Теория и методика воспитания лиц с ОВЗ Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Сказки народов мира как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

I. Теоретические основы воспитания культуры поведения детей
старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами народных сказок. 8

1.1. Сущность понятия «культура
поведения» в научных исследованиях. 8

1.2. Особенности воспитания культуры поведения у детей старшего
дошкольного возраста. 13

1.3. Применение народных сказок в педагогическом
процессе дошкольной образовательной организации. 19

II. Экспериментальное исследование эффективности использования
сказок народов мира как средства воспитания культуры поведения детей старшего
дошкольного возраста с ОВЗ. 24

2.1. Организация экспериментального исследования, описание
методик. 24

2.2. Программа
использования сказок народов мира как средства воспитания культуры поведения
детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. 28

2.3. Обобщение
результатов экспериментального исследования. 31

Заключение. 39

Список использованной литературы.. 41

Приложения. 45

  

Введение:

 

Актуальность исследования. По данным Федерального реестра инвалидов в Российской Федерации из общей
численности людей с ограниченными возможностями здоровья целых 5,7% приходится
на долю несовершеннолетних детей, из которых 154 173 ребенка находятся в
возрастном диапазоне от 4 до 7 лет, то есть находятся на дошкольном этапе
возрастного развития [30].

Как известно, дети — это будущее любого общества, страны, да и человечества в целом. Именно
поэтому крайне важно, чтобы маленькие члены общества, вне зависимости от пола,
расы и состояния здоровья, развивались как гармоничные в
социально-психологическом плане личности. Развитие личности ребенка  тесно связано с воспитанием культуры
поведения, которое влияет на становление достойного члена общества.

В старшем дошкольном возрасте благодаря взаимодействию с
взрослыми и  вне ситуативному общению со
сверстниками ребенок овладевает социальным пространством человеческих
отношений,  которые требуют от него
применения усвоенных норм поведения. Вследствие такого  постоянного взаимодействия, по
психологическим закономерностям, 
осуществится  переход  из социального в индивидуальное, что в свою
очередь запускает механизм формирования 
морального сознания и развития социально-нравственных  чувств в индивидуальном сознание ребенка, что
непосредственно влияет на его культуру поведения.

Взрослый человек в такой период играет немаловажную роль,
поскольку является примером для подражания и образцом моделей поведения.
Взрослый может направлять становление личности через участие вместе с ребенком
в ведущей, а значит значимой для ребенка, деятельности.

Богатым воспитательным потенциалом обладают сказки народов
мира, которые демонстрируют, как ведут себя герои и к каким последствиям может
привести их манера поведения в результате выбранной модели, наглядно показывая,
какая модель поведения может привести к определенным последствиям. Дети, слушая
сказки народов мира, расширяют социальный опыт и воспринимают новые образцы
поведения, которые затем могут стать частью их личной культуры поведения.

Таким образом, сказки народов мира, которые могут
выступать в качестве средств воспитания культуры поведения старших  дошкольников с ОВЗ, становятся актуальной
тематикой для углубленного исследовательского интереса.

Степень разработанности
проблемы исследования.

Дошкольный возраст выступает
предметом изучения у таких научных деятелей, как А.В. Запорожец, ЛС. Выготский,  Л.И. Божович, Д.Б Эльконин и другие.

Культура поведения как отдельный
феномен социальной жизни рассматривается Л.П. Воронковой, Н.В. Шишовой, А.С.
Мамонтовой, И.Ф. Кефели, В.М. Розином.

Критерия, аспекты, условия и
процесс формирования культуры дошкольников, включая старшего дошкольного
возраста, отражены в работах Н.Н. Широбоковой, Н.А. Шинкаревой, Н.А.
Труфановой, С.О. Николаевой, И.В. Максимовой, М.В. Ковалевой, И.В. Зерщиковой,
И.Л. Буланцевой, Ж. Аманбеккызы, У.Б. Ибрагимовой, Р.Т.  Мейрбековой и Г.А. Умирхазовой.

Формирование нравственного
сознания и основы нравственного воспитания, которое непосредственно влияет на
культуру поведения старшего дошкольника описывали: Богомолова М.И., Виноградова А.М., Гармаева Т.В., Пестерева
О. А., Гогоберидзе А.Г., Новикова
С.А., Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г., Глазкова Т.Н., Коровина
Е.В., Кондратюк С.В., Новикова С.Г., Рязанов Д.С., Холмогорова В.М.,
Смирнова Е.О..

