Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русский язык

Курсовая с практикой на тему Слова эпохи пандемии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Слова эпохи пандемии Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования. 5

1.1.Особенности
лексического состава языка. 5

1.2. Пути пополнение
русского языка новыми словами. 12

Глава 2. Анализ слов эпохи пандемии. 20

2.1. Особенности и
лексическое значение слов. 20

2.2. Способы
образования слов эпохи пандемии. 25

Заключение. 33

Список
использованной литературы.. 34

  

Введение:

 

Проект «Слово года» показал, что
слова «карантин», «самоизоляция», «дистанцирование», естественно, «ковид»
прочно вошли в обиход. «Ковид», как ни странно, не стал словом года ни в
России, ни в мире. Словом года в мире стал «локдаун» (lockdown), а в России —
«самоизоляция» и «удаленка». Конечно, коронавирус явился причиной серьезных
изменений, но сами эти изменения связаны в первую очередь с локдауном,
карантином и самоизоляцией. Именно поэтому эти слова вышли на первый план и
стали самыми важными.

В нашу жизнь сейчас
входит большое количество новых социальных практик, которые являются способом
адаптации к современной реальности. Они помогают нам ее воспринять и направить
свои действия в нужное русло. Вместе с этими практиками входят новые слова.

Предмет исследования:
анализ лексики и словообразования слов эпохи пандемии.

Объект исследования:
слова эпохи пандемии.

Целью работы является
анализ слов эпохи пандемии.

Задачи:

1. Охарактеризовать особенности
лексического состава языка.

2. Выделить пути
пополнение русского языка новыми словами.

3. Рассмотреть особенности
и лексическое значение слов.

4. Охарактеризовать способы
образования слов эпохи пандемии.

Материалом для изучения
послужили тексты СМИ, публицистическая литература, освещающая проблемы
коронавируса, а также интернет-тексты с элементами языковой игры. Определен
состав основных источников пополнения словаря рассматриваемого периода,
выделены тематические группы в соответствии с тремя наиболее значимыми темами:
1) особенности нового заболевания, его симптомы, методы выявления,
предупреждения и лечения; 2) административные меры, направленные на ограничение
распространения инфекции; 3) отношение людей к данной ситуации. Проведенное
исследование свидетельствует об отражении в языке глобального и
беспрецедентного явления, память о котором, вероятнее всего, сохранится в
истории. Наличие множества тематических рядов лексики нейтрального и оценочного
характера указывает на многогранность и многоаспектность данного явления.
Утверждается, что наименования, возникшие или актуализированные в период
пандемии коронавирусной инфекции, выступают как социально значимые и
информационно насыщенные номинативные единицы, необходимые для ориентации
людей, регулирования отношений между ними и адаптации к изменившимся жизненным
обстоятельствам. Представленный в статье анализ позволяет приблизиться к
пониманию процессов, происходящих в лексической системе русского языка под
влиянием внешних факторов и причин.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Необходимо отметить
развитие энантиосемии у новых слов русского языка. Так, например, англоязычное
заимствование ковидиот, представляющее собой телескопическое слово (COVID +
idiot), используется в двух значениях: 1) человек, который, паникуя из-за пандемии,
совершает абсурдные действия, например закупает в больших количествах туалетную
бумагу, продукты и пр.; 2) человек, который сознательно не соблюдает
рекомендации врачей во время пандемии: не дезинфицирует руки, не соблюдает
социальную дистанцию и т. п. К случаям актантной энантиосемии можно отнести и
приведенное выше слово ковидник, в семантике которого совмещаются
значения агенса и пациенса. По мнению А. А. Штеба, подобные слова предполагают
неопределенность при их восприятии и понимании. В подтверждение этого
можно привести еще одно значение слова ковидник, обнаруженное нами в
сети Интернет: так именуется магазин (как место возможного заражения
коронавирусной инфекцией).

Совокупность лексических
единиц, связанных с коронавирусом, организует и структурирует в сознании людей
мир в эпоху пандемии, создавая особую семиосферу. В ней отражено содержание
знаний, полученных носителями языка из разных источников: из личного опыта
познавательной, трудовой, интеллектуальной деятельности, из медиа-материалов,
из собственных размышлений над этой ситуацией. Синонимические ряды,
сформированные в составе данной совокупности, выделяют наиболее важные для
людей фрагменты знаний: 1) о самом заболевании — COVID-19, ковид,
коронавирусная инфекция, коронавирус, корона, коронарка; 2) новых условиях
работы или учебы — удаленка, дистанционка, дистант; 3) средствах дезинфекции —
антисептик, санитайзер; 4) людях, отрицающих существование коронавируса, —
ковид-диссидент, корона-диссидент, коронавирусный диссидент, коронаскептик,
ковидиот (в одном из значений).

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретические аспекты исследования 1.1. Особенности лексического состава языка Лексикология
изучает словарный состав языка (слова, словосочетания, фразеологизмы);
индивидуальные свойства отдельных языковых знаков, развитие лексики данного
языка.

Термин «лексикология»
впервые употреблен во французской энциклопедии Д. Дидро и Ж. Л. Д’Аламбера в
1765 г., это объясняет тот факт, что существуют давние традиции в определении
объекта и предмета лексикологических изы­сканий, уточнявшиеся по мере развития
самого этого раздела науки и по мере получения новых данных в этой области [6, с.113].

В то же время это
сравнительно молодой раздел языкознания, окончательно сформировавшийся в 60-70- гг. ХХ века. В начале ХХ в. выдающийся
лингвист И. А. Бодуэн де Куртенэ предсказывал: «Лексикология, или
наука о словах, как отдельная ветвь грамматики будет творением ХХ века». Истоки
её можно об­наружить в трудах Ф. Ф. Фортунатова, И. А. Бодуэна де Куртенэ,
А. А. Шахматова, М. М. Покровского. Основополагающие идеи
лексикологии -идеи социальности языка и его системной организации.

В
настоящее время ученые лингвисты уделяют большое внимание изучению такой
отрасли языкознания как лексикология. Лексикология – это наука о слове. Нам
известно не все о происхождении языков, а, следовательно, и слов, поэтому их
изучение является актуальным.

Проблема распространения
русского языка на территории многих стран является малоизученной, и
существуют противоречия по данному поводу. Ученые лингвисты до сих пор не пришли к единому мнению, что
считать предметом лексикологии и на какие разделы можно разделить все слова
русского языка. Лексико-грамматическая
отнесенность – также отличительный признак слова. Морфемы,
существуя в качестве далее не членимого значимого целого

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы