Курсовая с практикой на тему Сложение русской традиции в иконографии Святой Троицы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБРАЗ ТРОИЦЫ В ИКОНОГРАФИИ: СПЕЦИФИКА РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ ТРАКТОВОК 7
1.1 Типы икон образов Троицы в иконографии 7
1.2 Догматический запрет на изображение Бога 11
ГЛАВА 2 ТРОИЧЕСКИЙ ДОГМАТ И ИКОНОГРАФИЯ «ТРОИЦЫ ВЕТХОЗАВЕТНОЙ» В ИКОНОПИСИ РУССКОГО ИСИХАЗМА 16
2.1 «Троица» Андрея Рублева: иконографическая справка 16
2.2 Образ Троицы и раскрытие троического догмата в творчестве преп. Андрея Рублева 18
ГЛАВА 3 ИКОНА «ОТЕЧЕСТВО» ИЛИ «ТРОИЦА НОВОЗАВЕТНАЯ» 25
3.1 Иконографическая справка 25
3.2 История создания и сюжет 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
Введение:
Догмат о Троице, троичности Господа, отнесенный к одним из сложнейших в богословии, имеет довольно условную трактовку в изобразительном искусстве, что закономерно. На множестве икон изображена Святая Троица во всей таинственности и величии. О силе святынь спорят всем миром. Христианская религия, как и философия, начинается с удивления. Народной памяти известны настоящие чудеса, которые являла икона, изображающая основу всего христианства. К святому лику люди взывают в первую очередь об укреплении духа, об упрочнении силы воли, способной вынести все, об избавлении от грехов, порой и тех, которые простить может лишь Господь.
«Троица» – единственная достоверно известная писанная на доске икона Андрея Рублева, дошедшая до наших дней. Знаменитый образ «Троицы», ставший для всего мира узнаваемым символом русской культуры, написан преподобным Андреем Рублевым в начале второго или середине третьего десятилетия XV века. «Троица» почти сразу становится образцом – по крайней мере, Стоглавый собор в 1551 году определил, что все последующие изображения Троицы должны соответствовать иконе Андрея Рублева. Но до сих пор не утихают дискуссии по поводу изображения Бога в иконах Святой Троицы.
Проблема образа в христианском искусстве – одна из актуальных тем, связанных с осмыслением философского и богословского наследия Средних веков, его влияния на русскую культуру XX в., свидетельством чего является возникновение новых школ и направлений не только в эмигрантской среде, но и в культуре постсоветской России, после долгого перерыва обратившейся к изучению своих истоков.
Объект исследования – русская традиция в иконографии Святой Троицы. Предмет исследования: становление традиции образа в иконографии Святой Троицы в контексте догматического запрета на изображение Бога.
Цель исследования – проанализировать сложение русской традиции в иконографии Святой Троицы.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
рассмотреть основные типы икон и образов Троицы в иконографии;
раскрыть сущность догматического запрета на изображение Бога;
рассмотреть Образ Троицы и раскрыть троический догмат в творчестве преп. Андрея Рублева;
привести иконографическую справку «Троицы» Андрея Рублева и иконы «Троица Новозаветная»;
осветить историю создания и сюжет иконы «Отечество».
Историография вопроса. Связь христианского искусства Древней Руси с византийским богословием рассматривалась еще дореволюционными исследователями: Н.П. Кондаковым, Д.В. Айналовым, свящ. Павлом Флоренским, Е.Н. Трубецким, прот. Сергием Булгаковым. Среди большого количества работ, посвященных изучению древнерусской культуры XIV–XVI вв., следует в первую очередь выделить труды В.И. Лазарева, И.Э. Грабаря, Д.С. Лихачева, Г.И. Вздорнова, М.В. Алпатова, Г.К. Вагнера и др. В них основное внимание уделяется искусствоведческому анализу, где древнерусская иконопись рассматривается как памятник средневекового изобразительного искусства. Основной акцент здесь ставится на стилевых особенностях, проблемах атрибуции и прочем. Вместе с тем, недостаточно внимания в них уделяется богословскому и философскому смыслу иконы, ее связи с литургическим творчеством и церковной догматикой. Этот пробел пытались заполнить представители русской эмиграции, в первую очередь известные деятели «Парижской школы»: Л. А. Успенский, В. Н. Лосский, инок Григорий Круг и некоторых других [16]. Вместе с тем, их исследование иконописи было в большей степени связано с идеями философии всеединства, персонализма и экзистенциализма. Именно с этих модернистских позиций ими рассматривалось искусство исихазма.
В конце 1960-х – начале 1970-х гг. в России все же выходят в свет работы, посвященные влиянию исихазма на русскую культуру: например, исследования Д. С. Лихачева. Однако, по мнению О.О. Козорезовой [14], недостатком их была оценка исихастского учения, определяемая исключительно в связи с проблемой соотношения византийского и западноевропейского гуманизма, а паламитское учение затрагивалось лишь в связи с учением о человеке. Также оставался открытым вопрос о русском предвозрождении и его связи с проторенессансом.
В дальнейшем проблема влияния богословских идей, в первую очередь учения исихазма, на древнерусскую культуру стала рассматриваться в работах 1990-х – 2000-х гг. в работах Н. К. Голейзовского, Г. М. Прохорова, В. В. Бычкова, С. С. Хоружего, Н. К. Гаврюшина [3; 18; 20], но все же догматическому содержанию иконописного образа не было уделено достаточного внимания.
В последнее время данной проблематике посвящены исследования О. С. Поповой, И. К. Языковой, А. М. Лидова, Е. Я. Осташенко и др. Тем не менее богословие образа рассматривается ими скорее в рамках христианской иконографии, чем в богословско-философском контексте. То же самое можно сказать и о работах известных зарубежных искусствоведов О. Демуса, К.Манго, У. Китцингера, К. Вайцмана, Г. Магуайро, также занимавшихся проблемами византийской иконографии. Богословие образа рассматривалось ими прежде всего в искусствоведческом ключе.
Следует отметить также работы последних лет: Ю.Г. Малкова, О.Г. Ульянова, Т.Ю. Царевской [28; 29], посвященные творчеству русских иконописцев – прп. Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия и др. Влиянию богословских идей на творчество прп. Андрея Рублева посвящена монография схиархим. Гавриила (Бунге) «Другой Утешитель» [4].
В работах О. О. Козарезовой [13-15] рассматривается связь богословия образа с догматическим учением Церкви в культурологическом и философско-богословском контекстах. Как известно, художники Древней Руси, восприняв идеи исихазма, хотя и следовали византийской традиции, все же развивались самостоятельно: у каждого из них формируются свой стиль, свои особенности. Вместе с тем их объединяют особый психологизм и лиричность образов, свойственные именно русскому искусству. Основной идеей их творчества можно назвать идею Божественной любви, воплощенной в свете. Отсюда формируется учение о соборности русского искусства, его особом литургическом звучании. Богословие образа в святоотеческой традиции Богословие образа – одно из направлений патристической мысли; будучи тесно связано с учением о Боговоплощении и спасении, оно оказало влияние на христианское искусство.
Новизна исследования заключается в рассмотрении становления традиции образа в иконографии Святой Троицы в богословско-философском контексте, в контексте догматического запрета на изображение Бога.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Христианское искусство сталкивалось с трудностями в выражении Откровения о Троице, хотя желание поведать об этой неизреченной тайне через изобразительный язык рождается уже среди первых христиан.
В различные эпохи иконописцы впадали то в одну, то в другую крайности – от иконоборчества (чистого апофатизма) переходили в грубый иллюзорный реализм (плоский катафатизм).
Поворотным пунктом осмысления этой иконографии становится рублевская икона Св. Троицы.
Иконографический тип «Троица Ветхозаветная», как он стал называться позже по аналогии с «Новозаветной», является наиболее целомудренным образом св. Троицы, так как в нем, как уже было сказано, не акцентированы ипостаси, а главный смысл его – свидетельствовать об откровении. Желание же заглянуть за завесу привело к появлению другого рода изображений, которые можно объединить под общим названием «Троица Новозаветная». Наиболее древним, но не ранее нач. XV в. считается вариант «Новозаветной Троицы», получивший название «Отечество», где изображены сидящий на престоле старец и у него на коленях (в лоне) – отрок, держащий медальон или сферу с вылетающим из нее голубем. Здесь мы видим иное соотношение возрастных характеристик и иерархическую композицию, однако общий смысл этого иконографического извода тот же.
Христианская вера берет свое начало с великой тайны Новозаветной Троицы – таинства непостижимого единства Божьего. На этой иконе верующие люди видят Господа во всех трех обличьях, на которых основа церковь. Как три лица Троицы находятся в едином целом, так и все люди едины в теле Христа.
Немногие решались изобразить таинство Троицы на холсте. Ведь видя образ и ощущая его силу и значимость, людям проще обращаться к Господу. Радостная тайна перевоплощения Бога позволила людям изображать непостижимое. Данная икона имеет множество вариаций, но смысл един – это текст о святости, о явленной Богом любви, которая не знает ни времени, ни пространства. Она пребывает в вечности, там, где будет и каждый из нас.
В настоящее время икона «Отечество» украшает практически каждый храм России. Наиболее известный и почитаемый образ находится в Суздальском районе, в селе Санино, в Свято-Никольском женском монастыре. Также не менее значимые по своей силе святыни хранятся в Нерехте, в церкви Николая Чудотворца, и в Тульской области, в городе Плавск – в Сергиевской Церкви.
Большой Московский Совет от 1554 года дал указ о запрете изображения Господа. К тому году подобные иконы имели широкое распространение среди верующих людей. Было много различных икон с изображением Господа: Шестоднев, Благовещенье и ряд других. Но постановление собора практически не повлияло на иконопись: мастера продолжили писать иконы с Господом. Ведь образы обладали чудодейственной силой, за ними следовали чудеса.
Невозможность постичь тайну Божественной Троицы вовсе не означает отказа от созерцания этой тайны, в чем немалую помощь оказывают иконы. И может быть, иконописный образ в данном случае больше говорит сердцу, чем слова.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБРАЗ ТРОИЦЫ В ИКОНОГРАФИИ: СПЕЦИФИКА РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ ТРАКТОВОК
1.1 Типы икон образов Троицы в иконографии
Непосредственное изображение Троицы противоречит концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда», поэтому каноническими признаны лишь изображения в символическом виде – главным образом, Троица Ветхозаветная. Изображения Новозаветной Троицы широко распространены по сей день, хотя определением Большого Московского Собора 1667 г., осудившего патриарха Никона, они были запрещены. С другой стороны, собор делал исключение для изображений Апокалипсиса, где полагает допустимым «ради тамошних видений» [20] изображать Бога Отца в образе Старца, Ветхого днями.
Так как днём Святой Троицы в Православном календаре называют праздник, установленный в честь сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, то праздничной иконой этого дня будет также образ Сошествия Святого Духа. Таким образом, в чине освящения икон называется только четыре вида икон Троицы: в ангельском виде (то есть Ветхозаветная Троица) и праздники Богоявления, Сошествия Святого Духа на апостолов и Преображения Господня («Отец во гласе, Сын плотию во Иордане, Дух же Святый в виде голубине явися. И паки Сын, Иже плотию вознесеся на небо и одесную Бога седит, Утешителя Духа на Апостолы в видении огненных язык посла: и на Фаворе Отец во гласе, Дух Святый во облаце, Сын же в пресветлом свете учеником трием показася».)
«Запрет на изображение Бога Отца, содержавшийся в 43-й главе Большого Московского собора, давал основание занести в запретный список целый ряд икон, широко распространенных в то время не только в народе, но и в церкви. К ним относились: «Шестоднев – «образ шестодневного