Курсовая с практикой на тему Социальная работа с семьей в ситуации неблагополучия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СЕМЬЯ В СИТУАЦИИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 6
1.1. Понятие семьи в ситуации неблагополучия 6
1.2 Аспекты семейного неблагополучия 10
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЁЙ В СИТУАЦИИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ 17
2.1. Правовые основы организации работы с семьей в ситуации неблагополучия 17
2.2. Технологические аспекты социальной работы с неблагополучной семьёй 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А 43
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 44
Введение:
Актуальность выбранной темы заключается в том, что современное российское общество на протяжении последних лет испытывает постоянные кризисы во всех сферах социальной, экономической и психологической жизни, которые влекут за собой трансформацию всех его подсистем, в том числе и института семьи.
Семья — это один из важнейших социальных институтов общества, влияющих на формирование личности. Вместе с тем, современная ситуация в России обострила положение современной семьи, которая теперь претерпевает изменения её функций, размеров, главенства и т.д.
Для гармоничного развития детей необходима здоровая атмосфера в доме, воспитание и уход. Неблагополучная семья оказывает негативное влияние на психологическое и физическое развитие ребенка. По этой причине социальные службы должны следить за такими ячейками общества, чтобы вовремя реагировать на возникающие проблемы.
В общественном представлении понятие семьи в ситуации неблагополучия – это такая семья, которая не справляется со своими функциями по воспитанию детей. Дети испытывают сложности в развитии, сталкиваются со снижением умственных и физических способностей.
Семейное неблагополучие ведет к развитию проблем семейного воспитания. Дети в таких семьях развиваются со значительными задержками и проблемами. Семья оказывает отрицательное воздействие на раскрытие природного потенциала ребенка, не способствует гармоничному развитию его личности, социальному становлению и выработке нравственных ориентиров деятельности. Неблагополучные семьи характеризуются педагогической несостоятельностью, поэтому, увеличение их количества является актуальной педагогической проблемой современности. Неблагополучные семьи могут быть материально обеспеченными и интеллектуально развитыми, но неспособными к адекватному социально-половому и социально-педагогическому воспитанию детей.
Нормативно-правовая база исследования представлена такими документами как: Всеобщая декларация прав человека; Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция РФ; Семейный кодекс РФ; Трудовой кодекс РФ; Федеральный закон №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; «Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и др.
Степень изученности проблемы. Исследованием социальных проблем семей в ситуации неблагополучия занимались такие ученые как: Е. Г. Азарова, Н. Н. Ананьева, А. И. Антонов, С. А. Бурилкина, А. Г. Вишневский, В. Н. Герасимов, С. И. Голод, Т. С. Гостева, Н. В. Громцев, Т. А. Гурко, Н. Ф. Дивицына, О. С. Емельяненко, В. В. Завражнов, Г. М. Зинина, М. М. Ковалевский, М. В. Костюченко, А. И. Кравченко, Л. П. Кузнецова, П. Д. Павленок, М. Я. Руднева, А.Б. Синельников, Е. М. Черняк и др.
Вместе с тем, необходимо совершенствование методов социально-педагогической поддержки детства с категорией семейного неблагополучия. Это обусловило выбор данного исследования на тему: «Социальная работа с семьей в ситуации неблагополучия».
Объектом исследования является проблемы семей в ситуации неблагополучия.
Предметом исследования являются технологии социальной работы с семьёй в ситуации неблагополучия.
Цель исследования – изучить специфику социальной работы с семьёй в ситуации неблагополучия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие семьи в ситуации неблагополучия;
2. Рассмотреть аспекты семейного неблагополучия;
3. Проанализировать правовые основы организации работы с семьей в ситуации неблагополучия;
4. Показать технологические аспекты социальной работы с неблагополучной семьёй.
Теоретической и методологической основой исследования являются законодательные и нормативные акты, научные труды отечественных и зарубежных ученых.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ, синтез; изучение опыта работы.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что обобщены и систематизированы знания отечественной литературы по проблеме исследования; обосновано понятие семьи в ситуации неблагополучия; рассмотрены аспекты семейного неблагополучия; проанализированы правовые основы организации работы с семьей в ситуации неблагополучия; показаны технологические аспекты социальной работы с неблагополучной семьёй.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты и материалы исследования по проблеме социальной работы с семьёй в ситуации неблагополучия и методов социально-педагогической поддержки детства могут использоваться в практике социальной работы.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Заключение:
Результаты курсовой работы можно представить следующим образом.
В первой главе было исследованы особенности семьи в ситуации неблагополучия. В России неблагополучная семья характеризуется определенными признаками, отличающими ее от нормально развивающей и функционирующей семьи. Данные признаки позволяют отнести семью к категории неблагополучных. Семейное неблагополучие оказывает отрицательное воздействие на развитие личности ребенка, усложняет его социальное становление и полноценное развитие, приводит к формированию деструктивных форм поведения. Источником ухудшения положения ребенка и его родителей могут служить разные факторы. Социально неблагополучие семьи возникают по следующим причинам:
1. Недостаток денег приводит не только к тому, что ребенок остается без нормального питания, одежды и развлечений. Хроническое безденежье может стать источником ссор и конфликтов между родителями. Неблагополучная семья может возникнуть в результате потери жилья или работы, тяжелой болезни или кризисной ситуации в стране.
2. Повторный брак одного из родителей. В новой семье не всегда присутствует дружелюбная по отношению к ребенку атмосфера. Конфликты с отчимом, мачехой или сводными братьями и сестрами негативно сказываются на психологическом состоянии.
3. Несоблюдение родителями своих обязанностей по отношению к ребенку часто является одним из проявлений болезни. В таком случае социальные службы должны выявить этот факт и изъять детей.
4. Большое количество детей часто является источником проблем, родители не успевают уделить внимание всем. В результате ребенок может чувствовать себя лишним. По этой причине семьи состоят на особом контроле у социальных служб.
5. В результате злоупотребления родителя не исполняют своих обязанностей по отношению к ребенку. Социальные службы могут признать семью неблагополучной и лишить родительских прав.
Таким образом, необходимость социологического изучения семьи прошлого и настоящего позволяет выяснить факторы, способствующие гармоничному развитию жизни семьи и общества, обеспечивать эффективную реализацию функции семьи.
Во второй главе изучены технологические аспекты социальной работы с неблагополучной семьёй, пример технологии социальной поддержки семей, находящихся в ситуации неблагополучия. В ходе теоретического исследования установлено, что семьи, находящиеся в ситуации неблагополучия, — это семьи, где по объективным или субъективным условиям социальное функционирование затруднено, и они практически неизбежно находятся в состоянии жизненного затруднения.
В основу дифференцированной социально-педагогической помощи семьям, находящимся в ситуации неблагополучия, входит: изучение внутрисемейной среды, с учетом всех ее сторон семейного неблагополучия; построение положительных и доверительных отношений между социальными педагогами и родителями; осуществление индивидуального подхода и разработка индивидуальных методов воздействия на родителей. Это важнейшие принципы работы социального педагога с семьями «группы риска». Помощь социального педагога семьям «группы риска» заключается еще и в выполнении психотерапевтической функции, в коррекции стиля семейного воспитания и взаимоотношений родителей с детьми.
Активное применение технологий «Шаг на встречу» или «Социальный многоэтажный лифт» способствует социальной реабилитации и ресоциализации кровной семьи, повышению жизнестойкости семьи, делает семью ресурсогенной. Обобщение опыта в области помощи семье позволяет повысить эффективность работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.
Фрагмент текста работы:
1. СЕМЬЯ В СИТУАЦИИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1. Понятие семьи в ситуации неблагополучия
В последние десятилетия тенденции развития общества способствуют тому, что в России и во всех странах мира складывается не очень благоприятная социально-демографическая ситуация.
Дело в том, что снижение воспроизводства населения ведет к постепенному демографическому старению, снижению занятости граждан. В будущем это может привести к нагрузке на государственные пенсионные фонды, дополнительной медицинской помощи и уходу за пожилыми людьми, напряженности в отношениях с рабочей силой, росту общественного недовольства, снижению благосостояния.
В связи с изменением уклада повседневной жизни семья потеряла былую привлекательность среди граждан, но именно семья является главной составляющей существования государства, наиважнейшей ценностью, надежным институтом. Она является посредником между населением, государством и иными социальными институтами. Выполнение заложенных функций позволит сохранить преемственности поколений, и продолжит развитие общества [18, с 99].
Так, Н. Ф Дивицына дает следующее определение семье — «это союз, действующий на определенных нормах и эмоциональных привязанностях, которой учит повиноваться и управлять, жить в гармонии со всеми» [21, с 65]. Автор характеризует семью со стороны контактного взаимодействия с различными группами общества.
Похожее мнение у С. И. Голод, характеризующим семью как сложный процесс взаимодействия мужчин и женщин, старшего поколения с младшим, взаимодействие представителей домохозяйства, находящихся в отношении: «кровного родства, порождения, свойства» [17, с 13].