Курсовая с практикой на тему Ситуация успеха в педагогике начальной школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические аспекты
ситуации успеха
1.1. Создание ситуации успеха в
учебной деятельности младших школьников
1.2. Содержание понятий «успех»,
«ситуация успеха»
1.3. Приемы создания ситуации успеха
в учебной деятельности младшего школьника
Глава 2. Практические аспекты
создания ситуации успеха
2.1. Методы и результаты исследования
2.2. Рекомендации по реализации
ситуации успеха в проектно-исследовательской деятельности
Список использованных источников
Введение:
Сегодня
главный смысл деятельности учителя — создать каждому ученику ситуацию успеха.
К.Д. Ушинский утверждал, что только успех поддерживает интерес ученика к
учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший
гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.
Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает
человек в процессе выполненной работы. У него формируются новые мотивы к
деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Основываясь на
положительных эмоциях, ребенок и в следующий раз с удовольствием возьмется за
работу. Создание ситуации успеха обеспечивается рядом действий, которые
осуществляются в психологически комфортной атмосфере радости и одобрения,
создаваемой вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими)
средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и
корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика,
создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку
справиться с поставленной перед ними задачей.
Объект
исследования: ситуация успеха.
Предмет
исследования: создание ситуации успеха в начальной школе.
Цель
исследования: изучить способы создания ситуации успеха в педагогике начальной
школы.
Задачи
исследования:
1. Изучить создание
ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников
2.
Рассмотреть содержание понятий «успех», «ситуация успеха»
3. Изучить приемы
создания ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника
4. Подобрать
методы и провести исследование
5. Предложить рекомендации по реализации ситуации успеха в
проектно-исследовательской деятельности.
Заключение:
1. Школьный возраст — это возрастной период, важный для
развития познавательной потребности ученика, выражающееся в форме поисковой,
исследовательской активности, направленной на выявление нового. На протяжении
всего школьного периода в процессах социализации, вместе с игровой
деятельностью, определенную значимость играет познавательная и
исследовательская активность.
Исследовательская активность школьника может быть рассмотрена
как самостоятельная, инициативная деятельность, которую ученик использует для
познания новых для него свойств и качеств объектов окружающего мира,
настойчивого поиска решения и значимых для него проблем
Познавательно-исследовательская
деятельность детей школьного возраста, способствует развитию познавательной
потребности и творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и
усвоению нового, облегчает овладение методом научного познания в процессе
поисковой деятельности, способствует творческому развитию личности.
2. Важным условием развития познавательной активности
является правильный выбор объектов познания в познавательно-исследовательской
деятельности.
Учеников следует учить исследованию сущности любого объекта
окружающего мира не как такового, а в его логическом соотношении с той системой
предметов, по которым он взаимосвязан и функционирует. Сам познавательный
процесс должен иметь следующую структуру: от восприятия объекта как отдельного
целостного образования — к системе объектов, благодаря которой он существует,
от них — к анализу свойств объекта, которые умножают взаимосвязи с другими
субъектами системы
3. Метод включает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных
методов, творческих по своему содержанию. Сущность проектной технологии — в
функционировании целостной системы дидактических средств (содержания, методов,
приемов и т.п.), которые адаптирует учебно-учительный процесс в структурных и
организационных требований учебного проектирования.
Учебное проектирование
предусматривает системное и последовательное моделирование тренировочного
решения проблемных ситуаций, требующих от участников образовательного процесса
поисковых усилий, направленных на исследование и разработку оптимальных путей
решения проектов и оформление отчетом его практического результата, их непременная
публичная защита и анализ итогов внедрения.
Метод проектов
ориентирован на самостоятельную деятельность детей (индивидуальную, парную,
групповую) в отведенное для нее время(от нескольких минут до нескольких недель,
а иногда и месяцев).
Проектирование будет
успешным, если соблюдать создание в группе таких условий, которые будут
способствовать развитию детской творческой самостоятельности, создание
развивающей предметно-пространственной среды соответствующей проектной
деятельности; учет возрастных, индивидуальных особенностей детей; — выявление
детских интересов и желаний; создание в группе благоприятного эмоционального
настроя, чтобы каждому ученику было комфортно; поощрения детей, создание
условий для ситуаций успеха, вовлечение малоактивных детей, стимуляция детской
активности; сотрудничество детей и взрослых, активное вовлечение родителей в
реализацию проектной деятельности.
4..Провели констатирующий этап исследования и выяснили, что у
детей познавательный интерес неустойчив, они не всегда понимают проблему, мало
знают о свойствах и качествах объектов и предметов неживой природы. Это
свидетельствовало о необходимости целенаправленной педагогической работы по
развитию познавательного интереса у детей школьного возраста.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты ситуации успеха
1.1. Создание ситуации
успеха в учебной деятельности младших школьников
успеха в учебной деятельности младших школьников
Ребенок идет в учебное
заведение, в котором надеется добиться признания и ожидает заслужить любовь и
уважение учителей и одноклассников. Крах этого яркого оптимизма — самая
серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу, полный желания учиться. Так
почему он теряет интерес к учебе? Виновата ли школа и ее методы обучения? Какую
роль играет учитель? Может ли учитель заинтересовать учащихся учебным процессом
и какой ценой? В настоящее время ответы на эти вопросы достаточно актуальны для
образовательного сообщества.
На эти и многие другие вопросы отвечали не
только наши современники, но и учителя прошлого. О том, как лучше организовать
детей, говорил К. Д. Ушинский. В своем
педагогическом очерке К. Д. Ушинский «Труд в его психологической и воспитательной
ценности» пришел к выводу, что успех лишь поддерживает интерес ученика к учебе.
Ребенок, никогда не познавший радости труда в обучении, гордится тем, что
преодолевает трудности, имеет желание и не теряет интерес к учебе.
В. А. Сухомлинский утверждал, что методы,
используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес ребенка к познанию
мира, и школа становится школой радости. Радость познания, радость творчества,
радость общения. Он определяет основной смысл деятельности учителя: создать
каждому ученику ситуацию успеха.
Большое внимание созданию ситуаций успеха
уделяет доктор педагогических наук А. С. Белкин. Он твердо убежден, что если
ребенок лишен веры в себя, трудно ожидать «светлого будущего». Одно неверное
слово, один неверный шаг учителя могут сломать ребенка.
Таким образом, учащийся затем распространяется
на знания, когда испытывает потребность в обучении, когда он руководствуется
здоровыми мотивами и интересом, подкрепленными успехом.
В. А. Сластенин считает,
что ситуация успеха стимулирует учебную активность учеников. Надежным путем
создания ситуации успеха он считает дифференцированный подход к определению
содержания мероприятий и характера поддержки учеников в процессе его
реализации.
Создание ситуаций успеха, по мнению Г. А.
Цукермана, приводит к сотрудничеству учителей с учениками. С точки зрения
сотрудничества Цукерман выделил три основные характеристики действий учеников:
— асимметрия взаимодействия, т.е. ребенок ищет
недостающие ему знания;
— образовательная инициатива ребенка в
процессе обучения, ученик активен, понимает, что ему необходимо знать;
— обращение с особым запросом новых знаний, т.
е. обращение в случае невежества учителя без жалоб на их трудности.