Курсовая с практикой Педагогика/Психология Социальная педагогика

Курсовая с практикой на тему Социализация ребёнка дошкольного возраста как педагогическая проблема

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения социализации как педагогической проблемы 6

1.1. Характеристика понятия «социализация» в научных исследованиях 6

1.2. Особенности социализации в период дошкольного детства 14

1.3. Формы, методы процесса социализации 20

Выводы по 1 главе 28

Глава 2. Эмпирическое исследование процесса социализации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения 29

2.1. Организация и проведение процедуры исследования 29

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 32

2.3. Методические рекомендации по оптимизации процесса социализации детей дошкольного возраста 36

Выводы по 2 главе 38

Заключение 39

Список литературы 41

Приложение 47


  

Введение:

 

Происходящие изменения в условиях экономического и политического реформирования выдвигают новые требования к системе образования, важнейшей задачей которого является успешная социализация личности, а также существенно затрудняют процессы социализации детей дошкольного возраста, включения их в систему общественных отношений. В условиях современного динамично развивающегося социума особые требования предъявляются к личностным качествам человека, среди которых в первую очередь необходимо выделить способность быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям существования и деятельности, умения эффективно взаимодействовать с окружающими, и т.д. В связи с этим все большую актуальность приобретает проблема социализации подрастающего поколения.

Социализация – это процесс (а также и результат) присвоения индивидом системы социальных ценностей и социально адаптированных способов поведения, осуществляемый как в условиях целенаправленного воздействия социальных институтов, так и в условиях стихийного воздействия на личность различных жизненных обстоятельств. Это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным возрастным периодом для позитивной социализации, поскольку именно на данном этапе формируются и развиваются умения общаться, уважительно относиться к окружающим, осваивать социальные нормы и правила. Именно в период дошкольного возраста начинают формироваться системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В процессе социализации детей на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта воспитательного процесса. В процессе социализации ребенок усваивает социальные нормы, способы использования социальных ролей, навыки общественного поведения, развивает качества коммуникации.

Основным компонентом социализации детей является развитие коммуникативных качеств личности. Коммуникативные качества не могут развиваться вне социального окружения ребенка, которым является его семья, ближайшее окружение, воспитатели, сверстники, и т.д. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических процессов, освоение культуры, общечеловеческого опыта, умения взаимодействовать с другими членами социума, познание не только других людей, но и самого себя. Формирование коммуникативных навыков и качеств детей дошкольного возраста в процессе социализации предполагает эффективную социальную адаптацию, а также способность в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают саморазвитию, самореализации, самоутверждению; иными словами, необходимо определенное равновесие между идентификацией с обществом и обособлением в нем. А коммуникация и коммуникативная среда выступают как одни из самых важных средств усвоения индивидуумом социального опыта.

Наличие большого числа научных и практических работ по проблеме социализации свидетельствует об ее актуальности, но в тоже время специфика социализации детей дошкольного возраста полностью не раскрыта. В связи с этим существует противоречие между необходимостью освоения детьми социального опыта и недостатком исследований проблемы социализации в период дошкольного возраста. Раскрытие противоречия обусловили выбор нами темы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Социализация – это процесс присвоения индивидом системы социальных ценностей и социально адаптированных способов поведения. В качестве основных институтов социализации выступают семья, ближайшее окружение ребенка, образовательные учреждения, средства массовой информации, и др. Взаимодействие ребенка со значимым для него окружением относится к межличностному механизму социализации, обеспечивающему развитие социально значимых качеств личности и формирование социальной компетентности. Как ведущие компоненты социализации выступают взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Социальная потребность в общении предопределяет формирование общественных качеств личности, является предпосылкой для становления коллективных взаимоотношений.

Основным компонентом социализации детей является развитие коммуникативных качеств личности. В период дошкольного возраста происходит интенсивное развитие способности к общению в процессе сотрудничества со сверстниками и взрослыми, в процессе становления этапов общения: эмоционально-практического, ситуативно-делового и внеситуативно-делового. Формирование коммуникативных навыков и качеств детей дошкольного возраста в процессе социализации предполагает эффективную социальную адаптацию, а также способность в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают саморазвитию, самореализации, самоутверждению, а коммуникативная среда выступает важным средством усвоения социального опыта, навыков социальной адаптации.

Коммуникация и коммуникативная среда выступают как одни из самых важных средств усвоения индивидуумом социального опыта. Только в ходе общения человек может усвоить какие-либо знания, умения и приобрести необходимые навыки. Вне общества социальное развитие личности происходить не может. Без организации должной коммуникативной среды индивидуум не сможет приобрести навыки социальной адаптации, соответственно не сможет научиться взаимодействовать с другими членами социума, как следствие, не будет иметь возможности социализироваться.

Коммуникативные качества не могут развиваться вне социального окружения ребенка, которым является его семья, ближайшее окружение, воспитатели, сверстники, и т.д. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических процессов, освоение культуры, общечеловеческого опыта, умения взаимодействовать с другими членами социума, познание не только других людей, но и самого себя.

Основу процесса социализации ребенка составляют деятельность, общение, игра, способствующие эмоциональному, психическому, волевому и личностному развития ребенка, посредством которых ребенок познает окружающий его мир, усваивает социальные роли и модели поведения.

Результаты эмпирического исследования показали, что у доминирующего количества детей чувство сопереживания развито на достаточно высоком уровне, дети умеют проявлять сострадание к эмоциональным состояниям сверстников. У большинства детей в достаточной степени сформированы коммуникативные качества личности: эмпатийность, доброжелательность, непосредственность (аутентичность), открытость в общении, способность к конфронтации, инициативность, а также организационные, перцептивные и оперативные коммуникативные действия и умения. Вместе с тем в выборке присутствуют дети с проявлениями эгоцентрической формы эмпатии и низким уровнем сформированности коммуникативных качеств личности, что диктует необходимость проведения с ними дальнейшей работы.

Таким

 

Фрагмент текста работы:

 

Происходящие изменения в условиях экономического и политического реформирования выдвигают новые требования к системе образования, важнейшей задачей которого является успешная социализация личности, а также существенно затрудняют процессы социализации детей дошкольного возраста, включения их в систему общественных отношений. В условиях современного динамично развивающегося социума особые требования предъявляются к личностным качествам человека, среди которых в первую очередь необходимо выделить способность быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям существования и деятельности, умения эффективно взаимодействовать с окружающими, и т.д. В связи с этим все большую актуальность приобретает проблема социализации подрастающего поколения.

Социализация – это процесс (а также и результат) присвоения индивидом системы социальных ценностей и социально адаптированных способов поведения, осуществляемый как в условиях целенаправленного воздействия социальных институтов, так и в условиях стихийного воздействия на личность различных жизненных обстоятельств. Это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным возрастным периодом для позитивной социализации, поскольку именно на данном этапе формируются и развиваются умения общаться, уважительно относиться к окружающим, осваивать социальные нормы и правила. Именно в период дошкольного возраста начинают формироваться системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В процессе социализации детей на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта воспитательного процесса. В процессе социализации ребенок усваивает социальные нормы, способы использования социальных ролей, навыки общественного поведения, развивает качества коммуникации.

Основным компонентом социализации детей является развитие коммуникативных качеств личности. Коммуникативные качества не могут развиваться вне социального окружения ребенка, которым является его семья, ближайшее окружение, воспитатели, сверстники, и т.д. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических процессов, освоение культуры, общечеловеческого опыта, умения взаимодействовать с другими членами социума, познание не только других людей, но и самого себя. Формирование коммуникативных навыков и качеств детей дошкольного возраста в процессе социализации предполагает эффективную социальную адаптацию, а также способность в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают саморазвитию, самореализации, самоутверждению; иными словами, необходимо определенное равновесие между идентификацией с обществом и обособлением в нем. А коммуникация и коммуникативная среда выступают как одни из самых важных средств усвоения индивидуумом социального опыта.

Наличие большого числа научных и практических работ по проблеме социализации свидетельствует об ее актуальности, но в тоже время специфика социализации детей дошкольного возраста полностью не раскрыта. В связи с этим существует противоречие между необходимостью освоения детьми социального опыта и недостатком исследований проблемы социализации в период дошкольного возраста. Раскрытие противоречия обусловили выбор нами темы

Глава 1. Теоретические основы изучения социализации как педагогической проблемы

1.1. Характеристика понятия «социализация» в научных исследованиях

В каждой научной дисциплине существуют понятия, которые располагают довольно широким общепринятым значением и, зачастую подвергаются критике за многозначность и неясность. К таким понятиям несомненно можно причислить термин «социализация».

Социализация – это процесс (а также и результат) присвоения индивидом системы социальных ценностей и социально адаптированных способов поведения, осуществляемый как в условиях целенаправленного воздействия социальных институтов, так и в условиях стихийного воздействия на личность различных жизненных обстоятельств [25].

Социализация- (от лат. socialis-общественный) — процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта [25].

Социализация – процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение следующих задач:

— развитие игровой деятельности детей;

— приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми(в том числе моральным);

— формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы