Курсовая с практикой на тему Смысло жизненные ориентации в подростковом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Особенности смысло-жизненных ориентаций в подростковом возрасте 5
1.1 Особенности феномена смысло-жизненных ориентаций в исследованиях зарубежных и отечественных педагогов психологов 5
1.2 Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте 7
1.3 Динамика смысло-жизненных ориентаций в подростковом возрасте 11
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей ценностно-смысловой сферы подростков 17
2.1 Описание и обоснование методов исследования 17
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 18
Выводы 29
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Введение:
Актуальность. Существенные изменения в политической, духовной, экономической сферах жизни повлекли за собой кардинальные изменения в психологии, в ценностных ориентациях и поведении людей. Больше всего это отразилось в сознании современной молодежи, студентов, подростков. Сложившаяся ситуация очень резко увеличивает практическую и научную значимость и важность любых факторов, которые влияют на формирование нравственного мира каждой личности подростка, его ценностно-ориентационную направленность.
Именно смысложизненные и ценностные ориентации являются одним из самых главных и значимых факторов морального выбора человека, а еще фактором, который определяет поведение в различных ситуациях. Именно поэтому деформация ценностных ориентаций человека лежит в основании формирования разных видов отклоняющихся форм поведения.
Объект исследования: ценностно-смысловая сфера личности.
Предмет исследования: особенности ценностно-смысловой сферы подростков из полных и неполных семей.
Цель: выявить особенности ценностно-смысловой сферы группы из полных и неполных семей.
Задачи:
1) Рассмотреть понятие ценностно-смысловой сферы личности;
2) Рассмотреть особенности формирования ценностных ориентаций;
3) Провести эмпирическое исследование особенностей ценностно-смысловой сферы группы подростков из полных и неполных семей.
Гипотеза:
— У группы из неполных семей не сформированы смысложизненные ориентации;
— ценностные ориентации группы из неполных семей отвечают возрастным задачам развития.
Методы:
— теоретические: анализ научной литературы;
— эмпирические: тестирование, методы математической статистики, количественный и качественный анализ данных.
В качестве методик исследования были использованы:
— Тест М. Рокича «Ценностные ориентации»;
— Тест СЖО Д.А. Леонтьева.
Эмпирическая база: В исследовании приняли участие две группы подростков в возрасте 13-14 лет: контрольная группа – учащиеся 7 А общеобразовательной школы №156, 30 человек, 15 мальчиков и 15 девочек (нормативные подростки, из полных семей); экспериментальная группа – подростки из неполных семей.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы психологами и педагогами, работающими с подростками для разработки программ профилактики и коррекции поведения.
Структура: исследование состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Ценности понимаются нами, с одной стороны, как объективная реальность в виде культурных и социальных ценностей, характерных для современной социокультурной реальности, с другой как динамическая иерархическая система ценностных ориентаций в структуре личности подростка.
Ценностные ориентации, занимая промежуточное положение между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов, являются важным регулятором активности человека, поскольку позволяют соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума. В отличие от ценностей, нормы это внешние по отношению к личности требования общества или группы, предъявляемые к ее поведению в той или иной ситуации. Интернализованные ценности и нормы представляют собой ценностно-нормативную сферу личности и выступают как внутренний регулятор поведения подростка.
Эмпирическое исследование показало, что у подростков из неполных семей значимо ниже осмысленность цели в жизни, осмысленность процесса жизни, осмысленность результативности жизни, локус контроля – Я, локус контроля – жизнь, общий уровень осмысленности жизни.
Существуют различия в терминальных ценностях нормативных и подростков из неполных семей. Показатели ранжирования таких ценностей как активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, интересная работа, красота природы и искусства, общественное признание, познание, продуктивная жизнь, развитие, счастье других, творчество достоверно выше у нормативных подростков. Такие ценности как материально обеспеченная жизнь, свобода, удовольствия значимо важнее в группе подростков из неполных семей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности смысло-жизненных ориентаций в подростковом возрасте
1.1 Особенности феномена смысло-жизненных ориентаций в исследованиях зарубежных и отечественных педагогов психологов
В философском понимании ценностные ориентации понимаются как важнейшие элементы внутренней структуры личности, которые закрепляются жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отделяют важное, существенное для данного человека от несущественное.
Под ценностями исследователи понимают духовные универсальные принципы, которые становятся неотъемлемой частью личности, а ценностные ориентации — определенные убеждения человека относительно важности этих ценностей. Хотя сущность понятия «ценность» трактуется в научной литературе неоднозначно, в зависимости от концептуальных основ научных направлений (натурализм, экзистенциализм, материализм, феноменология и др.), Можно выделить два подхода к пониманию этого понятия.
1) Ценности как атрибут культуры в широком смысле являются социальным эквивалентом общественного сознания, его идеалов и стандартов, в этом понимании ценности всегда объективны.
2) Ценности на уровне индивидуального сознания приобретают для человека субъективную значимость предметов и явлений в соответствии с системой его интересов, идеалов, стремлений; Ценности в личностном аспекте представляют собой избирательное отношение человека к различным сторонам действительности, которое отражается в формах ценностных ориентаций, установок, суждений, оценок и выступает как объект понимания, источник чувств и регулятор. поведения [29, с. 7