Курсовая с практикой на тему Смерть в мировоззрении византийских историков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Историографический обзор по вопросу восприятия смерти византийскими историками 6
2. Трактовки современных исследователей тематического творчества византийских историков 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 24
Введение:
Актуальность. Специфику нашей культурно-исторической эпохи известный английский культуролог и историк А. Тойнби обозначил как «время прогрессирующей неверия». Современный человек, потеряв способность «хладнокровно смотреть в лицо факту смерти», начал просто замалчивать ее неосознаваемость . Растущий неосознанный страх охватил все сферы культуры. По мнению известного французского историка Ф. Ариеса, такая тенденция западной цивилизации несет опасность, схожую с болезненным симптомом, который свидетельствует о глубоких трансформациях в подсознательном состоянии людей. Забывание о неизбежности смерти, по мнению этого ученого, приводит к «дегуманизации общества, акцентации на материальных, а не на духовных ценностях» . По мнению В. Франкла, в современной культуре смерть стала табу, и страхом ее пронизана вся культура ХХ в. именно из-за замалчивания человеком вопроса о смысле жизни. Это и является причиной гиперболизированного страха смерти в современной европейской культуре.
Понимание смерти как качественного состояния перехода выкристаллизовалось в христианской культуре византийской эпохи в форме теологических наставлений. Изучением мировоззренческих устоев византийских мыслителей занимаются преимущественно те историки философии, которые пытаются показать византийскую философию в отрыве от теологии. Такую позицию впервые было заявлено в работе В. Татакиса «Византийская философия» (1949), далее развито в книге Г. Подскальськи «Теология и философия в Византии» (1977), а также в ряде статей Л. Бенакиса.
В то ж время, православное богословие конца XX — начала XXI веков переживает период радикальных трансформаций и коренного переосмысления собственной идентичности.
Эти процессы связаны не только с вызовами эпохи постмодерна, но и с поисками соответствующей научной методологии. Желанными чертами такой методологии является открытость общехристианского наследия разных эпох, способность вести эффективный диалог с современными философией и наукой, убедительное сочетание теории и практики, ума и веры, сакрального и профанического. Методологические поиски современной теологии, как и духовные поиски мирян, заставляют православных мыслителей обращаться к историческому наследию, результатом чего стали многочисленные творческие интерпретации методологий, которые использовались в прошлом.
Тематика смерти, как грани между переходом из ограниченного физического бытия в безмерное духовное, обозначает собою не просто отдельное тематическое направление, но фактически составляет суть вычленения византийской эпохи как основы ведущей планетарной религии, связанной с пришествием, распятием и воскресением Христа. В этих условиях насущной необходимостью для вычленения особенностей философского от религиоведческого анализа является систематический анализ методологии православной теологии в ее исторических трансформациях. Выделение характерных черт каждой парадигмы православного религиозно-теоретического мышления, критическая оценка реальных возможностей различных методологий, выявление особенностей диалектического единства наследственности и инноваций, играют важную роль в современном научном восприятии историко-философской мысли византийской эпохи. Проблематика религиоведческого исследования методологии христианской теологии является одной из актуальных тем в исследовании как христианской традиции, так и современной исторической мысли.
Заключение:
Утраты идеалов и цели жизни приводят к множеству психических заболеваний взрослых и их детей, а сомнения в человеческих силах сопровождаются ростом экологических катаклизмов, спектров заболеваний и охвата ими людей, усиливая общие настроения паники и безнадежности даже среди членов материально благополучных сообществ, что все более привлекает внимание ученых и мыслителей, как смыслообразующий фактор.
Проблема трактовки «смерти» («как перехода и обретения новой формы бытия другого») обретает особую актуальность в связи с обострением религиозных и межэтнических конфликтов в современном мире с одной стороны, расширением межкультурных контактов и аксиологическим укреплением понятия толерантности – с другой.
В то же время, в древних византийских источниках понятие смерти не отрывалось от восприятия жизни, загробное существование приравнивалось к поминанию умерших, а жизни отдельных индивидуумов рассматривалась в непрерывном потоке знаний – когда даже авторство отдельных историков не воспринималось как нечто значимое, и множество трудов имеют не идентифицированных коллективных авторов.
Историографический обзор по теме исследования показывает возрастающее внимание историков и культурологов к мировоззренческим вопросам смерти как духовного перехода, инобытия, что воспринимается трагически в современном мире, но рассматривался как ступень духовного восхождения в древних источниках.
Непосредственных трудов византийских мыслителей по теме смерти не издавалось, и в доступных источниках мы можем только рассматривать трактовки их мировоззренческих позиций различными исследователями. Тем не менее, современные трактовки различаются в отношении религиозных источников, т.к. философия и религия не различались в византийской среде, составляя общий мировоззренческий базис восхождения к вечной жизни в чередовании рождений. Тем не менее однозначные трактовки отсутствуют.
Фрагмент текста работы:
1. Историографический обзор по вопросу восприятия смерти византийскими историками
В глубокой древности было сформировано восприятие смерти как центральной позиции священных культов, явлений и действий, призванных переродить человека в состоянии духовного достоинства, уважения и почитания.
Соответственно внушающие благоговение среди верующих) , и отражаемые в религиозных ритуалах (священнодействиях) , понятия смерти (как грани созревания и перевоплощения личности , обретения внутренних свойств отделенности от мирского, находятся в развитии с глубоких исторических времен , наряду со спецификой понимания концептов «веры», «разума», «познание», «жизненного опыта», «смерти» и «жизни после смерти» в мыслительных трансформациях историков византийской эпохи .
Центральное место в современной западной литературе занимает исследование Василеойса Мариниса «Смерть и загробная жизнь в Византии: судьба души в богословии, литургии и искусстве» .
В исследовании отмечается, что несмотря на всю их известную и исповедуемую озабоченность загробной жизнью, византийцы не имели систематического представления о судьбе души между смертью и Страшным судом, а само понятие загробного существования имело такое же обозначение, как и поминальная трапеза (приложение, 1), хотя даже перевод этого термина на разные языки имеет различные особенности и трактовки, осложняющиеся преобладающим символизмом при отсутствии четких понятийных подходов (приложение, 2). При этом молящийся обозначался в византийской иконографии как пребывающий во внеземном измерении, в непосредственной связи с миром потусторонних душ, что снимало остроту перехода его души после физической смерти (приложение, 3).
Представленное междисциплинарное исследование впервые объединяет литургические, богословские, литературные и материальные свидетельства для исследования фундаментального вопроса: что, по мнению византийцев, происходит после смерти.