Курсовая с практикой на тему Смысловое восприятие текста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Определение понятия «текст» 5
2. Сущность понятия «смысловое восприятие текста» 12
3. Уровни понимания текста 19
4. Факторы, влияющие на смысловое восприятие текста 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Введение:
Актуальность работы. Смысловое восприятие текста представляет собой процесс извлечения смысла, находящегося за внешней формой текстовых высказываний, что требует знания лингвистических закономерностей ее построения. Будучи целостным отражением предметов, ситуаций и событий, оно возникает при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности. Восприятие текста подчиняется общим психологическим закономерностям: оно тесно связано с вниманием, мышлением и памятью, направляется мотивацией, имеет определенную эмоциональную окраску. Различают адекватное восприятие и иллюзии. Критерием адекватности считают включенность его в общение и практическую деятельность.
Восприятие текста происходит на нескольких уровнях: сначала читатель воспринимает знаковую форму текста, затем переходит к уровню понимания смысла высказывания, от него — к уровню восприятия текста как целостной структуры
Проблема адекватного восприятия, понимания и оценки текста, является одной из существенных проблем. В целом восприятие и понимание речи включает в себя рецепцию слышимых или видимых элементов языка, установление их взаимосвязи и формирование личностного представления об их значении. Результатом восприятия является понимание как расшифровка общего смысла, который стоит за непосредственно воспринимаемым текстовым потоком, придание воспринимаемому сообщению определенного смысла.
Восприятие текста, являясь процессом посинтагменного второсигнального отражения действительности, представляет собой процесс раскрытия опосредованных словами связей и отношений, которое результирует в их осмыслении и приводит к пониманию всего текста.
В ходе понимания реципиент устанавливает между словами смысловые связи, которые составляют в совокупности смысловое содержание высказывания. Начальный, самый общий уровень понимания свидетельствует о понимании только основного предмета высказывания — того, о чем идет речь. Второй уровень — уровень понимания смыслового содержания — определяется пониманием всего хода изложения мысли автора, ее развития, аргументации. Этот уровень характеризуется пониманием не только того, о чем говорилось, но и того, что было сказано. Высший уровень понимания определяется пониманием не только того, о чем и что было сказано, но самое главное — пониманием того, зачем это говорилось и какие языковые средства использованы.
Такое проникновение в смысловое содержание позволяет читателю понять мотивы, побуждающие писателя писать так, а не иначе, понять все, что подразумевает писатель, внутреннюю логику его текстового сообщения. Этот уровень понимания включает и оценку языковых средств выражения мысли, использованных писателем.
Объект исследования – процесс восприятия текста.
Предмет исследования – смысловое восприятие текста.
Цель исследования – изучить особенности смыслового восприятия текста.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Дать определение понятию «текст»;
2. изучить сущность понятия «смысловое восприятие текста»;
3. выявить уровни понимания текста;
4. проанализировать факторы, влияющие на смысловое восприятие текста.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, в современной научной литературе под восприятием понимают процесс чувственного познания окружающей социально-природной среды; психическая функция интерпретации и преобразования сенсорной информации при моделировании субъективного целостного образа объекта, воздействующего на анализаторы.
В наиболее общем виде под смысловым восприятием в современной научной литературе понимается один из этапов сложной функциональной модели «восприятие – внутренняя речь», направленный на прием и интерпретацию речевой информации, поступающей к личности посредством обращенной к нему устной или письменной речи.
Выделяют четыре уровня смыслового восприятия:
• узнавание – перцептивное действие, исходная стадия сенсорного процесса, на которой осуществляется осознание наличия стимула, осознание наличия смыслового звена как такового;
• этап осознания наличия связей между смысловыми звеньями;
• этап смыслоформулирования, обобщения результатов перцептивно-мыслительной работы, перевода его на единую единицу понимания – общий смысл сообщения.
Основными характеристиками текста как языковой единицы выступают целостность и связность изложения.
Под связностью в современной психологической науке понимают грамматическую и семантическую взаимосвязь двух или более предложений, которые воспринимаются реципиентом как семантическое единство.
Критерии связности могут существенно варьироваться: это могут быть семиотические (знаковые), синтаксические, синсемантические характеристики, характеристики актуального членения, соотнесенность синтагматических единств по внешним признакам. Вычленить определенный признак из множества факторов, как правило, проблематично, интерпретация внутреннего содержания информационного сообщения основывается на восприятии и обработке совокупности признаков связности дискурса.
Целостность представляет собой уникальную характеристику надфразового синтаксического единства, благодаря которой текст воспринимается как семантическое, смысловое единство, относительно законченное в содержательном отношении.
Сущность феномена целостности текста заключается в иерархической организации стратегий речевых высказываний, которые используются реципиентом в процессе интерпретации обращенного к нему сообщения. Внешние признаки речевого и языкового характера обеспечивают возможности прогнозирования вероятностного содержания дискурса, не дожидаясь полного воспроизведения текста.
Таким образом, категории целостности и связности способствуют наиболее полной и адекватной интерпретации внутреннего смысла, заложенного в рамках дискурса, причем, высокий уровень развития вербального восприятия обеспечивает реализацию взаимосвязанных когнитивных процессов, позволяющих вычленять в тексте главное, выделять второстепенное, делая возможным максимально полное понимание скрытого смысла, содержащегося в информационном сообщении.
Фрагмент текста работы:
Актуальность работы. Смысловое восприятие текста представляет собой процесс извлечения смысла, находящегося за внешней формой текстовых высказываний, что требует знания лингвистических закономерностей ее построения. Будучи целостным отражением предметов, ситуаций и событий, оно возникает при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности. Восприятие текста подчиняется общим психологическим закономерностям: оно тесно связано с вниманием, мышлением и памятью, направляется мотивацией, имеет определенную эмоциональную окраску. Различают адекватное восприятие и иллюзии. Критерием адекватности считают включенность его в общение и практическую деятельность.
Восприятие текста происходит на нескольких уровнях: сначала читатель воспринимает знаковую форму текста, затем переходит к уровню понимания смысла высказывания, от него — к уровню восприятия текста как целостной структуры
Проблема адекватного восприятия, понимания и оценки текста, является одной из существенных проблем. В целом восприятие и понимание речи включает в себя рецепцию слышимых или видимых элементов языка, установление их взаимосвязи и формирование личностного представления об их значении. Результатом восприятия является понимание как расшифровка общего смысла, который стоит за непосредственно воспринимаемым текстовым потоком, придание воспринимаемому сообщению определенного смысла.
Восприятие текста, являясь процессом посинтагменного второсигнального отражения действительности, представляет собой процесс раскрытия опосредованных словами связей и отношений, которое результирует в их осмыслении и приводит к пониманию всего текста.
В ходе понимания реципиент устанавливает между словами смысловые связи, которые составляют в совокупности смысловое содержание высказывания. Начальный, самый общий уровень понимания свидетельствует о понимании только основного предмета высказывания — того, о чем идет речь. Второй уровень — уровень понимания смыслового содержания — определяется пониманием всего хода изложения мысли автора, ее развития, аргументации. Этот уровень характеризуется пониманием не только того, о чем говорилось, но и того, что было сказано. Высший уровень понимания определяется пониманием не только того, о чем и что было сказано, но самое главное — пониманием того, зачем это говорилось и какие языковые средства использованы.
Такое проникновение в смысловое содержание позволяет читателю понять мотивы, побуждающие писателя писать так, а не иначе, понять все, что подразумевает писатель, внутреннюю логику его текстового сообщения. Этот уровень понимания включает и оценку языковых средств выражения мысли, использованных писателем.
Объект исследования – процесс восприятия текста.
Предмет исследования – смысловое восприятие текста.
Цель исследования – изучить особенности смыслового восприятия текста.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Дать определение понятию «текст»;
2. изучить сущность понятия «смысловое восприятие текста»;
3. выявить уровни понимания текста;
4. проанализировать факторы, влияющие на смысловое восприятие текста.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.