Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русский язык

Курсовая с практикой на тему Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
 ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 7
 1.1. Лексикология
как лингводидактическая основа методики работы над
словом……………………………………………………………… …….7
 1.2. Источники обогащения
словарного запаса младших школьников
. 9
ГЛАВА II. СЛОВАРНАЯ
РАБОТА НАД УСВОЕНИЕМ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ЛЕКСИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ РУССКОГО ЯЗЫКА……………..19
 2.1. Работа над усвоением словарных слов…………………………….19
2.2. Педагогический эксперимент………………………………………..31
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………38
 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ5……………………………….41

  

Введение:

 

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника очень
актуален на сегодняшний день. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения
России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (ФГОС НОО), который, кроме личного становления
обучающегося, подчеркивает, что выпускник начальной школы должен обладать
такими качествами, как умение доказывать свою позицию, а также четко и ясно высказывать
свое мнение. Это требует от школьника богатого словарного запаса, который
должен формироваться у него на уроках русского языка со ступеней начальной
школы.

Богатый словарный запас всегда ценился и в условиях современности остается
актуальным. В условиях просвещения и научного прогресса появляются все больше и
больше новых слов, большинство которых сложны и непонятны. А ведь чем большим
словарным запасом владеет ученик, тем более облегчена его коммуникация. Отсюда
напрашивается вывод, что самой главной задачей учителя русского языка в
начальной школе является работа над обогащением и уточнением словарного запаса
школьников. Учитель начальных классов Лаврова Г.Б. сказала на этот счет такую фразу:
«Перед современным учителем стоит проблема, заявленная в ФГОС НОО: добиться от
школьника младших классов стремления осознанно стремиться к грамотному письму»[1].

Данная задача всегда находилась и находится в эпицентре внимания преподавателей
русского языка. К примеру, Ф.И. Буслаев (1844) призывал педагогов
"развивать в дитяти врожденный дар слова". И. И. Срезневский (1860)
призывал обогащаться "словами и выражениями, для этого годными", добиваться
того, чтобы "не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам"
слов, научить детей пользоваться словами и выражениями, при этом обращая
внимание на смысл и значение слов. К.Д. Ушинский утверждал, что необходимо
"через слово ввести дитя в область духовной жизни народа"[2].

В процессе изучения грамматики и правописания, чтения произведений, школьники
понимают, что различные слова имеют свои смыслы и значения, которые могут
обозначать явления и предметы.

В начальных классах овладение русским языком практически невозможно без
овладения определенным запасом слов. Отсюда следует, что самым главным местом
среди прочих занятий в русском языке занимает словарная работа. Учащийся должен
уметь выбирать нужное слово и безошибочно применять его в своей речи в
соответствии с высказываемой мыслью. Для претворения данной задачи в жизнь
следует преподносить русский язык на более качественном уровне, который
соответствовал бы всем потребностям обучения русскому языку, увеличил бы
качество урока.

Методика проведения словарной работы со школьниками младших классов на
уроках русского языка отражена в трудах таких методистов, как М.Р. Львова, И.В.
Баранникова, Т.А. Ладыженской, Т.Г. Рамзаевой, В.Г. Горецкого, А.М. Айтберова,
Г.Г. Буржунова.

Актуальность проблемы. Вне зависимости от огромного количества трудов на
данную тему, проблема остается актуальной и по сей день, и в теоретическом,
и в практическом плане. Опытные педагоги в данной области считают, что обогащению
словарного запаса школьников младших классов уделяется недостаточно внимания, а
то и вовсе игнорируется и нередко носит просто случайный характер.
Следовательно, речь учеников развивается медленно.

Актуальность данной проблемы обусловлена и тем, что на уроках русского
языка и литературного чтения мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом
отношении. А бедная лексика сочетается с бедным синтаксисом.

Скудный словарный запас школьника нередко мешает и успешной работе в
области орфографии. При проверке правописания безударных гласных школьники
часто не находят необходимых проверочных слов, потому, что их нет в активном
словарном запасе учащихся. Необходимость и целесообразность лексической работы
в современной школе не вызывает сомнений.

Наиболее остро проблема лексической организации словарной работы встаёт в
младших классах.

Цель нашего исследования. Изучив педагогический опыт, выявить эффективные
способы работы со словом для пополнения словарного запаса школьников начальных
классов.

Объект исследования. Процесс обучения учащихся русскому языку в начальных
классах.

Предмет исследования. Процесс обогащения словарного запаса школьников
младших классов на уроках русского языка.

Задачи:

— изучить лингвистические и психолого-педагогические основы для обогащения
словарного запаса учащихся;

— выявить основные источники обогащения словарного запаса младших школьников;

— показать на отдельных примерах некоторые пути и приемы словарной работы;

— провести исследование по теме.

Цель и задачи исследования определили следующую гипотезу. Если следовать
инструкциям по обогащению словарного запаса, учитывая при этом трудности
усвоения значения и смыслов слов, эффективно применяя различные виды словарных
работ, то процесс усвоения материала по русскому языку в начальной школе будет
существенно расти.

Практическая значимость. Материал данной курсовой работы может использоваться
учителями и методистами начальной школы, а также  студентами в ходе педагогической практики.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения
и списка использованной литературы. [1] Лаврова Г.Б. Современные формы работы со
словарными словами на уроках русского языка в начальной школе. [Текст]: / Г.Б.
Лаврова–Москва: Вестник Государственного гуманитарно-технологического
университета. 2017.– с.3. [2]
Шанский Н.М. Школьный
фразеологический словарь русского языка. [Текст]: / Н.М.Шанский — М., 2000. – с.144.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Слово – это
самая главная ячейка русского языка. Чем обширнее словарь младшего школьника,
тем у него больше возможностей выразить свою мысль четко, ясно, оригинально и
выразительно. Отсюда следует, что объем, разнообразие и подвижность словаря
определяют успешное развитие речи.

