Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русский язык(Словообразование)

Курсовая с практикой на тему Сложные слова в современном русском языке

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1СЛОЖНЫЕ СЛОВА КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ ЛЕКСИКИ ЯЗЫКА 5
1.1.Сложные слова в лингвистике и их возникновение 5
1.2. Способы образования сложных слов 8
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ОТРАЖЕНИЕ АКТИВНЫХ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ 13
2.1.Основные тенденции в развитии словообразовательных возможностей СМИ 13
2.2. Сложные слова в материалах СМИ первых двух десятилетий XI века. 19
Заключение 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

  

Введение:

 

«Язык – это живой и изменяющийся организм» [2, 12]. Основным процессом, влияющим на развитие словарного состава языка, его обогащение и совершенствование, является процесс постоянного роста лексики за счет появления новых слов. Возникновение новых слов обусловлено развитием науки и техники, а также явлением компьютеризации, порождающей новые слова и словосочетания, служащие названиями новых предметов, явлений и понятий.
В современном русском языке постоянно появляется большое количество сложных слов. Они очень удобны, потому что позволяют более точно и лаконично назвать предмет или явление. Если в начале XX века нормы словоупотребления создавались на основе художественной литературы, то в современном мире эта роль перешла к средствам массовой информации, публицистическому жанру, как наиболее близкому к разговорной речи, которая в последнее время все заметнее влияет на нормированность русского языка.
Существует множество способов образования сложных слов. Чаще всего используется слияние двух или нескольких корней, но существуют и слова, заимствованные из других языков, многие из которых имеют сложную корневую основу. Актуальность нашего исследования заключается в том, что школьники очень часто допускают ошибки в написании сложных слов. Для того, чтобы в процессе освоения русского языка помочь ученикам разобраться в многообразии и соответственно написании сложных слов, необходимо выявить способы деривации лексем со сложными основами и расклассифицировать их.
Новизна исследования заключается в определении наиболее часто встречающихся в современных публицистических текстах моделей образования слов со сложной основой.
Объект исследования — словообразовательная система русского языка.
Предмет исследования — способы образования сложных слов как процесс создания новых слов.
Цель работы — рассмотреть способы образования сложных слов с точки зрения современного состояния языка.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие сложных слов
2. Изучить способы образования сложных слов.
3. Рассмотреть использование сложных слов в языковом материале, отобранном из публицистических текстов.
Теоретическое значение работы заключается в уточнении классификации сложных слов, особенностей их формирования и функционирования в современном русском языке.
Научная новизна курсовой работы заключается в попытке анализа текстов современного русского языка в культурологическом и историческом аспекте развития страны и языка.
Практическое значение работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при проведении лекционных занятий по теории русского языка как иностранного, на практических занятиях в ВУЗах, а также специализированных курсах.
Структура исследования — работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных в работе научных и методических литературных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сложные слова играют особую роль в системе лексики и словообразования в современном русском языке. На данном этапе формирования русский язык пополняется по большей части за счет образования сложных слов. Это составляет большую проблему для преподавателей русского языка в школах. Зная об этих сложностях, учителям стоит особое внимание уделять на уроках способам образования сложных слов.
Процессом, влияющим на развитие словарного состава языка, его обогащение и совершенствование, является процесс постоянного роста лексики за счет появления новых слов. Будучи связанным с историей народа, словарный состав языка отражает все многообразие его жизни: изменения в общественно-политическом устройстве, развитии производства, науки, техники, культуры. Процесс расширения словарного состава языка особенно интенсивно протекает в периоды глубоких общественно-политических потрясений и социально-культурных перемен.
Важную роль сложные слова играют в журналистике, в чем мы убедились, проанализировав материалы СМИ последних двух десятилетий. Являясь актуальными и узнаваемыми, сложные слова переносят эти функции и на весь материал СМИ, что в условиях конкуренции является незаменимым для отстаивания своего «места под солнцем» издания.
Столь высокое употребление злободневных сложных слов в материалах СМИ приводит в недовольство многих приверженцев классики. Они уверяют, что употребление подобных лексем людьми, работающими со словом, несущими информацию потребителям, засоряет русский язык, упрощает его. В этом есть изрядная доля истины. Безусловно, внутренние законы развития языка похожи на законы природы и не подчиняются контролю человеческой воли, но, несомненно, существуют и другие сферы, которые человек вполне способен контролировать. Именно такова сфера культуры речи, нашего осознанного выбора в той или иной ситуации того или иного слова, той или иной стилистической фигуры, того или иного стиля общения.
Основная проблема новообразующихся сложных слов в их излишнем использовании и подмене уже существующих терминов новыми. Не всегда имеет смысл создавать новое слово и заменять им старое.
В процессе исследования мы пришли к выводу, что образование сложных слов в современном русском языке является активным процессом пополнения лексического запаса языка. Слова появляются в языке с помощью заимствований из других языков и путем морфологических изменений уже имеющихся слов.
Явление возникновения в языке новых лексических единиц объясняется тем, что язык – это сложная динамическая система, которая постоянно развивается вместе с обществом и отражает все перемены, затрагивающие любую сферу жизнедеятельности людей. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения сложных слов в современном русском языке.

 

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 СЛОЖНЫЕ СЛОВА КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ ЛЕКСИКИ ЯЗЫКА

1.1.Сложные слова в лингвистике и их возникновение

В каждую историческую эпоху существует противоречие между возможностями лексической системы языка и растущим стремлением людей выразить свои мысли и чувства точнее и стилистически разнообразнее. Именно эти противоречия служат источником дальнейшего развития лексики. Динамика словарного состава языка во многом определяется внешними факторами, необходимостью наименования новых предметов и понятий.
Лексический состав является наиболее изменчивой языковой системой. Все реалии окружающей действительности отображаются в словарном составе языка, который реагирует на любые изменения в той или иной сфере жизни.
Известно высказывание В.Г. Белинского: «Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения». Словарь современного русского языка состоит более чем из пятисот тысяч слов и постоянно пополняется.
Русский язык — синтетический язык. Это значит, что в русском языке грамматические значения выражаются в пределах слова. С этим связано достаточно свободное словообразование и разнообразие производства новых лексических единиц.
Как отмечает Е.А. Земская: «Термин «способ словообразования» используется для ответа на вопрос, с помощью какого средства (или каких средств) выражается деривационное (словообразовательное) значение того или иного слова» [5, 169].

Словообразование тесно связано с другими уровнями языковой системы — фонологией, морфологией, синтаксисом и, конечно, лексикой, так как результатом словообразовательных процессов является появление новых слов.
Словообразование служит группировке слов в отдельные лексические разряды, способствует формированию лексических значений. Именно на почве словообразования устанавливаются системные отношения между лексикой и грамматикой.
При изучении новых слов в литературном языке надо учитывать, что изменение и обновление его состава связано с перемещением слов из одной сферы употребления в другую. В этом проявляется постоянное взаимодействие между литературным языком, диалектами и профессиональными языками, поэтому объективным является наличие в литературном языке новых для него, но известных ранее в других его сферах слов. Характерное явление – вычленение слова из устойчивого выражения и приобретение им ряда новых значений в связи с расширением сочетаемости. Наиболее часто неологизмы относятся к области психологии, искусства, социологии, экономики. Развернутые определения помогают установить источники неологизмов, особенно когда это касается переосмысления.
Новые слова, образовавшиеся путём грамматико-семантической эволюции и закрепившиеся в словарном составе языка, не находят полного отражения в современной лексикографии. В связи с развитием общественной жизни и возникновением новых понятий в языке появляются неологизмы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы