Политическое регионоведение Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему СНГ в 21 веке: региональное измерение

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Процесс становления СНГ как
региона постсоветского пространства
. 9

1.1. Основные этапы распада СССР и
образования СНГ
. 9

1.2. Общая характеристика СНГ как
международной организации и одного из регионов постсоветского пространства.
Субрегионы СНГ
. 13

1.3. Институционализация СНГ, его
основные органы и структуры
.. 20

Глава 2. Регионы Центральной Азии и
Южного Кавказа как регионов СНГ
. 24

2.1.Общая характеристика региона Центральной Азии как одного из регионов
СНГ
  24

2.2. Южный Кавказ как один из
регионов СНГ: сущностная характеристика
. 36

2.3. Конфликтный потенциал регионов
ЦА и ЮК
.. 40

Глава 3. Восточно-Европейский регион
(ВЕР) СНГ и Россия как один из регионов СНГ
  46

3.1. Восточно-Европейский регион СНГ:
общая характеристика и черты
.. 46

3.2. Роль России как одного из
регионов СНГ
. 48

3.3. Конфликты и кризисы в ВЕР и
России: сущность и основные направления развития
. 53

Заключение. 60

Список
источников и литературы
  62
  

Введение:

 

Конец XX в. — начало XXI в. характеризуется ускорением
процессов глобализации и регионализации мировой экономики. Развитие
региональных интеграционных объединений вызвано: во-первых, завершением Второй
мировой войны; во-вторых, успешным развитием научно-технического прогресса,
который обеспечил повсеместное внедрение ИКТ, «сжав» планету и тем самым
способствуя установлению связей между государствами; в-третьих, окончанием
холодной войны между странами лагерей социализма и капитализма и победой
последнего.

Одной из структурных трансформаций международных
экономических отношений на данном этапе является конструирование новых форм
межрегионального сотрудничества. Так, современный регионализм представлен не
только государствами, как основными системообразующими участниками этого
процесса, но и большим количеством различных институтов, организаций,
бизнес-элит. В условиях глобализации регионализм охватывает взаимодействием
двух или более регионов, характеризуется обоснованием целесообразности
сочетания партнерства нескольких группировок, приобретая форм интеррегионализма
и трансрегионализма.

Теория региональной интеграции, развивается в условиях
нового регионализма, раскрывает особенности региона не только как
территориального образования, но и как функциональной структуры. В специальной
научной литературе регионализм рассматривают как упорядоченную, многостороннюю
и контролируемую государствами взаимозависимость внутри регионального
пространства, что выражается в различных конкретных региональных проектах и
соответствующих им учреждениях.

Распад Советского Союза создал принципиально новую
ситуацию на территории Евразии, ключевым элементом которой стало постсоветское
пространство. Для реалистической оценки возможностей геополитических проектов,
которые реализовывались в конце ХХ и реализуются в начале XXI века, уместно
проанализировать особенности современной ситуации на постсоветском
пространстве. Геополитическое положение государства определяется не только
физической географией, но и изменениями в мировом геополитическом порядке,
геоэкономическими и геокультурными процессами. После распада СССР
геополитический статус России, как наследницы этого государства, значительно
уменьшился, а этот факт привел к тому, что на постсоветском пространстве начали
формироваться другие центры силы. Так, с постсоветскими республиками активно
взаимодействуют США (страны Балтии, Украина, Грузия, страны Центральной Азии),
страны ЕС, прежде всего Германия и Польша, Китай (Центральная Азия), Турция с
ее попытками восстановить единство тюркского мира «от Адриатики до Великой
китайской стены», Иран и тому подобное. То есть за последние два десятилетия
геополитическая структура постсоветского пространства качественно изменилась,
теряя свой первоначальный «россиецентризм», поскольку активизировались
региональные и глобальные центры влияния, которые конкурируют с РФ в процессах
разработки и реализации собственных интеграционных проектов.

Несмотря на упомянутые выше факторы, осуществление
объективного анализа нынешнего состояния евразийской интеграции, реализуемой на
постсоветском пространстве, и процессов, которые происходят вокруг него общем,
сопоставление позиций ведущих акторов интеграционного процесса, оценка
перспектив интеграции, исходя из критической оценки позиции и интересов РФ и
общей геополитической ситуации в мире, а также изменения баланса сил и власти в
регионе и мире, выдаются чрезвычайно актуальными.

Необходимость интенсификации интеграционных процессов
на постсоветском пространстве, по мнению российского руководства, с одной
стороны, определяется общей историей, которая охватывает не только
социально-политическое и культурно-языковое единство, но и наличие некогда
единого народнохозяйственного комплекса, разрушение связей внутри которого
привело к экономическому кризису во всех без исключения бывших советских
республиках. С другой стороны, неотъемлемой характеристикой современного этапа
глобализации выступает и укрепление региональных интеграционных объединений,
которые становятся все более активными актерами мирового политического и
экономического процессов. В этом контексте чрезвычайно важно определить причины
уменьшения интереса к деятельности СНГ и других подобных интеграционных
образований на территории бывшего СССР (в частности Грузии, Молдовы,
Азербайджана, Узбекистана), а также выяснить, не прослеживаются аналогичные
тенденции процесса интеграции на постсоветском пространстве в целом.

Актуальность исследования определяется мировой
макротенденцией к углублению и интенсификации интеграционных процессов, которая
проявляется в двух формах: глобализации и регионализации. Не менее актуальной
как в научном, так и практическом смыслах есть потребность самих стран-членов
СНГ в общем развитии и выживании через интеграцию. Достаточно новым является
сочетание макроэкономических аспектов исследуемой проблемы с
микроэкономическими (национальные курсы экономических реформ и проблемы их
интеграционного согласования).

Прошло более 25 лет назад, с тех пор прекратил
существование Советский Союз и основано Содружество Независимых Государств. За
это время состоялось немало изменений как в политической, так и экономической
жизни народов постсоветского пространства.

Разрушение единого народнохозяйственного комплекса
бывшего СССР привело к ряду негативных последствий, утверждение новых
независимых государств в измененном геоэкономическом пространстве происходило
крайне несогласованно — через избрание и построение полностью разнородных экономических
моделей развития.

Поскольку общая интеграционная политика является одной
из жизненно необходимых предпосылок прогресса современных национальных экономик
РФ и других государств СНГ, актуальным был и остается вопрос создания единого
экономического пространства независимыми государствами. Интеграционная политика
стран СНГ (по крайней мере, на макроэкономическом уровне) должно осуществляться
последовательно, в несколько этапов — создание зоны свободной торговли,
таможенного союза, платежного союза, создание экономического союза и единого
экономического пространства.

Целью работы является осуществление исследования
интеграционных проектов Российской Федерации и путей и средств их реализации на
постсоветском пространстве на примере

регионального
измерения
СНГ
в 21 веке
.

Для достижения данной цели определены следующие
задачи:

1.    
Рассмотреть основные этапы распада СССР и образования
СНГ.

2.    
Дать общую характеристику СНГ как международной
организации и одного из регионов постсоветского пространства

3.    
Изучить особенности институционализации СНГ, его
основные органы и структуры.

4.    
Дать общую характеристику региона ЦА как одного из
регионов СНГ

5.    
Рассмотреть Южный Кавказ как один из регионов СНГ.

6.    
Определить конфликтный потенциал регионов ЦА и ЮК.

7.    
Проанализировать Восточно-Европейский регион (ВЕР) СНГ
и Россию как один из регионов СНГ.

Объект исследования — региональные процессы на
постсоветском пространстве.

Предмет исследования — СНГ
в 21 веке: региональное измерение
.

Научная проблема определяется необходимостью изучения
различных форм интеграции на региональном и субрегиональном уровнях путем
анализа геополитических, геоэкономических и геокультурных интеграционных
проектов РФ на постсоветском пространстве как важной составляющей обеспечения
региональной и мировой безопасности.

Методы исследования. Выбор методов исследования
непосредственно связан с характером цели исследования и исследовательских
задач.

Теоретическую и методологическую основу работы составляют
принципы современного научного познания — научности, объективности, историзма,
единства теории и практики и тому подобное. Требование политической жизни
рассматривать явления и процессы в их целостности и развития побудила к
использованию принципа диалектической взаимообусловленности, который
предусматривает рассмотрение интеграционные процессы на постсоветском
пространстве исключительно в развитии. Именно поэтому принципы системности и
диалектической взаимообусловленности в нашем исследовании неразделимы и
взаимосвязаны между собой.

В исследовании интеграционных проектов РФ наиболее
важной методологической проблемой выступает необходимость выработки конкретного
механизма соотношение теоретического и эмпирического уровней знаний, их
интеграции ради целостного осмысления предмета исследования. С использованием
системного подхода к изучению исторических и политических явлений и процессов
можно максимально реализовать объективистское стремление каждого исследователя
приблизиться к истине. Кроме того, применение системного метода позволяет установить
связь между геополитическими, геоэкономическими и геокультурными факторами,
которые являются определяющими и влияющими на интеграционные процессы на
постсоветском пространстве, а также выяснить их влияние на проблему
безопасности на евразийском континенте. Указанные общие подходы дополняются и
другими философскими методами, в частности цивилизационным, аксиологическим,
герменевтическим тому подобное.

Институциональный подход помог выяснить роль и место
СНГ в процессе обеспечения национальных интересов РФ на территории бывшего
Советского Союза. Структурно-функциональный подход использован в процессе более
детального анализа СНГ как интеграционного образования на постсоветском
пространстве и деятельности отдельных институтов. Для выявления общих и
отличительных особенностей отдельных регионов на постсоветском пространстве, в
частности, применен сравнительный метод.

Используется историко-хронологический подход к
изучению вопроса становления и основных этапов развития СНГ, а также
ретроспективный метод, позволяющий определить базовые концепты, которые были
положены в его основу.

Итак, методологическая база исследования основывается
на сочетании системного, диалектического, историко-хронологического,
институционального, структурно-функционального, сравнительного,
ретроспективного, цивилизационного, политико-культурного подходов, а также
методов политического анализа и прогнозирования, которые позволили комплексно и
всесторонне исследовать региональное измерение СНГ.

В то же время предмет научного исследования обусловил применение
междисциплинарного подхода, использования методов, характерных не только для
политической науки, но и для смежных с ней истории, социологии, правоведения и
др. Кроме того, для выполнения поставленных задач использованы общенаучные
методы исследований: анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция.

Итак, каждый из представленных в рамках данного
исследования методов выполняет свою специфическую роль, а их сочетание
способствовало раскрытию проблемы и получению правильных теоретических выводов.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

В истории СНГ, по нашему мнению, можно выделить пять
этапов.

Первый — 1991-1995 гг. Это был период
институционального становления СНГ или время «цивилизованного развода».

Второй этап — 1996-1999 гг. Это было время когда
начали создаваться другие объединения — Союзное государство России и Белоруссии
в 1996 году. И ГУАМ в 1997 году.

Третий этап — 2000-2005 гг. В 2000г. Президентом самой
мощной державы региона — России стал Путин, который начал существенно усиливать
позиции России на международной арене и, в первую очередь, начал более активно
отстаивать интересы своей страны на территории постсоветского пространства,
особенно в СНГ.

Четвертый этап начался в 2005г. И продолжался до 2014
г. Избегая интеграции в рамках СНГ, Россия создавала выгодные для себя союзы,
например Единое экономическое пространство. В этот период Россия, собрав своих
ближайших союзников в рамках СНГ, пыталась усилить свои позиции в регионе. В
2010г. был создан Таможенный союз, а в 2012 г.. было создано долгожданное
Единое экономическое пространство.

Пятый этап начинается с 2014 г.. и характеризуется
окончательным отодвиганием СНГ с первого плана интеграционных проектов на
постсоветском пространстве. Россия запускает в 2015 альтернативный СНГ проект
Евразийского экономического союза, в который кроме России, Белоруссии и
Казахстана вошли другие союзники России в рамках СНГ — Армения и Киргизия. В
данном контексте следует отметить, что в 2014 Армения присоединилась к Единому
экономическому пространству, а в 2015 в Таможенный союз. В 2015 гг.
присоединилась Киргизия. Эти пять стран региона — Россия, Белоруссия,
Казахстан, Армения и Киргизия стали и остаются костяком интеграции на
постсоветском пространстве.

Итак, основной причиной создания СНГ и похожих на нее
интеграционных структур на постсоветском пространстве стало, с одной стороны,
желание новых независимых государств иметь организации с помощью которых можно
было бы гарантировать свою безопасность (ОДКБ) и обеспечить мирный разрыв после
семидесяти лет совместного существования в рамках одной страны (СНГ).
Параллельно с исчерпанием потенциала СНГ, Россия начала запускать на
постсоветском пространстве новые, с меньшим количеством членов, интеграционные
экономические объединения, для углубления сотрудничества и лучшего
экономического функционирования стран региона (Таможенный союз, ЕЭП).

Итак, можно констатировать невысокую эффективность
функционирования СНГ и низкий уровень его влияния на мировую экономику. Это
интеграционное объединение за период своего существования не смогло даже
овладеть первая ступень интеграционного процесса — зоной свободной торговли,
хотя решений по этому поводу было принято немало.

Страны СНГ все в большей степени реализуют свои
экономические интересы на рынках других стран, вне объединения и при этом
прибегают к жесткой конкуренции между собой на рынках третьих стран, что,
безусловно, не способствует развитию интеграционных процессов в рамках
объединения. О том, что экономическая интеграция в рамках СНГ фактически не
состоялась, может свидетельствовать и тот факт, что большинство стран СНГ,
несмотря на наличие общего соглашения о зоне свободной торговли, заключили
между собой аналогичные двусторонние соглашения, которые также не действуют в
полном объеме.
 

Фрагмент текста работы:

 

Распад СССР и крах биполярной системы международных
отношений привели к появлению новых акторов на международной арене.
Естественное стремление к выживанию проявилось в создании новой региональной
международной организации — Содружества Независимых Государств (СНГ) в рамках
которой функционирует еще несколько интеграционных образований. Поэтому СНГ
была создана как новое интеграционных объединение, которое должно обеспечивать
экономические, политические, военные, научно-технические стран постсоветского пространства.
Но, возникнув как своеобразная переходная структура из разрушенной системы, СНГ
все время находится в ослабленном состоянии, а в последнее время оказалось
вообще бездейственной и «загнанной в угол». Поэтому попробуем выяснить, что
собой представляет данное объединение, и установим причины его
нежизнеспособности[1].

8 декабря 1991 в Вискули (Беловежская пуща),
резиденции белорусского правительства, высшие руководители Республики Беларусь,
Российской Федерации (РФ) и Украины подписали Соглашение о создании Содружества
Независимых Государств.

21 декабря 1991 в Алма-Ате главы одиннадцати
независимых постсоветских государств (кроме прибалтийских государств и Грузии)
подписали Протокол к этому Соглашению, в котором было указано, что
Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика
Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация,
Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на
равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Участники
этой встречи приняли Алма-Атинскую Декларацию, тем самым подтвердив
приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях
внешней и внутренней политики. В декабре 1993 года к СНГ присоединилась Грузия[2].

Содружество Независимых Государств действует на
основании Устава, принятого Советом глав государств-участников СНГ 22 января
1993 года. Исходя из положений, изложенным в Уставе, основными целями СНГ
являются[3]:

— обязательное выполнение взятых на себя в рамках СНГ
международных обязательств;

— невмешательство во внутренние дела государств;

— соблюдения территориальной целостности и
неприкосновенности границ государств СНГ;

— обязательное соблюдение международных норм в области
прав человека и основных принципов о правах национальных меньшинств;

— объективное освещение общественно-политической жизни
в средствах массовой информации государств-членов, недопущения распространения
сообщений, которые могут вызвать межнациональные конфликты;

— запрет деятельности политических партий и
группировок, основанные на идеях нацизма, расизма и тому подобное.

С момента подписания Договора о создании СНГ
разрабатывались вопросы по организации сотрудничества, прежде всего, по
внешней, экономической и финансовой политике.

В данном направлении в 1993 г. страны-члены подписали
документ о создании Экономического союза, которым предусматривалось свободное
движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, реализация скоординированной
политики (денежная и кредитная системы, цены и налоги, бюджетные вопросы,
таможенная и валютная сферы), поддержка свободного предпринимательства,
содействие совместному производству и координация законодательства.

Главными целями Экономического союза определены[4]:

— формирование условий стабильного развития экономик
стран-участниц; поэтапное создание общего экономического пространства на основе
рыночных отношений;

— обеспечение равных возможностей для всех
хозяйственных субъектов;

— реализация совместных экономических проектов;
решения актуальных социально-экономических задач.



[1] Улахович В. Международные организации: справочное пособие. — М .: АСТ, 2005

[2] Моисеев Е. Правовой статус Содружества независимых Государств. — М: Юристъ,
1995

[3] Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав
правительств СНГ. — Минск, 1992-2001

[4] Моисеев Е. Правовой статус Содружества независимых Государств. — М: Юристъ,
1995

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы