Курсовая с практикой Гуманитарные науки Социальная работа

Курсовая с практикой на тему Социально педагогическая профилактика алкоголизма в подростковой среде

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение 4

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической профилактики алкоголизма в подростковой среде 7

1.1. Причины подросткового алкоголизма 7

1.2. Деятельность социальных педагогов по профилактике алкоголизма в подростковой среде 12

Выводы по 1 главе: 23

Глава 2. Процесс социально-педагогической профилактики алкоголизма в подростковой среде: опытная работа 24

2.1. Исследование склонности к алкогольной зависимости в подростковой среде 24

2.2. Авторский проект по профилактике алкогольной зависимости в подростковой среде 26

Выводы по 2 главе 34

Заключение 35

Библиографический список 36

Приложение 1. 40

Приложение 2 44

Приложение 3 46


  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема употребления алкоголя подростками очень актуальна в наши дни. В настоящее время потребление алкогольных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. Во всем мире наблюдается рост употребления алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира, а также в России все больше внимания уделяется проблеме алкоголизма среди молодежи, проводятся исследования по изучению мотивов употребления алкоголя молодыми людьми, выявлению факторов, способствующих злоупотреблению алкоголем подростками.

Проблема алкоголизма в подростковом и даже детском возрасте в последние годы стала чрезвычайно актуальной. Только врачи-наркологи и сотрудники правоохранительных органов знают, сколько подростков сейчас употребляют алкоголь. Очень часто ни учителя, ни родители даже не подозревают, что подросток регулярно употребляет алкоголь, и узнают об этом только тогда, когда он попадает в психиатрическую больницу или в полицию. Подростковый алкоголизм — проблема многогранная и разносторонняя. Ее изучением занимались многие представители различных направлений: Е.В. Борисова, Н.Я. Копыт, Е.С. Скворцова, И.И. Лукинский, Д.В. Колесова, Д.Д. Еникеева, Г.Н. Штинова и др.

В настоящее время алкоголь является едва ли не самым доступным наркотиком. Устойчивость к алкоголю у подростков, которые впервые пробуют пиво или водку, очень низкая. Уже после употребления 50-100 миллилитров водки наступает опьянение.

Характерными качествами несовершеннолетних алкоголиков являются вычурность, наглость и развязность, которые быстро сменяются депрессией и беспомощностью.

Стоит уточнить, что понятия безвредного употребления алкогольных напитков для подростков не существует. Алкоголь склонен грубо вмешиваться в процесс формирования хрупкого организма ребенка и разрушать его. Помимо материальной оболочки, он деформирует личность подростка, отнимая у него возможность нормального социального развития. Поэтому для подростка любое употребление алкоголя — это уже злоупотребление.

Принимая во внимание актуальность проблемы, мы в качестве темы исследовательской работы определили: «Социально-педагогическая профилактика алкоголизма в подростковой среде».

Объект исследования: проблема алкоголизма в подростковой среде.

Предмет исследования: особенности процесса социально-педагогической профилактики алкоголизма в подростковой среде

Цель исследования: изучение вопроса социально-педагогической профилактики алкоголизма в подростковой среде.

Задачи исследования:

1. Исследовать причины подросткового алкоголизма;

2. Проанализировать деятельность социальных педагогов по профилактике алкоголизма в подростковой среде;

3. Провести исследование склонности к алкогольной зависимости в подростковой среде;

4. Создать авторский проект профилактики алкогольной зависимости в подростковой среде.

Гипотеза исследования. Результаты социально-педагогической профилактики алкоголизма в подростковой среде будут более эффективными, чем в массовом опыте, если:

• проведена социальная, психологическая и педагогическая диагностика, позволяющая выявить причины профилактики алкоголизма в подростковой среде;

• проведен теоретический анализ причин и методов профилактики алкоголизма в подростковой среде;

• составлен проект профилактики алкоголизма в подростковой среде

Для реализации цели и задач исследования применялись следующие методы исследования:

теоретические — изучение научной литературы, анализ и синтез научного знания; теоретическое моделирование; социально-педагогическое проектирование;

эмпирические — изучение опыта социально-педагогической профилактики алкоголизма в подростковой среде, анкетирование, анализ полученных данных, проектирование.

База исследования и целевая группа: 115 подростков возрастом 13-16 лет, рандомно и анонимно выбранных в сети Интернет.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в систематизации научных знаний по проблеме профилактики алкоголизма в подростковой среде.

Практическая ценность результатов исследования состоит в составлении программы профилактики алкогольной зависимости в подростковой среде.

Внедрение результатов исследования. Материалы курсовой работы могут быть использованы в работе социальных педагогов по профилактике алкогольной зависимости в подростковой среде.

Объем и структура исследовательской работы. Курсовая работа, общим объемом 43 с., состоит из: введения (3 с.), двух глав (17 с., 11 с.), заключения (1 с.) и библиографического списка (30 источников), приложений.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В исследовании решались поставленные нами задачи. Так мы исследовали причины подросткового алкоголизма. В подростковом алкоголизме наблюдается достаточно быстрая реакция на зависимость и психические отклонения. При употреблении алкоголя очень быстро развивается физическая зависимость, когда организм подростка испытывает «ломку» и просит добавки. Нарушаются процессы роста и все функции растущего организма: реакции, умственные способности замедляются, происходит активная деградация личности.

Проанализировали деятельность социальных педагогов по профилактике алкоголизма в подростковой среде. Профилактика детского и подросткового алкоголизма должна осуществляться по направлениям: профилактика алкоголизма на семейном уровне (развитие здорового образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение ежедневного и сна, антиалкогольное воспитание в семье); профилактика алкоголизма на уровне школы (педагогический такт, контакт преподавателя со студентами, введение в активную физическую активность и спорт, организованная работа школьного врача по профилактике алкоголизма, санитарно-воспитательная работа и т. д.)

Провели исследование склонности к алкогольной зависимости в подростковой среде и составили программу профилактики алкогольной зависимости в подростковой среде. Изучение отношения подростков к алкоголю расширяет понимание феномена алкогольной зависимости и полезно для целенаправленного планирования и осуществления психолого-педагогической профилактики в условиях образовательного учреждения. На основе полученных данных был разработан авторский проект профилактики алкогольной зависимости подростков с использованием современных интерактивных технологий.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической профилактики алкоголизма в подростковой среде

В материалах первой главы представлен анализ работ научных деятелей и исследователей по проблеме социально-педагогической профилактики алкоголизма в подростковой среде. Определены причины алкоголизма в подростковой среде. Рассматриваются теоретико-методические основы профилактики алкоголизма в подростковой среде, опыт работы отечественных педагогов в сфере социально-педагогической деятельности по предупреждению алкоголизма среди подростков.

1.1. Причины подросткового алкоголизма

Подростковый алкоголизм отличается от алкоголизма взрослых. Учитывая неустойчивую психику подростка, наблюдается достаточно быстрая реакция на зависимость и психические отклонения.

При употреблении алкоголя очень быстро развивается физическая зависимость, когда организм подростка испытывает «ломку» и просит добавки.

Нарушаются процессы роста и все функции растущего организма: реакции, умственные способности замедляются, происходит активная деградация личности.

Для развития алкоголизма у взрослого человека требуется 5-10 лет непрерывного употребления алкоголя, тогда как у подростков этот период ограничивается 2-3 годами — процессы физического и психологического отравления происходят гораздо быстрее.

Согласно статистике, среди подросткового алкоголизма выделяют три показателя [13]:

— Увеличение числа подростков, пристрастившихся к алкоголю, на 10% за последнее десятилетие;

— Снизился возраст подростков, т.е. если раньше алкоголиками становились подростки 16-18 лет, то сейчас чаще встречаются подростки 12-15 лет;

— гендерные различия стали размытыми; среди подростков-алкоголиков есть как мальчики, так и девочки.

Дети должны расти здоровыми, но это невозможно, если девочка пристрастилась к алкоголю. Алкоголизм нарушает репродуктивные функции, и последствиями могут быть бесплодие или аномальное формирование эмбриона, как следствие — врожденные аномалии.

Подросток, в силу своего возраста, склонен к резким переменам в поведении: бывает раздражителен, скрытен, общителен или смущён, — подобное поведение не всегда указывает на реальную проблему, справиться с которой потом будет очень сложно.

Причины подросткового алкоголизма

Причины подросткового алкоголизма очень разнообразны.

Причины физиологического алкоголизма следующие [12]:

1. Наследственность. Дети и внуки алкоголиков в 3–4 раза чаще, чем сверстники из семей, где не имеют пристрастия к этанолу, приобретают влечение к спиртным напиткам.

2. Травмы головы. При черепно-мозговых травмах страдают «мозговые центры», отвечающие за функционирование органа. Даже редкое употребление может привести к алкоголизму.

3. Манифестация психических заболеваний. Первичное проявление большинства патологий психики происходит в период пубертата. Это может выражаться в асоциальном поведении.

Причины, связанные с семьей [14]:

 Традиции в семье, в рамках которых употребляется алкоголь — семейные праздники, гости, торжественные события в жизни членов семьи. У подростка формируется особое отношение к алкоголю — почти как к главному элементу любого праздника или отдыха.

 Отсутствие должного контроля со стороны родителей. Если родители не дают ребенку морального стержня, набора жизненных ценностей, то маленький человек, попадая во внешний мир, то есть в школу или на улицу, не сможет принять правильное решение в отношении алкоголя. Если у подростка есть цель и реальная мечта, он вряд ли будет тратить время на выпивку.

 Недооценка вреда. Многие мамы и папы считают, что слабоалкогольные напитки безвредны для здоровья. Иногда они сами дают алкоголь своим детям — для возбуждения аппетита или в качестве лечения.

 Родители употребляют алкоголь. В подавляющем большинстве случаев подростки с родителями-алкоголиками сами становятся алкоголиками.

Решающую роль чаще играет не биологический, а психосоциальный фактор.

Причины, связанные с обществом [9]:

 Скрытая пропаганда алкоголя. Беда в том, что образ жизни, связанный с употреблением различных видов алкогольных напитков, широко рекламируется по телевидению и в других средствах массовой информации.

 Доступность. Молодым людям навязываются стереотипы, что они должны отдыхать и отмечать праздники с алкоголем.

 Образ жизни в обществе. Сегодня ситуация такова, что большинство людей ориентированы только на получение денег и максимального удовольствия от жизни. Все это приводит к моральной деградации и, как следствие, к различным зависимостям, в том числе и к алкоголизму.

Подражание другим подросткам в своем кругу общения часто приводит к пьянству. Если в группе выпивающих есть мальчик или девочка, которые отказываются пить, над ними смеются и в конце концов изгоняют из группы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы