Курсовая с практикой на тему Сказка как средство формирования у старших дошкольников представлений о количественной и порядковой характеристике числа
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОЛИЧЕСТВЕННОЙ И ПОРЯДКОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЧИСЛА 6
1.1. Формирование представлений о натуральных числах у детей старшего дошкольного возраста. Количественная и порядковая характеристика числа 6
1.2. Сказка – средство формирования у старших дошкольников представлений о количественной и порядковой характеристике числа 18
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОЛИЧЕСТВЕННОЙ И ПОРЯДКОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЧИСЛА 25
2.1. Условия формирования у старших дошкольников представлений о количественной и порядковой характеристике числа посредством сказок 25
2.2. Задания с использованием сказок, способствующие формированию у старших дошкольников представлений о количественной и порядковой характеристике числа 28
Выводы по главе 2 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
Введение:
Сказка является естественным способом развития детей. Чтение и прослушивание сказок способствует радостному и легкому раскрытию творческих способностей ребенка, освоению им новых навыков и знаний, развитию ловкости, фантазии, наблюдательности, памяти, способностей к размышлению, анализу, преодолению трудностей. Параллельно с прослушиванием и чтением сказок, у детей также происходит получение неоценимого коммуникативного опыта.
Важным компонентом ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром является формирование их математических представлений. Закрепление данных представлений происходит преимущественно благодаря сказкам, в ходе чтения которых дети получают первый опыт различения предметов по их величине, форме, количеству.
Именно сказки обладают возможностью формирования новых знаний, ознакомления детей с тем, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Для каждой сказки и игры по ее мотивам характерным является наличие конкретной задачи, связанной с математическими (количественными, пространственными, временными) представлениями детей дошкольного возраста.
Именно поэтому так важно, чтобы в дошкольном возрасте дети получили возможность овладеть основными математическими представлениями, разобраться в основных понятиях, на которых основывается математическое мышление. Параллельно ребенок интересуется и познает окружающую среду. Таким образом, познание математических закономерностей должно проходить в форме работы над сказкой.
Тема работы является актуальной ввиду необходимости наличия математических представлений о том, какой порядковый номер и количество характерно для тех или иных предметов. Чем раньше удалось ребенку сформировать собственные математические представления, тем успешнее будет происходить его обучение математике в начальных классах.
Объект исследования: процесс формирования у старших дошкольников представлений о количественных и порядковых характеристиках числа.
Предмет исследования: сказка, как средство формирования у старших дошкольников представлений о количественных и порядковых характеристиках числа.
Цель курсовой работы: доказать, что с помощью сказки, можно сформировать представление о количественных и порядковых характеристиках числа у дошкольников.
Поставленная цель определила ряд конкретных задач исследования:
1) рассмотреть особенности формирования представлений о натуральных числах у детей старшего дошкольного возраста. Проанализировать количественную и порядковую характеристику числа;
2) изучить и проанализировать значимость сказок, как средства формирования элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о количественных и порядковых характеристиках числа;
3) изучить опыт работы воспитателей ДОО и определить условия формирования у старших дошкольников представлений о количественной и порядковой характеристике числа посредством сказок;
4) разработать задания с использованием сказок, способствующих формированию у старших дошкольников представлений о количественной и порядковой характеристике числа.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если использовать различные сказки с максимальной рациональностью и методической грамотностью в работе с детьми старшего дошкольного возраста, это будет способствовать формированию представлений о количественных и порядковых характеристиках числа у дошкольников.
Методы:
— теоретические – анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
— эмпирические – изучение и обобщение опыта работы воспитателей ДОО по исследуемой проблеме.
Методологическая основа: работы по формированию математических представлений в детском саду таких авторов как Родионова Т.В., Левенец Т. А., Кузнецова А. Д. и другие, а также труды таких исследователей, как Казанцева Н. А., Гошпоренко О. Г., Захарчук О. К. о сказке, как одном из средств развития математических способностей детей дошкольного возраста.
Значимость исследования заключается в том, что были обобщены теоретические материалы по проблеме исследования, на их основе определили и выявили условия формирования у старших дошкольников представлений о количественной и порядковой характеристике числа посредством сказок. Разработанную картотеку заданий, представленных в данной работе могут использовать в работе воспитатели детей дошкольного возраста.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Для того, чтобы сформировать у детей элементарные представления математического характера, невозможно обойтись без ознакомления их с величиной, представляющей собой ключевой компонент в формировании подобных представлений. Дошкольникам необходимы знания о величине для того, чтобы их представления относительно свойств предметов стали несколько шире, дабы получить возможность дифференциации данных свойств, их выделения среди многих других. Именно с этой целью в программу дошкольного обучения включено изучение длины, ширины, высоты, объема, массы, площади, времени.
Величина является особым свойством, присущим реальным явлениям или объектам. Данная особенность связана с возможностью измерения указанного свойства, то есть артикуляции того количества измерений величины, которое служит выражению одного и того же свойства объектов, для именования которого предназначено служение величин, представленных одним родом, или однородных величин.
В ходе собственного умственного развития ребенок познает величину, что оказывает положительное влияние на его когнитивное развитие, поскольку развивает способность отождествлять, распознавать, сравнивать, обобщать, учит понимать величину, являющуюся математическим понятием, готовит к тому, чтобы в будущем ребенок успешно усвоил соответствующий математический раздел уже в ходе школьного обучения.
Величина, будучи пространственным признаком предмета, может отражаться и в восприятии – важнейшем сенсорном процессе, позволяющем распознать и обследовать объект, раскрыть его особенности. Данный процесс происходит при участии различных анализаторов: зрительного, слухового, осязательно-двигательного. Причем именно двигательному анализатору присуща ключевая роль в ходе их совместной работы, благодаря чему происходит обеспечение адекватного восприятия того, насколько в реальности велики или малы предметы. Человек воспринимает величину (как и другие предметные свойства), обращаясь к сложным системам, представленным внутрианализаторными и межанализаторными связями.
Следовательно, измерительной деятельности в условиях ДОУ присуще наличие элементарного, пропедевтического характера. Прежде всего, происходит измерение ребенком объектов при помощи условных мерок, и лишь затем происходит создание предпосылок для того, чтобы научиться «по-настоящему» измерять что-либо.
Таким образом, учитывая всё вышеизложенное мы видим, что если использовать различные сказки с максимальной рациональностью и методической грамотностью в работе с детьми старшего дошкольного возраста, можно формировать представление о количественных и порядковых характеристиках числа у дошкольников, что и является доказательством гипотезы выдвинутой в данной работе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОЛИЧЕСТВЕННОЙ И ПОРЯДКОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЧИСЛА
1.1. Формирование представлений о натуральных числах у детей старшего дошкольного возраста. Количественная и порядковая характеристика числа
Счет — это деятельность с присущими всякой деятельности признаками, т. е. наличием цели, средств, способов ее осуществления и результатом в виде итогового числа как показателя мощности множества [12]. Счет включает в себя структурные компоненты:
— цель (выразить количество предметов числом);
— средства достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий, отражающих степень освоения деятельности);
— результат (итоговое число): сложность представляется для детей в достижении результата счета, т.е. итог, обобщение. Выработка умения отвечать на вопрос «сколько?» словами много, мало, один, два, столько же, поровну, больше, больше чем, ускоряет процесс осмысления детьми знания итогового числа при счете [5].
Из теории арифметики известно, что счет – это установление взаимно однозначного соответствия элементов между двумя сравниваемыми множествами [18]. Сущность деятельности счета состоит в том, что между элементами конкретной совокупности и числами натурального ряда как стандартного множества чисел, каждое из которых является показателем определенного класса множеств, устанавливается взаимно-однозначное соответствие. Многочисленные исследования педагогов и психологов, таких как А. М. Леушина, Г. С. Костюк, В. В. Данилова и др. показали, что овладение детьми счетом осуществляется постепенно согласно возрасту [19]:
1. 1,5-2 года:
— дети манипулируют с предметами, сопровождая действия словами: вот…, еще…, на…, и т.д.;
— слово помогает детям выделить элемент из множества, отделить один предмет от другого;
— устанавливаются ребенком еще не осознанные взаимно однозначные соответствия между предметом, движением и словом.
2. 2-3 года:
— усваивают последовательность чисел в ограниченном отрезке натурального ряда чисел: 1, 2, 3;
— постепенно увеличивается отрезок запоминания последовательности чисел;
— начинают осознавать, что каждое из слов числительных всегда занимает свое определенное место, хотя не могут еще объяснить почему число 3 всегда следует за числом 2 и др.;
— возникают речеслуходвигательные связи между числительными;
— в цепочке слов – раз, два, три для ребенка невозможна замена слова раз на один, образовавшиеся связи разрушаются и ребенок молчит, не зная, что должно следовать за словом один;
— иногда, ребенок первые два-три слова числительные воспринимает как одно слово: раз, два-три или раз-два и относит этот комплекс слов к одному предмету.
3. 3-4 года:
— успешно формируется слуховой образ натурального ряда чисел, слова-числительные выстраиваются в ряд и называются по порядку;
— вначале упорядочиваются лишь некоторые числительные, затем числительные называются с промежутками, но всегда в возрастающем порядке: 1, 2, 3, 5, 7, 11, 15 и т.д.;
— слуховой образ натурального ряда чисел еще не свидетельствует об усвоении навыков счета;
— счет в этот период однообразен: слово раз в значении один, два, три – другой, второй и показывают при этом на предметы. На вопрос «сколько?» снова начинают пересчитывать;
— последнее слово числительное не соотносят со всем множеством: неточно соотносят число с предметом (одно числительное с двумя предметами и наоборот, не отвечают на вопрос какое из чисел идет до числа 4, какое после, не могут найти число большее на единицу, называют слова-числительные всего ряда.