Курсовая с практикой на тему Социальная защита населения на государственном и муниципальном уровнях.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социальной защиты населения на государственном и муниципальном уровнях 5
1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения 5
1.2. Правовые основы социальной защиты населения на государственном и муниципальном уровнях 9
1.3. Система органов социальной защиты населения на государственном и муниципальном уровнях 13
Глава 2. Практические особенности социальной защиты населения на государственном и муниципальном уровнях на примере г. Москва 17
2.1. Социально-экономическая характеристика г. Москва 17
2.2. Анализ деятельности Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы 21
2.3. Оценка деятельности Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы 26
Глава 3. Проблемы и перспективы социальной защиты населения на государственном и муниципальном уровнях 31
3.1. Проблемы социальной защиты населения на государственном и муниципальном уровнях 31
3.2. Перспективы развития социальной защиты населения на государственном и муниципальном уровнях 34
Заключение 38
Список литературы 41
Введение:
Актуальными вопросами в области социальной защиты населения города Москвы является усиление социальной защищенности граждан старшего поколения, семей с несовершеннолетними детьми. Таким образом, перед Россией в целом и городом Москва, в частности, стоит задача создания такой системы социальной защиты, которая смогла бы достаточно быстро и качественно поднять уровень жизни социально неблагополучных групп населения, решение этой задачи может быть найдено в создании гибких, способных быстро адаптироваться в новых экономических условиях программ социальной защиты, основывающихся на лучших мировых достижениях и учитывающих национальные и территориальные особенности развития. Построение оптимальной структуры органа государственной власти и территориальной системы управления сферой, является одним из важных аспектов, для эффективного управления системой социальной помощи и защиты населения.
Объект исследования курсовой работы – общественные отношения, возникающие в процессе социальной защиты населения на государственном и муниципальном уровнях.
Предмет исследования курсовой работы составляет законодательство, регулирующее социальную защиту населения на государственном и муниципальном уровнях.
Цель курсовой работы: сформулировать перспективы развития социальной защиты населения на государственном и муниципальном уровнях.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи курсовой работы:
— раскрыть понятие и сущность социальной защиты населения;
— изучить правовые основы социальной защиты населения на государственном и муниципальном уровнях;
— рассмотреть систему органов социальной защиты населения на государственном и муниципальном уровнях;
— привести социально-экономическую характеристику г. Москва;
— проанализировать деятельность Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы;
— провести оценку деятельности Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы;
— выявить проблемы социальной защиты населения на государственном и муниципальном уровнях;
— определить перспективы развития социальной защиты населения на государственном и муниципальном уровнях.
Теоретическую основу курсовой работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах ученых по проблемам деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере социальной защиты.
Методологическую основу курсовой работы составили общенаучные методы познания правовых явлений: анализ и синтез, а также частнонаучные методы: логико-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный.
Нормативная база курсовой работы представлена Конституцией Российской Федерации , федеральным законодательством РФ.
Сделанные в курсовой работе выводы могут быть использованы для дальнейшего совершенствования социальной защиты населения на государственном и муниципальном уровнях.
Структурно курсовая работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к оформлению, и состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Развитие и процветание страны невозможно без решения социально-экономических проблем населения, учета индивидуальных особенностей людей и их способности к удовлетворению первоочередных потребностей, обеспечения комфортных условий для жизнедеятельности, здорового образа жизни и развития личности. Очевидно, только в этом случае можно говорить о поступательном движении вперед, о социальном прогрессе и развитии государства. Важнейшим механизмом на пути к этому развитию выступает система социальной защиты населения, призванная обеспечить каждому гражданину страны достойный уровень жизни, наиболее полную реализацию конституционных прав и свобод.
2. Условием, необходимым для существования и упрочения режима законности, является наличие развитой системы законодательства. Это означает такую взаимосвязь и взаимодействие нормативных актов, при которой действие одного закона не находится в противоречии с действием других, а реализация одного права регламентирована таким образом, чтобы не препятствовать реализации других прав.
3. Практика показывает, что в последнее время органы власти как на федеральном, так и на региональном уровнях все чаще обращаются к совершенствованию сложившейся системы социальной защиты населения.
В связи с чем, перед государственным управлением ставится задача разработки и реализации наиболее эффективных и адаптивных мер социальной защиты населения. Довольно большое количество регионов в России сталкиваются с трудностями в развитии системы социальной защиты населения.
4. Москва по итогам 2021 г. была в далеко не худшей экономической ситуации по сравнению с другими российскими регионами. Связано это как с факторами региональной шокоустойчивости (высоким уровнем диверсификации экономики, внедрения информационных технологий, инновационности), так и традиционными преимуществами крупнейших городов (высокой емкостью потребительского рынка и той же инновационностью).
Специализация на сфере услуг в конечном итоге оказалась благоприятным фактором их развития в силу высокой значимости сложных и востребованных в условиях пандемии услуг (включая связанные с IT-сектором), в которых к тому же была возможность перевести значительную часть занятых на удаленный режим работы.
Социально-экономическая политика властей в 2021 г. тоже имела значение: важны были и принятые непосредственно в условиях пандемии решения по поддержке экономики (ставшие возможными в силу наличия необходимых ресурсов, особенно в Москве), и ранее созданные инструменты привлечения инвесторов (в виде особых экономических зон).
5. Департаментом труда и социальной защиты населения Москвы предпринимаются значительные усилия в сфере социальной защиты граждан, однако не все программы Департамента закреплены в Постановлении Правительства Москвы от 6 сентября 2011 г. N 420-ПП. В качестве такого примера можно привести пилотный проект Правительства Москвы «активное долголетие» и «приданое для новорожденного» начавшие свое действие с 1 января 2018 года.
6. По результатам анкетирования мы выяснили что, в целом 95 % (142) посетителей положительно оценили условия оказания услуг органов, осуществляющих социальную защиту населения г. Москвы.
7. Социальное государство — это политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. Основная проблематика низкой или недостаточной эффективности управления социальной защиты населения состоит в самой системе и организации управления.
8. В решении крупномасштабных и острых социальных проблем требуется участие федеральных органов государственной власти, в том числе в проведении активной государственной политики, направленной на:
— противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения;
— предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах;
— сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах;
— регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами;
— содействие развитию и совершенствованию системы образования на региональном уровне во взаимодействии с федеральной системой высшего и послевузовского образования;
— оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.
Таким образом, социальная направленность выступает наиболее важным звеном в реализации комплексной государственной политики Российской Федерации
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы социальной защиты населения на государственном и муниципальном уровнях
1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Иными словами, государство берет на себя определенную ответственность перед гражданами за их благосостояние. Из этого следует, что каждый гражданин вправе рассчитывать на социальную помощь и защиту.
Профессор Е.И. Холостова под социальной защитой населения подразумевает «политику и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения» .
Таким образом, под социальной защитой населения следует понимать совокупность мер, призванных обеспечить наиболее приемлемые условия жизнеобеспечения, удовлетворение потребностей, минимизацию рисковых ситуаций и деятельное существование различных категорий граждан и каждого человека в отдельности .
Основное назначение социальной защиты населения состоит в том, чтобы создать комфортные условия для жизни и развития человека и в первую очередь оказать помощь тем, кто в ней наиболее нуждается. Таким образом, происходит определенное смягчение негативных последствий социального неравенства и социально-экономических потрясений в обществе.
Социальная защита населения является неотъемлемым и одним из первостепенных направлений социальной политики Российской Федерации. Роль и значение данного направления трудно переоценить, ведь именно посредством социальной защиты государство поддерживает уровень и качество жизни своих граждан, следит за степенью удовлетворения материальных и иных потребностей, создает комфортные условия для жизни и развития человека.
Осуществляя деятельность в области социальной защиты, органы власти придерживаются определенных принципов, норм и правил. Так, образуется целая система социальной защиты населения, предполагающая взаимодействие бюджетных и внебюджетных фондов на уровне федерации, региона и муниципального образования. Таким образом, реализуя социальную политику, а, в частности, социальную защиту населения, государство стремится создать развитую систему социальной защиты, направленную на установление стабильности в обществе и обеспечение благосостояния всего населения :
Чтобы лучше понять сущность социальной защиты населения, помимо принципов ее организации, необходимо рассмотреть и функции, которые призвана выполнять система социальной защиты :
1. Предупредительная функция состоит в проведении комплекса организационно-технических, медицинских и иных мероприятий, направленных на минимизацию социальных рисков.
2. Экономическая функция сосредоточена на оказании материальной помощи нуждающимся категориям граждан, а также на содействии развитию сферы экономических отношений.
3. Политическая функция направлена на обеспечение социальной стабильности в обществе посредством снижения несоответствия уровней дохода различных социальных групп.
4. Демографическая функция ориентирована на увеличение рождаемости и продолжительности жизни населения.
5. Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление утраченного здоровья и трудоспособности путем реализации совокупности медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.
На сегодняшний день, социальная защита населения в Российской Федерации представлена тремя основными формами: социальным обеспечением, социальным страхованием и социальной поддержкой (социальной помощью). Рассмотрим указанные формы более подробно.
Социальное обеспечение — это система государственных мер поддержки граждан, реализуемая при наступлении ситуаций, признаваемых государством социально значимыми. На практике социальное обеспечение реализуется посредством выплаты пенсий, пособий, предоставления льгот и определенных видов услуг, а также натуральной помощи.
Социальное страхование, как форма социальной защиты населения, имеет особое значение в реализации социальной политики государства и выражается в страховании экономически активных граждан от потенциально возможного изменения их социального и материального положения (в случае безработицы, инвалидности, болезни, беременности и родов, наступления старости, а также иных предусмотренных законом случаях). Отличительной чертой социального страхования является то, что оно финансируется из специально создаваемых фондов, формируемых за счет целевых взносов субъектов трудовых отношений (работников и работодателей), при поддержке государства.