Курсовая с практикой на тему Смысло-жизненные ориентации женщин в период кризиса зрелого возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания изучения смысло-жизненных ориентации женщин в период кризиса зрелого возраста 5
1.1.Подходы к изучению смысло-жизненных ориентации в психологической науке 5
1.2.Психологический портрет женщин в период кризиса зрелого возраста 17
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование смысло-жизненных ориентации женщин в период кризиса зрелого возраста 22
2.1. Организация и методы исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования 24
Заключение 31
Список использованных источников 32
Приложение А 34
Приложение Б 35
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что возрастные кризисы, проживаемые человеком, давно и тщательно изучаются в системе психологических наук. Исследования возрастной психологии выделили эту категорию развития личности еще в начале XX в. и впервые это понятие было сформулировано в работах Л.С. Выготского, который считал их переходным этапом качественного преобразования накоплений предыдущего этапа возрастного развития, где литические периоды сменяются критическими, обеспечивая качественные скачки развития человека. Большой вклад в изучение возрастных кризисов в отечественной психологии сделали А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и многие другие. В западной психологии кризисам развития также уделялось большое внимание, но в большей степени изучались взрослые периоды реализации личности.
Сохранение и восстановление здоровья женщин зрелого возраста является одной из актуальнейших проблем современности и представляет не только научно-практический интерес, но и способствует решению экономических, социальных, демографических и культурологических задач общества.
Проблема исследования состоит в изучении состояния смысложизненных ориентаций личности в период кризиса середины жизни и установления их специфики у женщин для организации более эффективной психологической помощи в рамках консультативной практики психолога.
Целью исследования является изучение особенностей смысложизненных ориентаций у женщин в период кризиса «середины жизни».
Объектом исследования является возрастной кризис личности среднего возраста.
Предметом исследования являются изучение особенностей смысложизненных ориентаций у женщин в период кризиса «середины жизни» в консультативной практике психолога.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Эмпирически изучить смысложизненные ориентации у женщин среднего возраста.
3. Изучить специфику смысложизненных ориентаций у женщин в ситуации возрастного кризиса «середины жизни».
4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Методы исследования:
– тест смысложизенных ориентаций (методика СЖО), Дж. Крамбо, Л. Махолика, адаптация Д.А. Леонтьева;
– опросник смысложизненного кризиса, автор К.В. Карпинский.
– Методика «исследования системы жизненных смыслов» (В.Ю.Котляков);
Заключение:
Кризис средней взрослости, или кризис середины жизни — центральный кризис жизненного цикла человека. В этот период человек сталкивается с биологическими, психологическими и социокультурными признаками того, что половина жизни уже прошла, сталкивается с изменением в семейных ролях и профессиональном статусе, с растущим осознанием собственной смертности.
Кризис «середины жизни» характеризуется неудовлетворенностью человека жизнью и недовольством собой, даже если полученный результат соответствует запланированному, но не сопровождается достаточным количеством позитивных ощущений.
Кризис «середины жизни» особенно часто выделяют в сравнении с другими возрастными кризисами, поскольку психоэмоционально индивидуум переживает его наиболее трудно и нередко нуждается в профессиональной помощи психолога-консультанта.
В ходе работы были выполнены задачи:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Эмпирически изучить смысложизненные ориентации у женщин среднего возраста.
3. Изучить специфику смысложизненных ориентаций у женщин в ситуации возрастного кризиса «середины жизни».
4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Таким образом, задачи исследования решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания изучения смысло-жизненных ориентации женщин в период кризиса зрелого возраста
1.1.Подходы к изучению смысло-жизненных ориентации в психологической науке
Возраст как термин абсолютно известен и используется в биологических науках относительно всех живых организмов, а также активно употребляется в системе многих наук. Семантическое значение этого понятия позволяет воспринимать его как определение продолжительности развития от момента рождения. В научной психологической литературе понятие «возраст» используется аналогично, но изучается эта категория комплексно, где помимо календарного возраста индивида внимание уделяется психическому и психологическому содержанию развития человека на каждом возрастном этапе развития в аспекте закономерностей, механизмов, норм развития, а также целей и задача развития человека в каждом возрастном периоде своего становления.
Согласно словарю «возраст – это объективная, культурно-исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе. Абсолютный (календарный, паспортный, хронологический) возраст датируется в единицах измерения времени (годы, месяцы, дни и т. д.). В науке (психологии) используется условный возраст, определяемый методом периодизации для структуризации онтогенеза человеческой жизни…». Толкование в психологическом словаре понятия «возраст» позволяет выделить существенные параметры этого термина, которые и изучаются в системе психологических наук с разных сторон и с разными задачами. Говоря о возрасте, в первую очередь, в науке принято систематизировать виды возраста, а важность и необходимость этого обусловлена сложностью организации систем всех живых организмов, а человека тем более. В этом аспекте выделяют календарный, морфологический, биологический, психологический возраста. Здесь, если календарный возраст отражает конкретный количественный показатель от начала жизнедеятельности организма в постнатальный (после рождения) период, то морфологический уже отражает развитие анатомофизиологических параметров организма и отражает закономерные этапы его биологического созревания и сдвигов. Когда речь идет о биологическом возрасте, на передний план выступает не только общая этапность развития морфологических структур, но, в первую очередь, индивидуальные параметры функций организма, оценивающиеся в своем развитии в соответствии с универсальной нормой (задержка развития, опережение развития) или неравномерность развития отдельных систем организма.
Для научности исследований проблем возраста и развития организма и систем введено понятие периодов развития, которые представлены как для морфологического возраста, так и для психического и психологического развития человека. Для биологического становления организма выделены детский (до 14-ти лет), молодой (до 24-х лет), зрелый (до 44-х лет), средний (до 59-ти лет), пожилой (до 74-х лет) и старческий (до 90 лет) возраста и отдельно выделяют возраст долгожительства, когда хронологический возраст превышает 90 лет. Физиологические исследования взросления, а главное, определение стадий зрелости анатомических и функциональных систем организма, на сегодняшний день не приняты однозначно. Так, в известных исследованиях Дж. Биррена, Д.Б. Бромлея, Д. Левинсона и пр. указывается различная хронология наступления периодов взрослости, зрелости, старости и пр. Например, Дж. Биррен считает, что ранняя взрослость организма наступает в 17 лет, а Д.Б. Бромлей указывает на 21 (у мужчин), 22 (у женщин) года. Д. Левинсон здесь говорит не о календарной точке, а о периоде от 17-ти до 22 лет. Такие же небольшие, но различия, отмечаются и относительно других, последующих, возрастов человека.
Важным понятием в науках о возрасте является онтогенез, под которым понимают «…индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований…». В психологии под онтогенезом понимается индивидуальное развитие психики и личности, разворачивающееся от момента зарождения, захватывая пренатальный и постнатальные периоды.
Изучение онтогенеза человека представлено в науке огромным количеством исследованием и разными научными школами, имеющими свои позиции и «точки отсчета», которые и определяют векторы как исследований, так и научных интерпретаций.
В обобщенном виде онтогенез, его смысл и закономерности, представлены в философских науках. Так, А.В. Федосеенко видит в онтогенезе человека его становление от биологического существа до социального, а затем уже духовного, причем, указывает он, человек проходит путь от универсальной обобщенности к индивидуальности и полной субъектности, где на каждом этапе происходит осознание человеком «…новой формы объективности собственного субъективного Я».
В исследованиях А.А. Маркосяна, посвященным морфологическому развитию организма в детские периоды развития, указывается, что родившийся ребенок не может восприниматься просто как уменьшенная копия взрослого человека. Функционального уровня взрослого человека он достигает лишь к 18-20 годам. Мышцы и железы завершают свое формирование к 23-25 годам. Развитие сосудистой системы, иннервация мышц, развитие некоторых отделов центральной нервной системы продолжается до 25-30 лет. То есть, до достижения зрелого возраста человек проходит длительный период развития. По его мнению, такой длительный период онтогенетического морфологического развития является большим преимуществом. Именно длительность обеспечивает время, необходимое не только для достижения организмом зрелости, но и главным образом это создает условия для психического, психологического, социального развития и его культурации в целом. Имея продолжительный период обучения, человек обогащается знаниями, усваивает элементы воспитания, приобретает нравственные устои. А.А. Маркосян предлагает жизнь человека разделить на три цикла, приняв условно продолжительность его жизни за 90 лет. Первый этап он определяет до 25 лет и определяет его доминирующие задачи – это период обучения, получения профессионального образования, формирования моральных устоев и воспитанности. Вторым этапом он считает период творчества (от 25 до 60 лет), где человек будет проявляться и реализовываться, считая его периодом расцвета созидательных, интеллектуальных возможностей человека. Третий цикл (от 60 до 90 лет), считает он, это период ослабления творческих и физических возможностей, которые, однако, во многом будут определяться индивидуальными возможностями человека, так как люди одного возраста по биологической надежности организма могут иметь существенные различия.
Н.В. Соколова в своих исследованиях биологических периодов развития человека говорит о разделенности жизненного пути человека на конкретные биологические периоды, в каждом из которых происходят биологические перестройки, переводящие организм на качественно новый уровень жизнедеятельности. Несмотря на это, говорит Н.В. Соколова, нельзя утверждать, что существуют абсолютные временные границы между биологическими периодами. Также, указывает она, каждый прожитый период как бы подготавливает необходимые условия, активизирует возрастные возможности для наступления последующего. Не менее важным является и понимание того, что различные отклонения, нарушения в развитии организма в любом возрастном периоде могут осложнить его нормальное прохождение и иметь отдаленные негативные проявления, нарушая нормальную жизнедеятельность человека.