
Проанализировали деятельность социальных педагогов по профилактике алкоголизма в подростковой среде. Профилактика детского и подросткового алкоголизма должна осуществляться по направлениям: профилактика алкоголизма на семейном уровне (развитие здорового образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение ежедневного и сна, антиалкогольное воспитание в семье); профилактика алкоголизма на уровне школы (педагогический такт, контакт преподавателя со студентами, введение в активную физическую активность и спорт, организованная работа школьного врача по профилактике алкоголизма, санитарно-воспитательная работа и т. д.)
Провели исследование склонности к алкогольной зависимости в подростковой среде и составили программу профилактики алкогольной зависимости в подростковой среде. Изучение отношения подростков к алкоголю расширяет понимание феномена алкогольной зависимости и полезно для целенаправленного планирования и осуществления психолого-педагогической профилактики в условиях образовательного учреждения. На основе полученных данных был разработан авторский проект профилактики алкогольной зависимости подростков с использованием современных интерактивных технологий.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической профилактики алкоголизма в подростковой среде
В материалах первой главы представлен анализ работ научных деятелей и исследователей по проблеме социально-педагогической профилактики алкоголизма в подростковой среде. Определены причины алкоголизма в подростковой среде. Рассматриваются теоретико-методические основы профилактики алкоголизма в подростковой среде, опыт работы отечественных педагогов в сфере социально-педагогической деятельности по предупреждению алкоголизма среди подростков.
1.1. Причины подросткового алкоголизма
Подростковый алкоголизм отличается от алкоголизма взрослых. Учитывая неустойчивую психику подростка, наблюдается достаточно быстрая реакция на зависимость и психические отклонения.
При употреблении алкоголя очень быстро развивается физическая зависимость, когда организм подростка испытывает «ломку» и просит добавки.
Нарушаются процессы роста и все функции растущего организма: реакции, умственные способности замедляются, происходит активная деградация личности.
Для развития алкоголизма у взрослого человека требуется 5-10 лет непрерывного употребления алкоголя, тогда как у подростков этот период ограничивается 2-3 годами — процессы физического и психологического отравления происходят гораздо быстрее.
Согласно статистике, среди подросткового алкоголизма выделяют три показателя [13]:
— Увеличение числа подростков, пристрастившихся к алкоголю, на 10% за последнее десятилетие;
— Снизился возраст подростков, т.е. если раньше алкоголиками становились подростки 16-18 лет, то сейчас чаще встречаются подростки 12-15 лет;
— гендерные различия стали размытыми; среди подростков-алкоголиков есть как мальчики, так и девочки.
Дети должны расти здоровыми, но это невозможно, если девочка пристрастилась к алкоголю. Алкоголизм нарушает репродуктивные функции, и последствиями могут быть бесплодие или аномальное формирование эмбриона, как следствие — врожденные аномалии.
Подросток, в силу своего возраста, склонен к резким переменам в поведении: бывает раздражителен, скрытен, общителен или смущён, — подобное поведение не всегда указывает на реальную проблему, справиться с которой потом будет очень сложно.
Причины подросткового алкоголизма
Причины подросткового алкоголизма очень разнообразны.
Причины физиологического алкоголизма следующие [12]:
1. Наследственность. Дети и внуки алкоголиков в 3–4 раза чаще, чем сверстники из семей, где не имеют пристрастия к этанолу, приобретают влечение к спиртным напиткам.
2. Травмы головы. При черепно-мозговых травмах страдают «мозговые центры», отвечающие за функционирование органа. Даже редкое употребление может привести к алкоголизму.
3. Манифестация психических заболеваний. Первичное проявление большинства патологий психики происходит в период пубертата. Это может выражаться в асоциальном поведении.
Причины, связанные с семьей [14]:
Традиции в семье, в рамках которых употребляется алкоголь — семейные праздники, гости, торжественные события в жизни членов семьи. У подростка формируется особое отношение к алкоголю — почти как к главному элементу любого праздника или отдыха.
Отсутствие должного контроля со стороны родителей. Если родители не дают ребенку морального стержня, набора жизненных ценностей, то маленький человек, попадая во внешний мир, то есть в школу или на улицу, не сможет принять правильное решение в отношении алкоголя. Если у подростка есть цель и реальная мечта, он вряд ли будет тратить время на выпивку.
Недооценка вреда. Многие мамы и папы считают, что слабоалкогольные напитки безвредны для здоровья. Иногда они сами дают алкоголь своим детям — для возбуждения аппетита или в качестве лечения.
Родители употребляют алкоголь. В подавляющем большинстве случаев подростки с родителями-алкоголиками сами становятся алкоголиками.
Решающую роль чаще играет не биологический, а психосоциальный фактор.
Причины, связанные с обществом [9]:
Скрытая пропаганда алкоголя. Беда в том, что образ жизни, связанный с употреблением различных видов алкогольных напитков, широко рекламируется по телевидению и в других средствах массовой информации.
Доступность. Молодым людям навязываются стереотипы, что они должны отдыхать и отмечать праздники с алкоголем.
Образ жизни в обществе. Сегодня ситуация такова, что большинство людей ориентированы только на получение денег и максимального удовольствия от жизни. Все это приводит к моральной деградации и, как следствие, к различным зависимостям, в том числе и к алкоголизму.
Подражание другим подросткам в своем кругу общения часто приводит к пьянству. Если в группе выпивающих есть мальчик или девочка, которые отказываются пить, над ними смеются и в конце концов изгоняют из группы.