Анализ литературных источников позволил
сформулировать   следующее противоречие:
между существующими психолого-педагогическими
возможностями сказок народов мира в сфере воспитания культуры поведения детей
старшего дошкольного возраста с ОВЗ и недостаточной разработанностью данной
тематики.

В качестве проблемы
исследования выступает вопрос: какова эффективность использования сказок
народов мира при воспитании культуры
поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ?

На основе противоречия и проблемы исследования была
обозначена тема курсовой работы: «Сказки
народов мира как средство воспитания культуры поведения детей старшего
дошкольного возраста с ОВЗ».

На основе темы и проблемы исследования была поставлена цель работы: теоретически обосновать и практически доказать эффективность использования
сказок народов мира при воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного
возраста с ОВЗ.

В качестве объекта
исследования в курсовой работе выделяется: процесс воспитания культуры
поведения детей старшего дошкольного возраста.

Предметом
исследования выступает: сказки народов мира как средство воспитания
культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Опираясь на цель, объект и предмет исследования была
выдвинута гипотеза о том, что сказки
народов мира являются эффективным средством воспитания культуры поведения детей
старшего дошкольного возраста с ОВЗ при условии:

— если будут
использованы диагностические методики, которые позволяет проследить динамику
культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

— если  в основу педагогической работы будут положены
произведения устно-народного творчества, которые будут демонстрировать примеры
культуры поведения;

— если будет
разработана программа сказок народов мира как средства
воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Для того чтобы подтвердить гипотезу исследования
необходимо решить следующие задачи:

1. Отобрать диагностические
методики, которые позволяет проследить динамику культуры поведения детей
старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

2. Произвести отбор произведений устно-народного творчества, которые будут демонстрировать
примеры культуры поведения.

3. Разработать и применить программу
сказок народов мира как средства воспитания культуры поведения детей старшего
дошкольного возраста с ОВЗ.

Методологическую
основу исследования составляет:

— культурологический подход к психологическим
закономерностям, характерных для определенных стадий взросления человека,
Д.Б. Эльконина;

— идеи народности и коллективизма в
воспитании М.И. Богомоловой, Т.В. Захараша;

— 
теории воспитания и развития дошкольников В.А. Сухомлинского, Г.А.
Урунтаевой, А.Н. Ветлугиной и др.

— теоретические
основы нравственного воспитания (Л. Колберга, Л. И. Божовича, А.В.
Виноградовой, А.П. Усовой, и др.)

Методы
исследования:

Теоретические – анализ литературных источников по тематике научной работы, обобщение,
сравнение, описание, интерпретация.

Эмпирические – наблюдение, диагностирование, графическая обработка данных.

База исследования. МАДОУ «Детский сад № 348 комбинированного вида с
татарским языком воспитания и обучения» Авиастроительного района г. Казани. Экспериментальную
выборку составили дети в возрасте 6-7 лет старшей подготовительной группы в
количестве 15 человек.

Теоретическая значимость исследования состоит в том,
что была уточнена и дополнена сущность понятия «культура поведения», были выявлены особенности воспитания культуры поведения детей старшего
дошкольного возраста, а также расширены
представления о сказках народов мира как средстве воспитания культуры поведения
 старших дошкольников.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программы с использованием сказок
народов мира как средства воспитания культуры поведения детей старшего
дошкольного возраста с ОВЗ. Материалы исследования могут
использование работниками дошкольных учреждений, родителями или другими
специалистами, непосредственно работающими с детьми старшего дошкольного
возраста с ОВЗ.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной
литературы, содержащего 35 наименования, 4 приложения. Текст сопровождают двумя
таблицы  и шестью диаграммами.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
ходе выполнения курсовой работы, были выполнены следующие задачи:

— отобраны диагностические методики, которые позволяли
проследить динамику культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с
ОВЗ.

— произведен
отбор произведений устно-народного творчества, которые
наглядно  демонстрировали примеры
культуры поведения.

— была разработано и применена программа сказок народов мира как средства
воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Теоретический базис работы можно кратко представить в
следующем:

Культура поведения понимается современным сообществом
как некоторую
мера индивидуально-личностного достоинства человека и его проявления, которая
согласована с установленными обществом рамок разрешительного и запретительного
характера. При этом она связывает и внешнее проявление человека,  и его внутреннюю наполненность, которая
может, как соответствовать, так и не соответствовать общепринятым нормам,
ценностям и правилам. На формирование культуры поведения у дошкольников
оказывает большое влияние взрослое окружение, что знаменует  процесс воспитания культуры поведения.

К
особенностям воспитания культуры поведения старших дошкольников можно отнести
неравномерность и неустойчивость протекания данного процесса, воздействие
одновременно семейного воспитания и воспитания дошкольного образовательного
учреждения, что должна вести к их тесному взаимодействию и объединению единого
воспитательного воздействия имеющего общий вектор. Также в особенности
воспитания культуры поведения стоит выделить тот факт, что культура поведения
ребенка тесно взаимосвязана с нравственным сознанием, которое также еще
находится на стадии формирования.

Одним
из эффективных методов воспитания культуры поведения является чтение
сказок народов мира, поскольку  подобранные
 произведения помогают детям понять
значение элементов культуры поведения, включая
культуру общения, речи, труда и прочее. При этом здесь же выясняется,
как под влиянием прочитанного формируется интерес к культуре поведения, как
воспринимают дети внутренний мир героя, который  влияет на выбор тех или иных моделей
поведения, имеющих культурные или некультурные характеристики.

В практической части исследования на
констатирующем этапе было выявлено, что большое
процентное распределение детей находятся на низких и средних уровнях культуры
поведения, общения и гигиены, что свидетельствовало о необходимости проведения
работы по формированию навыков культуры поведения детей старшего дошкольного
возраста.

Разработанная программа
имела цель формирования знаний и навыков культуры поведения детей старшего
дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказок народов мира.

После
реализация программы вновь была осуществлена диагностика критериев культуры
поведения, которая показала, что произошли  позитивные изменения в культуре поведения, в
культуре общения данная тенденция нейтральна, поскольку изменения есть, но по процентному
показателю невелики, а в культуре гигиены, ярко выраженные позитивные
тенденции, которые подтверждаются соотношением данных констатирующего и
контрольного этапа. То свидетельствует о том,  что разработанная программа имеет
свою эффективность, но при этом необходимо учитывать возрастные, личностные и
психофизиологические особенности.

Таким
образом, цель исследования была достигнута, гипотеза подтверждена и задачи
выполнены в полном объеме.

 

Фрагмент текста работы:

 

I. Теоретические основы воспитания культуры
поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами народных сказок

1.1. Сущность понятия «культура поведения» в
научных исследованиях Тема курсовой работы освещает вопрос «воспитание
культуры поведения детей старшего дошкольного возраста  с ОВЗ», для полного раскрытия которого необходимо
провести теоретический анализ сущности его составных частей.

Слово «культура» происходит от латинского
слова  cultura, которое в переводе
означает воздействие, образование или воспитание. В широком смысле слова, под
культурой подразумевают всю совокупность приемов и методов деятельности людей,
которая имеет материальные носители, включая средства труда и символические  знаки, передаваемые последующим поколениям и
далее. В более узком смысле под культурой подразумевают общепринятые
человечеством ценности, идеалы, а также образцы поведения [25, с.6].

Культура как важная составляющая
человеческой жизни выполняет функцию сохранения единства и целостности социума,
а также эффективности взаимодействия внутри него на различных групповых и
индивидуальных уровнях.

Культуру человека делят на внешнюю и
внутреннюю, к первой относят все что связано с поведенческими реакциями,
общением и взаимодействием с окружающей средой и людьми, ко второй же относят
все то, что относится к знаниям, умениям, чувствам, эмоциям, то есть
компоненты, наполняющие внутренний мир человеческого бытия [24, с.10].

Культуру поведения в свою очередь можно
обозначить, как некоторую меру индивидуально-личностного достоинства человека и
его проявления, которая согласована с установленными обществом рамок
разрешительного и запретительного характера.

Следовательно, человек не просто
существует в общественных рамках, а подбирает такие формы и модели поведения,
которые будут их не нарушать, но при этом которые  будут отражать индивидуальность его
внутреннего мира. Культуру поведения человека можно охарактеризовать, как
способность индивида сохранять и проявлять 
личную индивидуальность, соблюдая общественные нормы [3, с.20].

Обращаясь к словарю-справочнику по
культурологии, культуру поведения можно интерпретировать как внешнее проявление
правил и морально-нравственных ценностей существующих у личности. Н.В. Шишова
уделяет внимание тому факту, что культура поведения отдельного индивида тесно
связана с его территориальной и этнической характеристикой, а также с
историческим и временным компонентом окружающей действительности [16, с.56].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы