Курсовая с практикой Гуманитарные науки Библиотековедение

Курсовая с практикой на тему Сказкотерапия в культурно-досуговой деятельности с детьми в библиотеке.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Сказкотерапия как форма библиотечной работы 7
1.1. Сказкотерапия — психолого-педагогические возможности 7
1.2. Опыт сказкотерапии в библиотеках 17
Глава 2. Организация экспериментальной работы по формированию навыков сказкотерапии в библиотечных условиях 20
2.1. Характеристика экспериментальной детской группы 20
2.2. Программа эксперимента на год 30
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения 40

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. В нашей стране чтение всегда рассматривалось как важнейшее средство воспитания молодого поколения. В современном мире чтение является способом освоения необходимой информации, позволяющей постигать социально значимый опыт, многообразие культуры страны, профессиональные знания, усваивать необходимые мировоззренческие представления.
В последние годы в России наблюдается процесс падения уровня грамотности и читательской культуры населения. В результате серьезных перемен в жизни общества, произошедших за последние двадцать лет, статус чтения, его роль, отношение к нему сильно изменились. Особенно остро стоит вопрос в области детского чтения. Современное поколение мало читает, меняется репертуар, длительность, способы чтения детей.
Библиотечное обслуживание детей вносит огромный вклад в развитие личности ребенка. Детская библиотека воспроизводит и поддерживает саму культуру через востребованность культурно-значимой информации, формирует эту потребность.
Библиотеки сегодня – это центры общедоступной информации, они должны быть востребованы как для обучения, так и для личностного, духовного, творческого развития, самосовершенствования юных читателей.
В последние годы в деятельности библиотек, работающих с детьми и подростками, наметился ряд инноваций, направленных на активизацию чтения, приобщения к российским традициям. Активно используются, совмещаются инновационные и традиционные формы массовой работы с юными читателями, позволяющие вовлечь их в процесс чтения.
Степень изученности проблемы. На формирование идей создания детской библиотеки, руководства чтением детей в библиотеке и в семье существенное влияние оказали работы по библиографии детской литературы – указатели Ф.Г. Толля (1869 г.), А.Е. Флерова (1905 г.), М.В. Соболева (1903 г.) и другие издания» .
Обобщение опыта деятельности первых детских библиотек в России нашло отражение в трудах А.К. Покровской, А.Е. Королькова, Л.Б. Хавкиной. Большой вклад в организацию детской библиотеки, руководство детским чтением внесла Н. К. Крупская.
Проблемы детской библиотеки, направления ее развития, содержания деятельности в разные исторические периоды освещали В.А. Зеленко, Н.А. Херсонская, Н.Е. Добрынина, Г.А. Иванова, Н.В. Бубекина, О.Л. Кабачек, В.П. Чудинова, Н.В. Степанова, Н.В. Фомина, Е.И. Голубева, Н.Г. Малахова, Е.А. Колосова и др.
Вопросы методической деятельности детской библиотеки интенсивно изучаются учеными-библиотековедами и библиотечными специалистами. Можно отметить, например учебно-методическое пособие Н.П. Опариной, рассматривающее использование игровых форм в работе детских библиотек, словарь составленный О.Л. Кабачек по проблематике современных форм и методов работы с детьми.
Проблемы практики и технологий применения современных форм продвижения чтения и книги в деятельности детских библиотек рассматриваются в библиотековедческой научной периодике. В качестве примера выделим статьи Л.И. Васильевой «О продвижении детского чтения: создание пресс-центра в библиотеке», Т.М. Плохотиной «Новое блюдо библиотечной кухни: Буктрейлер: продвижение чтения в детской библиотеке», где излагается практика и техника применения современных форм продвижения чтения и книги.
Отдельно необходимо отметить сборник Российской государственной детской библиотеки «Проекты детских библиотек России в поддержку чтения», где собраны материалы о проектах детских библиотек России. Сборник важен еще и тем, что в нем собран уникальный опыт Российских библиотек, подведены итоги реализации проектов.
Наиболее оперативную информацию о практике применения методов работы с детьми и подростками можно получить из статей таких журналов как «Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации», «Библиотечное дело», «Школьная библиотека», где библиотекари делятся с опытом работы в детских библиотеках России.
Одним из современных методов привлечения маленьких читателей к чтению является библиотерапия, в том числе и сказкотерапия. Так как курс сказкотерапии основан на сказке, книге, то он очень уместен в стенах библиотеки, которая становится для читателя не только местом, где хранятся книги, но и центром досуга, тем миром, где можно проявить себя, научиться общаться, обрести друзей.
Противоречием применения сказкотерапии на практике в современной библиотеке является, с одной стороны, достаточно большое количество накопленного за многие годы изучения вопроса научного материала по теме, с другой стороны, нехваткой квалифицированных кадров.
Проблема: сложности, возникающие при использовании сказкотерапии как метода библиотечной работы с детьми.
Объект курсового исследования: сказкотерапия как метод культурно-досуговой деятельности в библиотеке.
Предмет: использование сказкотерапии в условиях работы детской библиотеки.
Гипотеза: наиболее эффективным метод сказкотерапии с детьми — читателями библиотеки будут при условии включения в эту работу родителей и педагогов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог работы, можно сделать следующий вывод. Современные дети и подростки входят в мир не через книгу, а посредством аудиовизуальных и электронных средств получения информации. Это связано не только с развитием технического прогресса, но и с определенным падением авторитета и роли основных институтов воспитания читательской культуры – семьи, школы, библиотеки. Все три института должны взаимодействовать друг с другом, чтобы активно бороться с возникающими проблемами.
В чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Современный подросток относится к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. В этот период особенно важной становится роль библиотек в качестве организаций, поддерживающих детское чтение и защищающих, права юных читателей на доступ к книге и информации. Это становится все более очевидным при сравнении социальных групп детей, посещающих и не посещающих библиотеки. Так, юные читатели, которые часто посещают библиотеки, читают больше и лучше, чем их сверстники, не пользующиеся библиотеками.
Чтение оказывает огромное влияние на познавательную деятельность подрастающего поколения. Происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания, расширяется художественный кругозор.
Одним из методов работы библиотеки с юным читателем использование сказкотерапии. Сказкотерапия – это один из приемов, который является одним из звеньев арт-терапии, разделе психологии, в котором психологическое воздействие на личность осуществляется через сказки, которые способствуют коррекции проблем в развитии личности. Основой сказкотерапии является процесс связывания между действиями в сказке и реальностью.
Сказкотерапия является одним из самых древних и наиболее востребованным детьми средств в психологической и педагогической науке. Фактически, предшествующие педагоги при занятии воспитанием детей, не торопились применить наказание к ребенку, который провинился, а знакомили и читали ему сказку, в которой был ясен смысл совершенного им проступка. Сказки служат ориентиром, который являлся моральным и нравственным законом, предохраняют детей от бед, учат их поведению в жизни. Если знать влияние сказки на жизнь людей, можно очень многим помочь детям. Если у детей появляются любимые сказки, которые он просит читать постоянно, то можно сказать, что эти сказки смогли затронуть очень важные для ребенка вопросы. Основой сказкотерапии является сочинение сказок ребенком и для ребенка так как именно при помощи сказки можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не могут осознать, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
В современных библиотеках широко используются новейшие разработки и методики педагогики, психологии, лингвистики. Особое место в этом ряду занимает сказкотерапия, которой посвящены данные методические рекомендации. Они содержат различные формы и методы работы со сказками и сказочными историями. Сказка – это средство приобщения ребёнка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к творческому, созидательному преобразованию, изменению мира. Именно со сказок и сказочных историй, будь то народных или литературных, начинается читательское развитие каждого ребёнка. Как правило, самые яркие детские впечатления связаны с чтением чудесных историй, возможностью приобщаться к волшебному миру, в котором у каждого маленького читателя есть возможность победить зло и стать героем. Фантастический, загадочный мир влечёт к себе малыша, является объектом его пристального внимания, ребёнок наполовину живёт в воображаемом, нереальном мире, и не просто живёт, а активно действует в нём, преобразовывает его и себя. Большая роль в развитии сказкотерапии и приобщении к ней детей и подростков принадлежит библиотекам. Библиотекари, как большие знатоки текстов, способны раскрыть перед юными читателями тот огромнейший потенциал, которым обладает Её Величество Сказка.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Сказкотерапия как форма библиотечной работы

1.1. Сказкотерапия — психолого-педагогические возможности
Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Через сказку ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказку ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией.
Прежде чем приступить к раскрытию сущности сказкатерапии как психологического метода, остановимся на двух составляющих этого понятия: сказка и терапия.
Сказка – «вымышленный рассказ, небывалая и даже не сбыточная повесть, сказание» [11]. Сказка – «повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» [10].
Терапия – (от греч. – забота, уход, лечение) – «лечение консервативными методами: лекарствами, сыворотками и вакцинами, различными видами ионизирующего излучения, климатическими условиями, грязями, массажем, лечебным питанием, охлаждениям» [38].
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и типичные способы их решения. Слушая сказки в детстве, ребенок, по словам Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, «накапливает в некий символический «банк жизненных ситуаций, который

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы