Психология Востока Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Социальная идентичность молодёжи Южной Кореи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И МИРОВОСПРИЯТИЯ
МОЛОДЕЖИ.. 6

1.1. Понятие
социальной идентичности в психологических исследованиях. 6

1.2. Условия
формирования социальной идентичности жителей Южной Кореи  13

1.3.
Состояние исследований социальной идентичности южнокорейской молодежи в работах
отечественных и зарубежных авторов. 22

Глава 2. Эмпирическое исследование социальной идентичности
представителей молодежи Южной Кореи. 27

2.1. Описание методик эмпирического исследования. 27

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 58

ЛИТЕРАТУРА.. 62

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования. С наступлением эпохи глобализации к
проблемам идентичности и идентификации привлечено внимание очень многих
исследователей: психологов, социологов, философов и др. Стали появляться
подобные работы также в области этнологии и социальной антропологии.

Проблемы идентичности
оказались одними из самых актуальных не случайно. Постиндустриальное общество,
сложившееся в современном мире, изменило многие стереотипы и модели поведения,
существовавшие раньше. Вместе с этим оказались поколеблены и размыты многие идентичности,
ранее казавшиеся постоянными, константными.

То, что современный
человек любой национальности совмещает довольно много дополняющих друг друга
идентичностей – это достаточно очевидно. Но этнологи, интересуясь, прежде всего
идентичностью этнической, не так часто ставят вопрос об иерархии идентичностей
в той и иной социальной, локальной или поло-возрастной группе этноса. А эта
проблема, учитывая современные тенденции, имеет важнейшее значение для оценки и
современной жизнедеятельности, и перспектив любого этноса или этнической
группы, и точного и адекватного представления о функционировании любого
современного социума. Тем более это касается такой группы, как молодые южные
корейцы. Актуальность обращения к данной теме усиливается также в связи с тем,
что в последние десятилетия у многих людей, в том числе у многих жителей Южной
Кореи, происходили изменения идентичностей государственной и локальной, а
нередко и профессиональной, что связано с завершением холодной войны и
увеличением миграционной активности.

Актуальность темы данного
исследования обусловлена тем, что дальнейшее развитие и будущее Южной Кореи
находится в руках молодых корейцев.

Степень
разработанности проблемы. Современные теоретические подходы в изучении молодёжи таковы, что, с
одной стороны,  молодёжь – это объект
национально-государственных интересов, а с другой, ‑ один из главных субъектов
обеспечения развития национальных государств в условиях перехода от
традиционных обществ к современным, информационным.

В теоретическом осмыслении роли молодёжи чрезвычайное значение имеют
научные труды  Г. Тэджфела, Г. Андреевой,
О. Гулевич, Т. Стефаненко, М. Куна, Т. Макпартленда.

Объект исследования: социальная идентичность молодежи Южной Кореи.

Предмет исследования: ключевые характеристики социально идентичности
молодежи Южной Кореи.

Цель исследования: выявление ключевых характеристик социальной  идентичности молодежи Южной Кореи.

Поставленная
цель обусловливает необходимость решения следующих задач исследования:

1.
Рассмотреть понятие социальной идентичности в психологических исследованиях;

2.
Выделить условия формирования социальной идентичности жителей Южной Кореи;

3.
Охарактеризовать состояние исследований социальной идентичности южнокорейской
молодежи в работах отечественных и зарубежных авторов;

4.
Подобрать методики и провести эмпирическое исследование социальной идентичности
представителей молодежи Южной Кореи;

5.
Проанализировать результаты эмпирического исследования социальной идентичности
представителей молодежи Южной Кореи.

В работе были
использованы такие методы: системный
анализ, структурно-функциональный анализ, социологический подход,
интервьюирование.

Методики исследования. В исследовании был использован тест
Куна-Макпартленда «Кто я?».

Теоретическая значимость данной работы определяется актуальностью темы. Анализ
исторических, социально-экономических, культурных, миграционных, этнических,
адаптационных процессов имеет большое значение для оценки и определения
изменений в самоидентификации корейской молодежи в Южной Корее на современном
этапе.

Практическая ценность исследования заключается в возможности использования его материалов в
дальнейших работах, посвященных заявленной проблематике.

Структура исследования обусловлена
его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Эмпирическое исследование
социальной идентичности представителей молодежи Южной Кореи проводилось с
участием 80 жителей Южной Кореи, проживающих в данном государстве на момент
проведения опроса, в возрасте от 18 до 25 лет. В
исследовании был использован тест Куна-Макпартленда «Кто я?».

По результатам
исследования показателей, входящих в структуру социального «Я», можно сделать
следующие выводы. Большинство опрошенных участников эксперимента предпочитают
говорить о себе, используя прямое называние пола – мужчина, женщина, парень,
девушка. Также молодые корейцы характеризуют себя в качестве андрогинных парней,
в качестве людей, не определившихся с собственной половой принадлежностью, в
качестве трансгендерных личностей.

Определяя свою
сексуальную роль, существенная часть опрошенных молодых корейцев заявила, что
не практикует сексуальные отношения вовсе. Впрочем, остальные опрошенные
представители корейской молодежи отметили наличие сексуальной составляющей в
своей жизни, пусть и не всегда такой активной, как им того бы хотелось.

В определении
учебно-профессиональной ролевой позиции среди корейцев преобладает
самохарактеристика в качестве студентов или же представителей различных
профессий – врачей, IT-специалистов,
музыкантов. Также можно отметить, что молодые корейцы не стесняются говорить о
том, что на данный момент не имеют рабочего места – однако далее обязательно
добавляют, что находятся в активном поиске работы.

Относительно показания
семейной принадлежности у молодых корейцев преобладает склонность к обозначению
собственной семейной роли (дочь, сын, брат), менее распространены отсылки к
родственным отношениям. Среди показателей этническо-региональной идентичности
молодых корейцев было отмечено существенное преобладание позиционирования себя
с точки зрения этнической идентичности. Несколько меньшее количество опрошенных
демонстрирует тяготение к гражданственной и локальной идентичности. По
результатам исследования мировоззренческой идентичности отмечено небольшое
преобладание верующих молодых корейцев (христиане, буддисты, мусульмане) над
неверующими. Среди показателей групповой принадлежности отмечено доминирование
таких социальных ролей, как «фанаты аниме», «поклонники дорам», «кей-поперы».

По результатам
исследования особенностей выражения коммуникативного «Я» у молодых корейцев
были выявлены такие доминанты. В дружбе они предпочитают небольшое количество
друзей или довольствуются одиночеством, а при восприятии себя в качестве
субъекта общения преимущественно испытывают трудности, дискомфорт и даже страх,
когда им приходится оказываться в незнакомой компании и строить там диалог.
Впрочем, среди ответов, полученных на данный вопрос, были и те, которые
характеризуют представителей корейской молодежи, которые их дали, как
коммуникабельных молодых людей, умеющих и любящих общаться.

По результатам
исследования особенностей выражения материального «Я» у молодых корейцев были
выявлены такие доминанты. Для них наиболее предпочтительным материальным
владением считается обладание собственной жилплощадью – квартирой, домом,
дачей. Большинство опрошенных корейцев оценивают свое благосостояние как
достаточное – среди них не принято кичиться собственным богатством. Молодые
корейцы предпочитают отдыхать на море, в лесу или в горах, любят солнечную и
снежную погоду.

По результатам
исследования особенностей выражения физического «Я» у молодых корейцев были
выявлены такие доминанты. Для них наиболее предпочтительным является
самохарактеристика собственной внешности как «нормальной», при этом они вполне
адекватно и с некоторой иронией относятся к самоописаниям, не стесняясь
описывать даже те характеристики собственной внешности, которые им могут быть
не по душе. Стремление к употреблению здоровой пищи преобладает у опрошенных
молодых корейцев над любовью к фаст-фуду, мясу и морепродуктам, однако
достаточно высоким является также показатель курения.

По результатам
исследования особенностей выражения деятельного «Я» у молодых корейцев были
выявлены такие доминанты. С точки зрения занятий, деятельности, интересов,
опыта молодые корейцы отмечают такие свои увлечения, как кей-поп, аниме и
фанфики, также характеризуют себя как любителей компьютерных игр и кулинарии.
Для них наиболее ценными деловыми качествами являются собранность, умение
концентрироваться и высокая работоспособность.

По результатам
исследования особенностей выражения перспективного «Я» у молодых корейцев были
выявлены такие доминанты. В большинстве своем они стремятся построить успешную
карьеру, при этом стремление завести семью, детей у большей части опрошенных
представителей корейской молодежи отсутствует, как и желание принимать участие
в работе каких-либо групповых объединений. Не стремятся корейцы и к расширению
существующего круга общения: в крайнем случае, они допускают посещение
специализированных курсов, что связано, на наш взгляд, скорее, с перспективами
рабочей деятельности, чем с личным желанием опрошенных. Основные материальные
перспективы корейцы видят в том, чтобы обзавестись личной жилплощадью. При этом
среди них популярно стремление к усовершенствованию и модификации собственной
внешности, изучению иностранных языков. Себя молодые корейцы описывают как
людей целеустремленных, желающих большего.

По результатам
исследования особенностей выражения рефлексивного «Я» у молодых корейцев были
выявлены такие доминанты. Преимущественно они характеризуют себя как искренних,
честных, верных и добрых друзей. С точки зрения глобального, экзистенциального
«Я» опрошенные представители корейской молодежи характеризуют себя как людей,
чья сущность является действительной, настоящей, глубокой и разумной.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И МИРОВОСПРИЯТИЯ МОЛОДЕЖИ 1.1. Понятие социальной идентичности в психологических
исследованиях

Кризисные черты развития человеческой
цивилизации, которые имеют проявление в обострении ряда социально-политических,
экономических, национальных, экологических и духовно-нравственных проблем,
осознаются сегодня во всем мире [1]. Становится очевидным, что человечество
вступило в новую фазу своего развития, которая сопровождается переоценкой
мирового опыта, развитием новых культурно-ценностных ориентаций, которые
соответствуют требованиям [2]. Возрастание роли антропогенных факторов в
процессе дальнейшей эволюции планеты обусловило приоритет демократизации и
гуманизации общественной жизни, которые пришли на смену технократизму и
техноцентризму [3].

С точки зрения гуманистической парадигмы,
сегодня человек понимается как уникальная целостная личность, которая
развивается в процессе активной самореализации своего творческого потенциала в
системе взаимодействия с другими людьми [4].

Толерантность, как способность к такому
взаимодействию, имеет особое значение для современного человека. Существует
представление относительно того, что понимание толерантности влияет на ее
проявление [5].

Говоря о современном состоянии изучения
проблемы толерантности, следует подчеркнуть, что она рассматривается как
многоаспектная, в определенной степени гетерогенная [6]. В первую очередь это
детерминируется разнообразием ее составляющих. Попробуем определить современные
аспекты проблемы толерантности [7].

В отечественных и зарубежных исследованиях
толерантность выступает как:

— религиозная, конфессиональная
толерантность;

— политическая толерантность, в том числе во
внутренних и межгосударственных отношениях;

— толерантность социальная, связанная с
отношениями между различными социальными группами, общественным поведением;

— межнациональная толерантность;

— педагогическая толерантность.

Нельзя считать, что вопрос о сущности понятия
толерантности является обоснованным в полной мере. Эта проблема очень активно
дискутируется на страницах общественно-политических изданий, во время научных
конференций. Скорее можно говорить о начале разработки целостной картины, об
изучении отдельных аспектов вопроса в аддитивном смысле [9].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы