Курсовая с практикой на тему Сказуемое и способы его выражения ( на материале художественной прозы)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования. 5
1.1 Понятие о сказуемом в двусоставном предложении. 5
1.2. Простое и составное
глагольное сказуемое. 6
Глава 2. Анализ выражения сказуемого в
произведениях В.Шукшина. 15
2.1. Особые формулы сказуемого в произведениях В.Шукшина. 15
2.2.Примеры использования составного глагольного
сказуемого в произведениях В.Шукшина. 26
Заключение. 29
Список использованной литературы.. 32
Введение:
В. М. Шукшин – человек разносторонних дарований. Это писатель, актер,
кинодраматург, режиссер. Его творчество отвечает тем критериям, которые
предложил сам писатель: в его искусстве мы находим широкие размышления над
жизнью народа, смелое и глубокое постижение ее реальных противоречий и
сложности. Существенно и другое: авторские размышления вводят нас в творческую
атмосферу, предоставляя возможность понять природу столь самобытного дарования.
На первый взгляд В. Шукшина можно воспринять как быто- и нраво —
писателя, создающего образы обаятельных простаков, так называемых «чудиков». На
самом деле, В. Шукшин, тончайший мастер характеров и быта, не считал своей
главной целью бытописательство. Как отмечает А. Княжинский, Шукшин – «художник,
которому присуще желание найти ответы на вечные вопросы жизни. Главное в поле
зрения Шукшина – человек. И в каждом рассказе он возникает так зримо, с массой
точных бытовых и психологических деталей. Самой своеобразной стороной языка
произведений В. М. Шукшина является его синтаксис. Условия
реализации разговорной речи: неподготовленность высказывания, непринужденность
речевого общения, влияние обстановки – с особой силой сказываются на ее синтаксическом
строе. В зависимости от содержания высказывания, ситуации, уровня языкового
развития участников речевого акта, используемые в разговорной речи
синтаксические структуры существенно варьируются , приобретают индивидуальный характер. Актуальность
темы представленного исследования определяется важностью теоретического
осмысления, а затем – практической типизации сказуемого, что обосновано
недостаточной изученностью данного раздела синтаксиса. Также наша работа станет
ценным материалом для учительских разработок.
В настоящее время нерешенным в синтаксисе остается вопрос о том, как
назвать «грамматический центр» односоставного предложения. Одни ученые (А.М.
Земский, В.В. Бабайцева, Е.М. Галкина-Федорук, Н.Д. Артюнова, Р.Н. Попов и др.)
отстаивают наименование «сказуемое» (или «подлежащее»), другие (Н.С. Валгина,
О.Б. Сиротинина,П.А. Лекант) подчеркивают, что главный член односоставных
предложений только по форме напоминает сказуемое (или подлежащее), но не
является таковым.
Мы придерживаемся того факта, что главный член в односоставном
предложении является формально независимым, в отличие от двусоставного, где
сказуемое определяет подлежащее, зачастую согласуясь с ним в общих
синтаксических категориях, поэтому будем считать грамматический центр
односоставных предложений главным членом, по форме напоминающим сказуемое.
Таким образом, в данном исследовании нас будут интересовать сказуемое (в
двусоставном предложении) и главный член в форме сказуемого (в односоставном
предложении) в произведениях В.М.
Шукшина.
Объект исследования: сказуемое и способы его выражения (на материале произведений
В. Шукшина).
Предмет
исследования: анализ сказуемого и способов его выражения (на материале
произведений В. Шукшина).
Целью работы
является анализ сказуемого и способов его выражения (на материале произведений
В. Шукшина).
Задачи:
1.
Охарактеризовать понятие о сказуемом в двусоставном предложении.
2.
Проанализировать особенности простое и составное глагольное сказуемое.
3. Выделить особые
формулы сказуемого в произведениях В.Шукшина.
4. Привести примеры
использования составного глагольного сказуемого в произведениях В.Шукшина.
Структура
работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.
Заключение:
Таким образом, специфические черты разговорного синтаксиса
обусловлены особенностями функционирования разговорной речи, среди которых на
синтаксическую организацию высказывания наибольшее влияние оказывают:
спонтанность, диалогичность, ситуативность.
В. Шукшин унаследовал от русской литературы главное – обнаженную
совестливость как высший нравственный принцип; как непосредственное условие
художественности; народную нравственность, которой он проверяет человеческую
ценность своих героев; вечную обеспокоенность главными вопросами: «что такое
жизнь? зачем жить? как жить?»; высокую гражданственность, понимание того, что
судьба художника и судьба народа и Родины неразъединимы.
Свободное владение приёмами разговорного синтаксиса наполняет
художественную прозу Шукшина живым голосом его героев.
Простое глагольное сказуемое – это сказуемое, выраженное спрягаемой
формой полнозначного глагола, процессуального фразеологизма или описательного
глагольно-именного оборота.
Составное именное сказуемое – сказуемое, состоящее из двух частей:
вспомогательной части – связки (глагола в спрягаемой форме), который выражает
грамматическое значение (время и наклонение), и основной части – именной,
выражающей лексическое значение.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: изучение творчества В. М. Шукшина – задача сложная и актуальная. Её решение необходимо с точки зрения научно-познавательной и нравственно-этической. Не оставляя никого равнодушным, искусство В. М. Шукшина – писателя,
актёра, кинодраматурга – постоянно рождает споры, научные дискуссии,
которые далеко ещё не закончены. Диспут, начавшийся в середине 60-х годов, обнажив разноречивые оценки и мнения в определении типа героя В. М. Шукшина, продолжается в наши дни. Главным персонажем произведений, во всем их жанровом своеобразии, является человек, его духовные искания, размышления, нравственное напряжение, в чью стихию вовлекается личность. В современной сибирской деревне не наблюдается полной однородности говоров в каждом отдельном населенном пункте. Наблюдатели отмечают, что передовые, ведущие группы колхозного населения по языку отличаются в лексическом и иных отношениях от других колхозников, особенно старших поколений. Их речь близка к речи сельской интеллигенции и, стало быть, к литературному языку. Проза этого автора была легкой и близкой простому читателю. Среди современных писателей, мастеров малой формы, В. М. Шукшину отведено почетное место. Его новеллистическое творчество — явление яркое и самобытное. Одной из особенностей авторского стиля — уход от сковывающего влияния фабулы в начале творческого пути( «Сельские жители», «Светлые души»).Киножизнь Шукшина, разумеется, была более заметна широкому зрителю – тиражи журналов и книг даже в СССР не дотягивали до количества зрителей популярных фильмов.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические аспекты исследования
1.1
Понятие о сказуемом в двусоставном предложении Сказуемое – сложнейшее
понятие системы членов предложения как по структурным, так и по семантическим
свойствам. В классификации сказуемого в лингвистической литературе нет
единства, хотя этому вопросу посвящено большое количество исследований. В
начале нашей работы нам следует определиться, что мы вкладываем в понятие
сказуемого, так как русские народные пословицы являются и двусоставными, и
односоставными предложениями.
Предложение считают
односоставным, если его структура включает только одну позицию главного члена,
и двусоставным, если его предикативное ядро составляет две позиции – подлежащее
и сказуемое.
Сказуемое в двусоставном
предложении как структурно-семантический компонент предложения включает в себя
следующие особенности: является частью структурной схемы предложения (группа
главных членов); отражает модально-временную характеристику предмета речи
(мысли), определяя его действие или признак; включает «новое»; обозначается
формой глагола и именами; чаще всего стоит после подлежащего; структурно
подчиняется подлежащему.
Самым общим вопросом к
сказуемому является вопрос: «Что говорится
о предмете речи (мысли)?», который
отражает самую общую семантику сказуемого. Информативную лексику сказуемого
составляют три основных компонента: категориальное значение сказуемого
(действие, состояние, признак, квалификация и т.д.); модально-временные
значения и лексический смысл сказуемого, который тесно связан с лексическим
значением слов, входящих в его состав.
По значению и способу выражения категориального
компонента семантики сказуемое делится на глагольное и именное. Глагольное
сказуемое обозначает действие, именное – признак. Эта классификация сказуемого
не