Элементарный
толкователь значения и смысла слов — контекст. Способы словарной работы в
начальной школе основаны на применении на практике, главным образом с опорой на
текст, без теории и терминов. Не случайно в толковых словарях приводятся
цитаты-иллюстрации, облегчающие запоминание новых слов.. Однако встречаются и
такие слова, которые не станут понятными только в результате прочтения текста и
требующие более глубокой и плодотворной работой над словом.

Активный
словарь, то есть часто используемый в обороте речи, составляет общий объем
слов, а второстепенные слова входят в пассивный словарь. Работа со словами
активного словаря – это упражнения на составление словосочетаний и предложений,
составление рассказов и сочинений. Работа со словами пассивного словаря —
объяснение значений слов.

В словарной
работе на уроках русского языка с младшими школьниками новое слово средней
сложности может быть прочно усвоено, если оно повторяется на последующих
трёх-четырёх уроках подряд не менее восьми — десяти раз посредством заданий и
упражнений и через некоторый промежуток времени вновь включается в упражнения
урока и в тексты для чтения.

Применение
письменных грамматических заданий способствует прочному усвоению новых слов. В
результате формируется важный навык грамотного написания слов с непроверяемыми
гласными, с которыми ученики постоянно встречаются как в устной, так и в
письменной речи.

При подготовке
к урокам русского языка в начальной школе педагог готовит слова и обороты речи,
которые будет использовать для словарной работы. Нужно приготовить хотя бы
два-три слова, которые будут разъяснены. Три-четыре слова, которые будут
разобраны с точки зрения их оттенков и окрасок. Все слова должны быть в
последствии пересказаны учениками или

высказаны по
вопросам педагога.

Учителю
необходимо вести строгий учёт новых слов, их повторяемости в упражнениях, в
устной речи учащихся. Подводя итоги работы за каждую четверть, педагог отмечает
слова, прочно усвоенные учениками и требующие дополнительной работы. Эти слова
заносятся в особый список.

Мы разработали
методику по обогащению словарного запаса младших школьников. Проведя
педагогический эксперимент, мы сделали вывод о том, что в экспериментальном (4
"А") классе после проведения обучающих уроков качество знаний
повысилось на двадцать процентов. Это означает, что разработанная методика
эффективно активизирует словарь младших школьников и уменьшает число ошибок в речи.

Таким образом,
система словарной работы состоит в том, чтобы слово было школьником правильно
воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и красками, усвоено, то есть
вошло бы в его словарь и точно воспроизводилось в конкретных случаях. Для этого
в словарной работе педагог применяет три способа активизации словаря:

— Построение
словосочетаний из нужных слов;

— Построение
предложений с необходимыми словами или с одним заданным словом;

— Приближенный
к прочитанному тексту пересказ с применением самой важной лексики и
фразеологии;

— Сочиненные
рассказы по наблюдениям, по картинам и иные сочинения с применением опорных
слов, то есть заранее заданные для обязательного включения в рассказ.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Лексикология
как лингводидактическая основа методики работы над словом «Начальное образование является первичной ступенью
обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их
в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации
зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и
формы подачи их от обучающего к обучающемуся.

Важнейшим из аспектов развития речи является
обогащение словарного запаса. Это необходимо в любом возрасте. Не
секрет, что запоминание словарных слов представляет
значительную трудность»[1] — учительница Фазлиева Олеся.

Слово – это
самая  главная ячейка русского языка.
Словами и их смыслами называют определенные предметы и понятия, также словами
выражают эмоции. Любое выражение составлено из слов и словосочетаний,
построенных  по определенному закону, в
определённой последовательности, в соответствии со смыслом и грамматически
связанных  между собой при помощи
окончаний, предлогов, союзов и прочих средств. Чем обширнее словарь младшего
школьника, тем у него больше возможностей выразить свою мысль четко, ясно,
оригинально и выразительно. Отсюда следует, что объем, разнообразие и
подвижность словаря определяют успешное развитие речи младших школьников.[2]

Словарный
состав русского языка огромен. Например, в толковый словарь профессора Д.Н.
Ушакова вошло около девяносто тысяч русских слов.

В  "Словаре русского языка" С.И.
Ожегова огромное количество русских слов, большая часть которых обладает
многозначностью. Многозначность слов добавляет ещё многие тысячи смыслов, новых
лексических единиц, значения которых становятся понятными в разговоре.

Как и в
любой другой учебной работе, в объяснении смысла слов следует руководствоваться
общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и
познавательной активности учащихся. "Добиться, чтобы сами школьники не
только смутно уловили смысл нового слова в тексте, но и сумели объяснить его
значение, — значит обеспечить их умственное развитие, воспитывать
самостоятельность". [1]
Фазлиева О. Виды словарной работы на уроках
русского языка [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/vidy-slovarnoi-raboty-na-urokah-ruskogo-jazyka.html (Дата
обращения: 04.11.2021) — с.1. [2]
Волина В.В. Русский
язык. Учимся играя. [Текст]:/ В.В. Волина. – Екатеринбург, 1996. –
с. 215.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы