Система уголовных наказаний России и ее совершенствование Курсовая с практикой Юриспруденция

Курсовая с практикой на тему Смертная казнь как вид уголовного наказания в российском уголовном праве

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Правовые и теоретические основы права на жизнь, становление института смертной казни 4
1.1 Понятие права на жизнь в российском и международном праве 4
1.2. Смертная казнь в истории российского государства 12
Глава 2. Уголовно-правовой институт смертной казни 19
2.1 Смертная казнь как мера государственного принуждения 19
2.2 Смертная казнь как исключительная мера наказания 24
2.3 Правовые возможности отмены смертной казни в России 30
Заключение 36
Список использованной литературы 39

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что во всем мире смертная казнь вызывает особое внимание и затрагивает довольно большой блок общественных отношений.
Сегодня в России правовой институт смертной казни это довольно противоречивое явление. В Конституции Российской Федерации смертная казнь определяется как исключительная мера наказания, которая носит временный характер. С одной стороны Конституция РФ определяет права и свободы человека и гражданина, а с другой стороны, отрицает провозглашенное и неотчуждаемое право на жизнь.
В Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ) регламентация смертной казни также ограничена, противоречива и в некоторой степени неадекватна современному положению дел, что прямо говорит о необходимости совершенствования законодательства в этой области.
Такое положение, которое определяет актуальность нашего исследования, вытекает из такого методологического требования, что пока уголовное законодательство содержит в себе положение о смертной казни, регулирование этого института должно быть полным и очень детальным. Полная отмена смертной казни или ее фактическое неприменение в сегодняшнее время не могут оказывать влияния на этот законодательный процесс. Уголовное законодательство в принципе не может содержать таких норм, которые могут породить неразрешимые коллизии. По нашему мнению, такое положение в полной мере относится и к институту смертной казни. Это и все перечисленное выше и определило выбор темы работы и подтверждает ее актуальность.
Степень научной разработанности темы исследования. В своих трудах вопросы теории прав личности, состояние и перспективы развития и механизм обеспечения прав человека рассматривали: С.В. Бахин, Ю.А. Дмитриев, М.Н. Малеин, Л.Д. Воеводин и др. Отдельные аспекты проблемы смертной казни в своих трудах рассматривали такие ученые как: А.В. Малько, В.Е. Квашиса, И.Л. Петрухин, Р.А. Каламкарян и др.
Целью исследования является анализ смертной казни как исключительного правового явления и разработка предложений, которые направлены на совершенствование норм УК РФ о применении смертной казни.
В связи с поставленной целью решению подлежат следующие задачи:
— рассмотреть понятие смертной казни в российском и международном праве;
— исследовать смертную казнь в истории российского государства;
— рассмотреть смертную казнь как меру государственного принуждения;
— проанализировать смертную казнь как исключительную меру наказания;
— исследовать правовые возможности отмены смертной казни в России.
Объектом исследования выступают общественные отношения по поводу смертной казни как комплексного уголовно-правового института и меры уголовного наказания.
Предметом исследования являются юридические нормы о смертной казни в российском законодательстве.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, такие как методы индукции и дедукции, методы анализа и синтеза, системно структурный метод, а также частно научные методы такие как: формально-логический и логико-юридический, а также метод сравнительного правоведения.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее положения и предложения, данные по результатам проведенного анализа, могут быть учтены при внесении изменений в действующее законодательство.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав объединенных пятью параграфами, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассмотрев в работе смертную казнь как меру уголовного наказания, достигнув цели и решив поставленные задачи, нами были сделаны следующие выводы:
Среди всего комплекса прав человека, право на жизнь это высшая ценность. Ввиду того, что оно образует первооснову всех прав и свобод.
Несмотря на то, что право на жизнь имеет большое значение для жизнедеятельности общества, тем не менее, ни одно государство не в состоянии обеспечить его полного гарантирования. Обусловлено это тем, что ни международные документы, ни внутренние акты не содержат точной формулировки права на жизнь, что дает возможность его различного толкования.
Для того что бы обеспечить всестороннюю охрану права на жизнь есть необходимость во внесении изменений в Конституцию РФ в частности такого как:
— п. 1 ст. 20 Конституции РФ изложить в следующей редакции: «каждый имеет право на жизнь – право на достойное человеческое существование. Никто произвольно не может быть лишен права на жизнь».
По результатам рассмотрения истории применения смертной казни в России можно отметить, что со времен средних веков, когда смертная казнь носила жестокий характер, до дореволюционного времени не предпринималось попыток ее отмены, только лишь изобретались новые способы ее исполнения. Во времена Екатерины второй и вплоть до принятия УК РФ, смертную казнь с удивительной периодичностью отменяли и снова вводили. Со вступлением России в Совет Европы на смертную казнь в Российской Федерации был наложен мораторий, однако она так и не была отменена окончательно.
Смертная казнь, являясь мерой наказания за особо тяжкие преступления против жизни, по нашему мнению является вполне соразмерной, адекватной и вполне соответствующей требованиям правового равенства, идеям права и свободы человека. Возможность применения смертной казни не противоречит принципу гуманизма, ввиду того, что под гуманизмом понимается, в том числе и охрана личности от преступных посягательств. Ввиду сказанного разумное применение смертной казни будет до тех пор гуманным, пока в этом будет необходимость.
В соответствии с Конституцией РФ, Российская Федерация должна в соответствии с положением о порядке внесения поправок, изменений и пересмотра отдельных положений Конституции РФ, должным образом закрепить общественно поддержанную политику государства в отношении исключительной меры наказания.
В том случае, если будет принято решение об отменен моратория на смертную казнь и сохранения этого вида наказания, следует подробным образом описать процедуру его исполнения, для того что бы исполнители не могли произвольно трактовать закон по-своему или с учетом каких-либо обстоятельств, а именно соблюсти принцип единства и гуманизма, который отсутствием детального закрепления процедуры нарушается. Также есть необходимость в пересмотре в УК РФ целей наказания, чтобы они не противоречили сути исключительной меры наказания в виде смертной казни.
Принимая во внимание спорный характер того какое же наказания пожизненное лишение свободы или смертная казнь представляется более мягким в современных условиях, то формулировки смертная казнь и пожизненное лишение свободы можно заменить единым понятием высшая мера наказания за совершение особо тяжких преступлений.
Для правовой регламентации назначения наказания на федеральном уровне было бы целесообразно закрепить возможность субъектам федерации самим решать вопрос о существовании или нет на их территории смертной казни, другими словами можно установить, что высшая мера наказания определяется субъектом РФ самостоятельно и с учетом местных криминогенных, геополитических, социальных и экономических особенностей.
Такое решение конечно же повлечет за собой ряд изменений, среди которых и уголовно правовые, и конституционно правовые, и уголовно процессуальные. Будет необходим пересмотр положений относительно определения компетенции РФ и субъектов РФ в сфере уголовного права и уголовно процессуального законодательства.
Сегодня можно с уверенностью говорить, что Россия уклоняется от выполнения принятых на себя международных обязательств. В результате чего Россия является единственным государством Совета Европы, которая не ратифицировала Протокол № 6 к Конвенции и о защите прав человека и основных свободах.
Россия не только не ратифицировала протокол № 6, но так же не подписала и не ратифицировала протокол № 13 об отмене смертной казни при любых обстоятельствах и Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, что вовсе не свидетельствует о намерении России отказаться от смертной казни.
Таким образом сегодня для того что бы смертная казань была отменена необходимо:
— ратифицировать протокол № 6;
— подписать и ратифицировать Протокол № 13 и Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах;
— внести изменения в законодательство, а именно Конституцию Ф, УК РФ, УПК РФ и УИК РФ, которые будут направлены на исключение положений о применении смертной казни.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Правовые и теоретические основы права на жизнь, становление института смертной казни

1.1 Понятие права на жизнь в российском и международном праве

Вхождение Российской Федерации в мировое сообщество и задачи демократических преобразований в стране дали толчок новому отношению к правам человека, заставили по-иному осмыслить взаимодействие российского государства и общества. В России начало формироваться демократическое сознание и система правоотношений, которые стали основываться на идее уважения достоинства личности и на приоритетах общечеловеческих ценностей и идеалов. 
Главная трудность, которая стоит перед всеми развивающимися государствами заключается в том, что бы установить такую систему, в которой личность могла бы без каких-либо препятствий развивать свой потенциал и при этом свободно пользоваться своими правами и свободами. С другой стороны необходимо, чтобы личность почитала общегосударственные цели. В прогрессивных странах права человека рассматриваются как универсальный идеал и предпосылка стабильности и устойчивости .
Права человека представляют собой некий фундамент, в виду чего их признание, а также соблюдение, и что немаловажно защита, являются обязанностью любого государства и всего мирового сообщества.
После Второй мировой войны, с принятием Устава ООН  и Всеобщей декларации прав человека  началось сотрудничество мирового сообщества в признании и обеспечении прав человека. Международное сообщество выработало стандарты в области прав человека, которыми были определены общие понятия прав человека, основных свобод и был разработан их перечень.
Так как права человека это историческое и общекультурное завоевание, сегодня права человека это ценность, которая принадлежит всему обществу. В то же время нельзя говорить, что признание этих ценностей — это завершенный процесс, в виду того, что во многих странах до сих пор так и не сложено социально-политических условий, которые давали бы возможность их реального обеспечения. Ввиду чего сегодня многие декларированные права так и остаются только декларациями, однако это дает возможность выделить теорию и практику прав человека .
В то же время следует сказать, что большую часть проблем вызывает не практика реализации прав человека, а некоторые вопросы их разработки в теории. В юридической литературе, да и не только, часто обращают внимание на то, что в документах, которые приняты на международном уровне не содержится точных формулировок того или иного права. А это дает возможность для их различного толкования в ту или иную сторону. Такое положение дел вызывает множество проблем, которые так или иначе могут влиять на объем правомочий при реализации того или иного права.
Среди всех признанных прав человека наибольший резонанс и множество споров порождает такое право как право на жизнь. Хотя эта проблема остро стоит уже давно, тем не менее, ни в международных актах, ни во внутреннем законодательстве нашей страны нет единого понимания права на жизнь.
В России, собственно как и во всех других цивилизованных странах, все основные права человека и гражданина закрепляются в Конституции. Закрепление в Конституции РФ положений о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права, его нормы и международные договоры являются составной частью правовой системы России, говорит об имплементации международных стандартов, а именно их реализацию в рамках национального правопорядка.
Следует отметить, что признание в Конституции РФ и закрепление прав и свобод человека в полной мере соответствует основным положениям международных актов.
Изначально принцип уважения прав и свобод человека и гражданина был закреплен в Уставе ООН, нормативное содержание данного принципа было закреплено в Международной Хартии прав человека, которая включает в себя Всеобщую декларацию прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах .
Первой в закреплении таких прав стала Всеобщая декларация прав человека, в которой в статье 3 говорится, что каждый человек имеет право на жизнь. Таким образом, Всеобщая декларация прав человека в своей норме воплотила теорию о неотъемлемости прав человека. Данная теория была важным этапом развития человечества во времена буржуазной революции. Право на жизнь как естественное право и данное от рождения впервые провозгласили в Декларации прав Вирджинии 1776 года , затем в Декларации независимости США .
В Международной декларации о гражданских и политических правах такое право уже более конкретизировали, и право на жизнь стало неотъемлемым правом каждого человека.
В 1950 году была принята Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свободах . В частности пункт первый данного документа указывает, что право каждого на жизнь охраняется законом.
Следует отметить, что и пакт о гражданских правах и Европейская конвенция указывают на право на жизнь, как на абсолютное право. В то же время в Пакте о гражданских правах есть некоторое ограничение, которое относится к применению смертной казни. Некоторые ученые говорят о том, что такое ограничение в общем, не влияет на характеристику права на жизнь как абсолютного .
В то же время другими учеными была высказана противоположная точка зрения, так в частности, Н.И. Матузов пишет, что Европейская Конвенция провозглашает право на жизнь, но далее указывается, что лишение жизни не может рассматриваться как нарушение данного положения, если такое лишение жизни является необходимым:
— для защиты любых лиц от незаконного насилия;
— для производства законного ареста или для того, чтобы предотвратить побег лица, которое задержано на законных основаниях;
— для того чтобы подавить бунт или мятеж.
Таким образом, как видим, пишет автор, в Конвенции сделано четыре исключения, когда убить может само государство .
Также о смертной казни в своих нормах упоминает Международный пакт о гражданских и политических правах. Однако в данном документе пределы применения смертной казни были значительно сужены. Так, в соответствии со ст. 6, «в странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления…Это наказание может быть осуществлено только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом…Каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора… Смертный приговор не выносится за преступления, совершенные лицами моложе восемнадцати лет, и не приводится в исполнение в отношении беременных женщин». В то же время, данная статья говорит о том, что положения документа не препятствуют отмене смертной казни тем или иным государством.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы