Курсовая с практикой на тему Сказка Олеши «Три толстяка» и её анимационная версия «Разлучённые»: опыт сопоставительного анализа
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАЗВАНИЕ И ТИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ 6
ГЛАВА II. СЮЖЕТ: ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ ОБОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 14
ГЛАВА III. СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ: РАЗНИЦА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ 17
ГЛАВА IV. ЦВЕТ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЯ 29
Введение:
Данная работа посвящена рассмотрению сказки советского писателя Юрия Карловича Олеши «Три толстяка» (1924 г.) и сопоставлению её с анимационной кукольной адаптацией отечественного режиссёра Николая Серебрякова «Разлучённые» (1980 г.).
Сопоставительное изучение литературных произведений разных эпох и разных авторов, а также установление взаимосвязей их – важнейший метод исследований литературоведения. Этот метод, заключающийся в изучении родственных художественных явлений, даёт возможность устанавливать и обобщать идейный, проблемно-тематический, жанровый или тематический характер и в это же время глубже постигнуть суть отдельных произведений.
Сказка «Три Толстяка» Ю. К. Олеши – это одно из тех произведений, споры о которых не утихают десятилетиями. Ведь даже сегодня, спустя почти сто лет после выхода, строки книги звучат удивительно современно и невольно вызывают ассоциации с реалиями современной жизни. Исследователи творчества Ю. Олеши отмечают живописную наглядность его произведений, скульптурную выпуклость метафор, своеобразие и мастерство сюжетосложения [Перцов, 1961; Чудакова, 1972].
Не менее значимыми являются и экранизации произведения, каждая из которых обладает собственным сюжетом, поэтикой и глубинным смыслом. Особая роль новой интерпретации романа отводится анимационной картине «Разлучённые», где в центре событий – история разлучённых в детстве брата и сестры.
Актуальность темы исследования состоит в том, что ранее подобный анализ данного литературного произведения не производился с позиции сопоставления его с анимационной версией, которая изначально и не задумывалась его экранизацией, поскольку не задействует в себе весь основной сюжет, а только его мотивы и одну сюжетную ветвь. Это особый взгляд на произведение, в котором использованы другие приёмы и эффекты, присущие «кинематографу» для донесения своей мысли.
Теоретическое раскрытие проблемы исследования. Во времена перестройки считалось актуальным трактовать произведения Олеши как оппозиционные, указывая на политическое мировоззрение автора (В. Гудкова). Однако находились некоторые научные работы (например, А. Смирнова), авторы которых выступали в защиту Олеши от такой трактовки.
Также к числу трудов по исследованию творчества Ю. К. Олеши присоединяется большое количество работ, отходящих от социально–политической повестки и углубляющихся в поэтику, язык и авторский стиль писателя (М. Чудакова), особое внимание идейно-эстетической позиции и тому, как она была художественно преподнесена читателю (Е. Скороспелова).
Выделяется здесь же диссертация И. Арзамасцевой, в ней автор работы исследует идейные и эстетические взгляды русского советского писателя как диалог между старой и новой культурами, выделяется общность между проблематикой и поэтикой автора с философско-эстетическими проблемами России и Европы, производится сопоставление идей марксизма, фрейдизма, а также бергсонианства с философскими взглядами автора.
В качестве основного источника был использован текст сказки Юрия Олеши «Три толстяка», видеофайлы анимационной картины «Разлучённые», труды отечественных ученых, посвященные данной проблематике, а также материалы научных периодических изданий.
Цель курсовой работы заключается в получении опыта сопоставительного анализа сказки Ю. Олеши «Три Толстяка» и её анимационной версии «Разлучённые», выявить сходные и различные черты двух разных по форме и содержанию произведений, выявить, в чём смысловая разница произведений.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. дать характеристику названиям и типам художественности книги и анимационного фильма;
2. рассмотреть сюжет обоих произведений;
3. рассмотреть систему персонажей и обозначить разницу художественных функций;
4. раскрыть значение цвета в книге и в анимационном фильме.
Объектом курсового исследования являются оригинальная сказка «Три толстяка» Ю. Олеши и кукольный анимационный фильм «Разлучённые» режиссёрства Н. Серебрякова.
Предметом исследования являются общие и различные черты названных выше произведений.
Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя введение, четыре раздела, заключение и библиографию.
Заключение:
Сопоставительный анализ художественного произведения и анимационного фильма представляет собой весьма сложный процесс, поскольку разнится и восприятие, и эмоциональный отклик, и возможность подетального изучения сравниваемых категорий.
Проведенный сравнительный анализ сказки Ю. Олеши «Три толстяка» и её анимационной версии «Разлучённые» позволяет сделать следующие выводы:
– Сказка Ю. Олеши «Три толстяка» и её анимационная версия «Разлучённые» на наш взгляд представляют собой две самостоятельные истории, связанные лишь общей канвой повествования.
– Когда речь идет о названии и художественности каждого произведения, то следует отметить, что оба названия ставят в центр то, что предстоит преодолеть героям. В случае книги, это преодоление тирании и освобождение народа, в случае фильма – преодоление разлуки, обретение близкого человека. Сказка тяготеет более к эпической, героической художественности, мультфильм – к лирической и сентиментальной. Художественная форма романа-сказки «Три Толстяка» характеризуется активной насыщенностью деталей и элементов, причудливо перекликающихся между собой, совпадающих или, напротив, резко контрастирующих друг с другом.
– Сюжет романа во многом построен на вопросе противостояния власти и общества, книга делает акценты не только на основных протестующих, но и на второстепенных персонажах, какие изменения происходят с ними и во что это выливается. В «Разлучённых» же такому раскрытию персонажей внимания не уделяется. Содержание мультфильма полностью соответствует названию, акценты здесь смещены – речь идет о воссоединении семьи, а не о борьбе с тиранией.
– В мультфильме, в том числе и из-за хронометража, отсутствуют некоторые герои, а главные персонажи, особенно отрицательные, представлены в гротескном виде, они лишены даже зачатков света и воплощают собой темную сторону.
– В книге читателя встречает целый калейдоскоп цветов, щедрый набор красок, создающий в воображении яркую картину, в то время как в палитре фильма «Разлучённые» преимущественно серые, чёрные, синие мертвенно-бледные, желтовато-белые оттенки. Цвет появляется с появлением надежды – когда тирания Трёх Толстяков повержена, а брат и сестра воссоединились, мир фильма наполняется цветом – символом жизни и лучшего будущего.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. НАЗВАНИЕ И ТИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ
«Три толстяка» является первой книгой Юрия Карловича Олеши. Написанная в 1924 г. и обозначенная самим автором как «роман для детей», она была опубликована в 1928 г.
Три толстяка, в честь которых и названа книга, являют собой воплощение неограниченной власти, настоящей тирании без намёка на человеческую свободу тех, кто под влиянием этой власти находится, единство трёх структур общества: финансовая, промышленная и военная. Толстяки не имеют семей и близких. Неизвестно, приходятся ли они друг другу родственниками, но совместно они занимаются воспитанием своего наследника, его зовут Тутти.
Этот мальчик якобы имеет железное сердце и привязанность лишь к одному созданию – своей кукле. Она была создана наследнику как замена обычного человеческого общения учёным Тубом согласно приказу толстяков и являла собой неотличимую копию от родной сестры мальчика – Суок, с самых ранних лет герой был с нею разлучён, настолько ранних, что совсем не помнил её. Уникальная в своём роде кукла росла рядом с наследником подобно живому ребёнку, была ему, если не сестрой, то, однозначно, другом.
Это многое значило для мальчика, который бы отделён от внешнего мира, ни с кем более тесно не общался, и дружба с куклой помогла ему сохранить в себе частицы доброты, вопреки заявлениям о железном сердце [Васильев, 1997].
Художественность представляет собой особое качество искусства, которое имеет прямую связь с воздействием художественного образа в произведении. Она отличает искусство от иных форм общественного сознания и культурного мироощущения. К таким формам относят науку, мифологию, философию, а также публицистику. Однако художественный образ находит своё выражение не в фактах и точных законах науки, а в том, что было создано художественной фантазией.
Согласно статье И. Васильева, в основе сказки лежат сложные образы, проникшие в душу писателя, как иконы и устойчивые реалии воображаемого мира детей [Васильев, 1997]. В тексте романа они выступают в качестве показателей богатства личностей в выбранном типе приключений и в то же время являются определяющим фактором текста, то есть его генеративным механизмом.
Эти сложные формы выражения, или «вдохновенные» образы, как бы предшествуют тексту и одновременно входят в произведение, постепенно беря под контроль определенные аспекты художественной реальности. Всегда находясь перед глазами автора, они становятся преломляющими призмами, которые начинают предписывать определенный способ и средства художественного обобщения, окрашивая элементы художественной конструкции присущими им качествами и перекомбинируя их в соответствии со своими стилистическими возможностями.
Таким образом, они «врастают» в текст, становятся его неотъемлемой частью и трансформируются в нем, уже не до уровня отдельного внешнего образа, а до уровня руководящих принципов потенциального текстового мотива и его воплощения.
Художественную форму «Трёх Толстяков» можно охарактеризовать как активно насыщенную тонкими и красочными деталями, также элементами, всё это находит между собой тесную связь, либо же, напротив, резко противопоставляется друг другу. Например, практически все герои этой сказки имеют своих двойников, которые являются отражением тех или иных качеств своих прообразов. Суок и Тутти – двойняшки, и кукла, которую создал мастер Туб, являет собой искусственное отражение реальной Суок, мнимо присутствующее с героем Тутти, общающееся с ним, хоть и не умеющее говорить [Тербова, 2014].
Мастер Туб воплощает в себе образ учёного, желающего делать благо для своего народа, он похож одновременно и на доктора Гаспара (поскольку является гениальным творцом и учёным гением), и на мятежника Просперо (свободолюбивый и честный человек, попавший в заточение). Гимнаст, и по совместительству циркач, Тибул из яркого своего образа преображается в негра, чтобы укрыться от преследования, но остаётся собой, примеряя на себя разные лики. Три Толстяка одинаковы и идентичны всем алчным богачам, а их гвардейцы – все чёрные в своём облачении: шляпы, плащи, большие ботфорты и перчатках с раструбами – одинаковые совершенно.
Симметричность можно пронаблюдать подобным образом и в композиции: Три Толстяка и Тутти, напротив которых доктор Гаспар, Тибул, Просперо и Суок; напротив богатого дворца бедный город, в котором живёт бедный народ, противопоставленный пресытившимся богачам [Васильев, 1997]. Повторение сюжетных ситуаций, как например: оружейник Просперо дерзко бросает Толстякам свои обвинения. Этот акт был повторен гимнастом Тибулом – его обвинения были брошены выступающему силачу Лапитупу. Как рефрен проходят яркие описания представлений, небольших потасовок и сражений, комических ситуаций и рискованных погонь. Повторы мотивов сна и обморока: сны снились Гаспару, наследнику Тутти, часовому; в обмороки падали Гаспар, учитель танцев Раздватрис, мельник и зоолог.
В пространственных движениях так же можно проследить некоторую закономерность: продавец воздушных шаров отправляется в небольшое путешествие по воздуху – гимнаст Тибул преодолевает путь по канату над городом; продавец сбегает из дворца через подземный ход, а позже оружейник Просперо так же совершает побег путём того же чёрного хода [Залозный, 2017]. Персонажи книги иногда напевают песенки, в которых можно обнаружить повторы отдельных слов-характеристик (чаще всего встречается слова: «огромный», «необыкновенный», «страшный», «удивительный», рядом с которыми зачастую присутствует в качестве оценочного слова – «самый», оно стоит рядом с такими определениями, как красивый, учёный и те, что уже были названы выше.
Кроме того, Олеша прибегает к использованию ряда лейтмотивов – это то, что постоянно сопровождает действия каждого героя. Произведение изобилует аналогиями, сравнениями и повторениями, что позволяет почувствовать ритм, в котором развиваются все действия.