Курсовая с практикой на тему Социальная адаптация первоклассников в школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблем социальной адаптации первоклассников к обучению в школе 6
1.1. Социальная адаптация первоклассников к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Психоэмоциональное состояние первоклассников 11
1.3. Содержание работы учителя по социальной адаптации первоклассников к школе 14
Выводы по 1 главе 19
Глава. II. Эмпирическое исследование особенностей социальной адаптации первоклассников в школе и организации психологической поддержки 20
2.1. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа 20
эксперимента 20
2.2. Программа психологической поддержки первоклассников в период социальной адаптации к школе 26
2.4. Анализ эффективности психолого-педагогического сопровождения в период социальной адаптации первоклассников к школе 28
Выводы по 2 главе 31
Заключение 32
Список литературы 34
Приложения 36
Введение:
Актуальность выбранной темы определяется тем, что усиление учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией.
Период перехода ребенка к школьной жизни называется периодом социальной адаптации. Период социальной адаптации первоклассника связан с трансформацией ранее сложившихся у него стереотипов поведения и навыков жизнедеятельности, что приводит к возникновению не только ряда проблем во взаимодействии с окружающим миром и в повседневной жизни, но и нередко приводит к ухудшению учебных успехов.
В первом классе наблюдается резкое снижение мотивации ребенка посещать школу и учиться, падение познавательного интереса, что связано именно с трудностями адаптационного периода.
К вопросу адаптации первоклассников с позиции исследования обращались: А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурии, В.С. Мухина. Исследование социальной адаптации первоклассников и особенности развития детей этого возраста рассмотрены в работах Каверина В.А., Безруких М.М., Гуткин Н.И., Горланова Е.М., Дубровина И.В., Ефимовой С.П., Захарова А.И. и другие.
Роль учителя в процессе адаптации первоклассников к школе охарактеризована Р.В. Овчаровой, Ш.А. Амонашвили, Ю.И. Кулагиной, Г.А. Стрелковым, А.Б. Воронцовым, Л.Ф. Фридманом, И.А. Зимней, Г.А. Цукерман и Е.Ю. Зоткиной.
Социальная адаптация заключается в освоении нового социального статуса «ученик», а также в налаживании эффективного общения со сверстниками и учителем. Основная задача работников образования в период вступления первоклассников в школу является содействие в успешной социальной адаптации детей. Ведь успешная социальная адаптация первоклассника является необходимым условием развития его индивидуальности, продуктивной активности и творчества.
На сегодняшний день существует противоречие между потребностью быстрой и успешной социальной адаптацией каждого ребенка к школе и отсутствием разработанной программы, способствующей этому процессу в образовательной организации.
Цель данной работы: теоретически обосновать и разработать программу социальной адаптации первоклассников к обучению.
Объект исследования: процесс социальной адаптация первоклассников к условиям обучения.
Предмет исследования: проблема социальной адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы адаптации в психолого-педагогической науке.
2. Выявить динамику психоэмоциональных состояний детей, поступивших в первый класс, на этапе адаптации их к школьной жизни.
3. Разработать программу психологической поддержки первоклассников и наметить пути её реализации в адаптационный период.
4. Провести апробацию эффективности разработанной программы психологической поддержки первоклассников и выяснить результативность её внедрения методом оперативной диагностики.
Гипотеза исследования. Успешность социальной адаптации первоклассников к условиям школьного обучения зависит от:
— Эффективности взаимодействия психолога с педагогами.
— Взаимодействие психолога, педагогов и родителей.
— Соблюдение рекомендаций психолога и педагога.
Теоретико-методологическая основа исследования: подходы к изучению особенностей социальной адаптации и дезадаптации в процессе обучения в школе (Венгер А.Л.; Гуров В.Н.; Дорожевец Т.В.; Дружинина В.Н.; Зинченко В.П.; Коган В.Е.; Петровский М.Г и др.); подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения социальной адаптации младших школьников (Александровская Э.М.; Битянова М.Р.; Братусь Б.С.; Дубровина И.В.; Исаев Е.И. и др.)
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, систематизация.
Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, рисуночное тестирование, анализ документов, математическая и графическая обработка результатов.
База исследования: Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 44 г. Томск, в 1 Б классе.
Практические значения. Результаты исследования представляют интерес для специалистов, работающих в сфере социальной работы в образовательных учреждениях. Данная работа может быть использована как социальными работниками или практическими психологами в работе с первоклассниками, а также в написании научных работ и статей.
Структура. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка литературы.
Заключение:
На основе теоретико-методологического анализа современной научной литературы рассмотрен вопрос о социальной адаптацию первоклассников к условиям школьного обучения. Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Этот момент является новым возрастным периодом в жизни ребенка, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.
Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Для достижения эффективности в обучении необходимо формировать положительное эмоциональное отношение к занятиям. Главную роль в социальной адаптации первоклассника к обучению принадлежит учителю. Который должен создать благоприятный климат в классе также постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, школьного психолога и социального педагога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Проанализировав понятийно-категориальный аппарат рассмотрено терминологию данной работы: адаптация, социальная адаптация, групповая работа, дети младшего школьного возраста или первоклассники на основе исследований таких педагогов и психологов как Каверина В.А., Безрукого М.М., Гуткин Н.И., Горланова Е.М., Дубровина И.В., Ефимовой С.П., Захарова А.И. и другие.
Для определения социальной адаптации первоклассников было проведено по предложенным методикам исследования для определения социально — психологической адаптации первоклассников в условиях школьного обучения. Проведен опрос родителей и учителей, сделано сбор данных о заболеваемости первоклассников. Обследование первоклассников было проведено с помощью проективных методы. Результаты исследования показали, что в целом уровень адаптации первоклассников к обучению в школе есть достаточный. Ученики, которые имеют низкие показатели по всем или большинству исследуемых аспектов требуют дальнейшего сопровождения со стороны учителей, родителей и психологов. Именно для этой категории учащихся был составлен ряд рекомендаций, направленных на повышение уровня адаптивности первоклассников к обучению. Также разработана программа по адаптации первоклассников к школе, основной целью которого было повышение уровня адаптации к условиям обучения в школе. Также была проведена работа с родителями, а именно был разработан буклет «Рекомендации родителям по адаптации учащихся первого класса».
Таким образом, проделанная работа была направлена, как на учеников первого класса, так и учителей, и родителей учеников. Такая масштабность работы свидетельствует об актуальности и необходимости социальной работы в рамках школьного обучения.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретический анализ проблем социальной адаптации первоклассников к обучению в школе
1.1. Социальная адаптация первоклассников к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема
Адаптация – (от лат. adaptatio – «прилаживание, приноравливание») – приспособление самоорганизующейся структуры к меняющимся обстоятельствам среды.
Адаптация – это не только приспособление к благополучной деятельности в настоящей среде, но и умение к последующему психологическому, индивидуальному, социальному процессу развития. Исходя из этого, адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полновесному становлению своего индивидуального, личностного, физиологического, высокоинтеллектуального и прочих возможностей в данной ему иной воспитательной сфере [2].
Адаптация как итог оказывается доказательством того, в какой степени ребенок приспособлен к условиям деятельности, имеющимся обстоятельствам и в какой мере его поведение, отношения и эффективность деятельности сочетаются с возрастом, социальными принципами и законами, признанными в данном обществе.
В отношении ребенка адаптация – степень его социального развития и воспитания, уровня его соответствия или расхождения преобладающему количеству ровесников. Другими словами – это анализ соответствия (несоответствия) социального формирования ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, общение со сверстниками и взрослыми, эффективность в учебной деятельности и игровой естественны и не различаются от прочих детей. Они оказываются итогом его социализации и самовоспитания. Такого рода оценка может быть в условиях школы и дома [9].
Адаптационные преобразования предусматривают более или менее осознанные преображения, через которые продвигается личность ребенка в результате преобразования, изменения обстоятельств. Перемены постоянно следуют в жизни человека, поэтому для любого субъекта существенно важно быть готовым к напряженным моментам, переломным событиям, разумному переосмыслению своей жизненной позиции в иной ситуации. Это обеспечивает действительные предпосылки подготовленности к стопроцентной, действенной адаптации.