Курсовая с практикой Педагогика/Психология Методика преподавания русского языка

Курсовая с практикой на тему Система уроков-практикумов при изучении темы наречия

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Общий подход к обучению теме «наречие» на уроках русского языка в общеобразовательной школе
6
Глава 2. Неиспользуемые или не достаточно используемые при обучении теме «наречие» психолого-педагогические ресурсы

13
Глава 3. Система уроков-практикумов, позволяющая оптимизировать процесс обучения теме «наречие»
24
3.1. Особенности урока-практикум как формы обучения 24
3.2. Урок-практикум первый 27
3.3. Урок-практикум второй 30
3.4. Урок-практикум третий 33
Заключение 36
Литература 38

  

Введение:

 

Русский язык в Российской федерации является государственным языком, а следовательно, и наиболее распространенным языком межнационального и повседневного общения.
В этой связи, от уровня владения русским языком, в том числе, письменным, зависит успешность, как социализации человека в российском обществе, так и его личной успешности в выбранной им сфере деятельности.
Владение письменной речью подразделяется на два важных умения:
1) умение читать и правильно понимать прочитанное;
2) умения грамотно и понятно составлять письменные тексты.
От второго умения в наибольшей степени зависит успешность коммуникации в общении с государственными, муниципальными и прочими официальными структурами для решения широкого спектра задач и преодоления проблем, возникающих в ходе обычной и профессиональной жизнедеятельности у любого человека, включенного в общество.
Методика обучения русскому языку активно совершенствуется начиная с 1844 года. [4]
Ф. И. Буслаев отметил, что задачами методики обучения являются:
1) опора на опыт преподавания, на анализ результатов обучения;
2) изучение личность ученика;
3) обеспечение научной достоверности материала;
4) воспитание в ученике «охоты к серьезным занятиям и пробудить любовь к науке». [5, c. 136]
Его методика основывалась на анализе образцов художественной литературы и фольклора. Он рассматривал язык как единое целое, в его неразрывной связи всех его элементов: чтение, письмо, развитие речи, работа по грамматике, лексике, этимологии.
Для надлежащего освоения письменной речи, Буслаев широко применял практические упражнения — изложения, сочинения, переписку, переводы, деловое письмо.
В дальнейшем свою лепту в развитие методики обучения русскому языку внесли как широко известные люди — В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский, К. Д. Ушинский, так и люди менее известные широкой общественности — С. И. Абакумов, А. Д. Алферов, С. Г. Бархударов, Н. Ф. Бунакова, В. В. Виноградов, В. И. Водовозова, В. И. Гаврилова, А. Н. Гвоздев, Н. С. Державина, Е. С. Истрина, Н. К. Кульмана, А. М. Пешковский, Л. И. Поливанова, В. Я. Стоюнина, В. Ф. Флерова, и Ф. Ф. Фортунатов, Д. Н. Ушаков, В. И. Чернышев, Л. В. Щерба и многие другие.
На сегодняшний день, методика преподавания русского языка достаточно не плохо разработана, приносит хорошие плоды — результатам сдачи ЕГЭ показывают, что большинство выпускников нормы русского языка освоило.
Однако, те же результаты ЕГЭ за период с 2014 по 2018 год, говорят о том, что еще есть к чему стремиться, так как одной из главных причин встречающихся в работах орфографических и пунктуационных ошибок является недостаточное умение выпускников определять части речи и, соответственно, правильно их применять и оформлять это применение в письменной русской речи. [20, 21, 22, 23, 24]
Исходя из изложенного, актуальность нашей работы определяется необходимостью повышения у учащихся грамотности применения и оформления в письменных текстах на русском языке различных частей речи, вообще, и наречий, в частности.
Объектом исследования нами определен процесс обучения наречию на уроках русского языка в общеобразовательной школе.
Предметом исследования — система уроков-практикумов при изучении темы наречия на уроках русского языка в общеобразовательной школе.
Цель исследования — разработка системы уроков—практикумов, позволяющей оптимизировать процесс обучения и повысить качество освоения учащимися содержания темы «Наречие» на уроках русского языка.
Задачи:
1) проанализировать общий подход к обучению теме «Наречие» на уроках русского языка в общеобразовательной школе;
2) определить неиспользуемые или не достаточно используемые при обучении теме «Наречие» психолого-педагогические ресурсы;
3) разработать систему уроков-практикумов, позволяющую оптимизировать процесс обучения теме «Наречие» путем применения обычно не используемых или не достаточно используемых психолого-педагогических ресурсов, выявленных на предыдущем этапе исследования.
В ходе проведения работы применялись:
1) теоретические методы — анализ, синтез, аналогия, абстрагирование, аксиоматическое построение, дедукция и индукция;
2) практические методы — наблюдение, сравнение, описание, конструирование.
Эмпирическую базу исследования составляют работы Баркова О.О., Богоявленский Д.Н., Буланов В.Ю., Буслаев Ф. И., Выготский Л. С., Граник Г. Г., Концевая А. А., Давыдов В. В., Жедек П. С., Жинкин Н.И., Земская Е.А., Зимняя И.А., Ладыженская Т.А., Леонтьев А.А., Лернер И.Я., Лурия А.Р., Панов М.В., Репкин В.В., Рождественский Н.С., Ушинский К.Д., Эльконин Д.Б. и др.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов при изучении темы наречия в школе, а также при обучении методике преподавания русского языка.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Целью настоящей работы была разработка системы уроков—практикумов, позволяющей оптимизировать процесс обучения и повысить качество освоения учащимися содержания темы «Наречие» на уроках русского языка.
Для достижения указанной цели нами были решены следующие задачи:
1) проанализирован общий подход к обучению теме «Наречие» на уроках русского языка в общеобразовательной школе. Анализ показал, что основные методы, используемые при обучении теме «Наречие», ориентированы на использование левого полушария, в то время как возможности правого полушария практически не используются и к его ресурсам осознанно не обращаются;
2) определены неиспользуемые и не достаточно используемые при обучении теме «Наречие» психолого-педагогические ресурсы:
— учет психо-эмоционального фактора, функционально-относящегося к деятельности правого полушария мозга;
— специфика правого и левого полушарий при освоении и применении письма и письменной речи;
— учет влияния на восприятие информации психотопографических условий образовательного пространства;
— дополнительные приемы, ориентированные на использование правого полушария мозга (творческие, вкусовые, запаховые, мыслеобразные, голосовые и т.п.)
3) с учетом обнаруженных недостатков в традиционном подходе к обучению наречиям и выявленных не используемых психолого-педагогических ресурсов нами предложена система уроков-практикумов, применение которой на практике, по нашему мнению, позволит оптимизировать качество освоения учащимися темы наречия, при чем не только в русском, но и параллельно в изучаемом иностранном языке, а также позволит улучшить познавательные способности и учебные компетенции учащихся.
В связи с ограниченностью объемов настоящего исследования, а также отсутствием у автора работы и психолога школы, в которой проводилась практика, необходимой подготовки в области прикладной нейропсихологии и нейро-лингвистического программирования, предлагаемая нами система уроков-практикумов не прошла полноценной проверки на практике и, естественно, подлежит проверке и, возможно, доработке в ходе дальнейших исследований.
Вместе с тем, мы полагаем, что предложенный в системе подход по гармонизации использования возможностей обоих полушарий мозга в учебном процессе, упор на освоение учащимися специализированных методов самостоятельной работы с учебными материалами, а также совершенствование познавательных способностей учащихся, является достаточно перспективным в условиях нарастающей популярности дистанционного образования и самообразования.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. ОБЩИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ТЕМЕ «НАРЕЧИЕ»
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Изучение темы «Наречие» школьной программой предусмотрено в 7 классе. К этому времени учащимся уже известен определенный круг слов-наречий и их роль в предложениях. Таким образом, задача изучения данной грамматической категории в 7 классе заключается в:
— выявлении своеобразия наречия как части речи,
— определении его места в системе других частей речи,
— выяснении общих и специфических для наречия признаков в сравнении с ранее изученными частями речи.
Наречие – неизменяемая часть речи, данное обстоятельство противопоставляет его всем остальным знаменательным словам. В учебниках тема «Наречие» дробится на несколько частей в зависимости от поставленных учебных задач.
Первый шаг, в освоении темы «Наречие».
Первоочередной задачей определяется формирование у учащихся общего представления о наречии как о своеобразной лексико-грамматической группе слов, обычно соотносимых с прилагательными, существительными, глаголами, числительными и местоимениями.
К основным частям речи наречие выступает как вторичное образование, что порождает трудности в его опознавания учащимися. В этой связи, семиклассники с самого начала освоения данной темы вовлекаются в деятельность, направленную на узнавание наречий в тексте.
В качестве основного приема здесь используется сопоставление предложений с наречиями и без них. Для успешности опознавания необходимо, чтобы учащиеся четко понимали роль наречий в высказывании, и могли установить их связи с другими словами, а также характер этих связей.
Для достижения указанной цели, учащихся обучают выделять те основные признаки наречия, которые составляют основу определения этой части речи:
1) наречие, примыкая к глаголу, прилагательному, другому наречию, обозначает признак действия и признак признака;
2) в предложении наречие выполняет функцию обстоятельства и отвечает на вопросы: как? каким образом? в какой степени? где? когда? и т. д.;
3) наречие не изменяется — не склоняется, не спрягается, не имеет грамматических категорий (лицо, число, род).
Как правило, при обучении делается акцент именно на неизменности наречия, так как она являет собой главный морфологический признак этой части речи (за исключением форм сравнительной степени у слов, образованных от качественных прилагательных);
4) в связи с неизменяемостью наречия – у него нет окончания.
Указанные признаки наречия требуют осмысления и усвоение учащимися, в том числе, путем выполнения соответствующих упражнений на опознавание данной части речи из учебника русского языка.
Предполагается, что поскольку наречие является вторичной, производной формой слова, то определить его в словосочетании или в предложении можно только рассматривая контекст выражения.
На освоение контекстуального анализа и сделан основной акцент при изучении темы «Наречие». Так, внимание учащихся обращается на ситуации, когда наречие утрачивает лексическое значение, свойственное соотносимой с ним словоформе.
Учет лексической семантики, прием подбора синонимов – надежный и широко распространенный способ опознавания наречий.
Рассматривая синтаксические функции наречия, внимание обучащихся обращают на то, что может примыкать и к причастиям, и к деепричастиям, и к числительным, и даже к именам существительным, когда в связи с отсутствием подходящего синонимичного прилагательного, на него возлагают функцию обозначения признака предмета.
Однако, роль наречия в предложениях в седьмых классах в полном объеме не изучается, так учащиеся еще не имеют необходимой для этого синтаксической подготовки. В восьмых классах освоение темы «Наречие» продолжается.
В этой связи, основное внимание в освоении темы «Наречие» в седьмых и восьмых классах уделяется следующим наиболее типичным и характерным для этой части речи синтаксическим функциям:
1) наречие, примыкая к глаголу, в большинстве случаев выступает в роли различных обстоятельств (отряд выступил ночью, тучи сплошь затянули небо, группа передвигалась пешком и т.д.) — 7 класс;
2) наречие в роли сказуемого, а также в роли несогласованного определения — 7 класс;
3) наречие выступает в роли подлежащего или дополнения — 8 класс (при изучении способов выражения членов предложения).
Второй шаг в изучении темы — знакомство учащихся с разрядами наречий по значению. Успешность прохождение этого шага во многом зависит от того — насколько хорошо учащиеся научились опознавать наречия.
Для простоты восприятия в школьном варианте наречия принято делить по значению на следующие разряды:
1) наречия образа действия («радостно», «волнующе», «босиком», «пешком»);
2) наречия меры и степени («очень», «весьма», «надвое», «немного»);
3) наречия места («никуда», «где», «вдаль», «кругом»);
4) наречия времени («днем», «спозаранку», «тогда», «потом»);
5) наречия причины («со зла», «сгоряча», «сослепу», «сдуру», «второпях»);
6) наречия цели («назло», «нарочно», «зачем»).
Из указанных разрядов, наибольшую трудность при освоении представляют наречия меры, степени, причины и цели. Как правило, это происходит в связи сложностей в формулировании вопросов к наречиям. При этом, не совсем ясна причина затруднений в освоении наречий причины и цели — в русском языке их не так много и они достаточно часто употребляются в обиходной речи, то есть, выражения — учащимся известны и употребляются ими в повседневном общении. Вероятно, в этих условиях, имеет смысл какую-то часть этих наречий заучивать.
Третий шаг — осознание процессов словообразования наречий. На этом этапе работа строится над закреплением у учащихся приобретенных ими ранее сведений, и над углублением имеющихся представлений о наречии.
С этими целями во время обучения обращается внимание на следующие аспекты:
1. Осваивая процесс словообразования наречий, учащиеся одновременно закрепляют и совершенствуют способность опознавать эту часть речи и в то же время проходят подготовку в осмыслении правописания наречий.
2. Характерной особенностью наречий является сохранение ими динамичной связи со словами других частей речи. Такая связь приводит к постоянному появлению новых наречий и, в первую очередь, за счет прилагательных и существительных.
Здесь важно достичь у учащихся понимания того, что:
— наречие не имеет восзможности иметь при себе согласуемые и управляемые слова;
— морфологический состав слова, от которого образовалось наречие, подвержен сокрытию, так как бывшие приставки и окончания в наречии проступают слабо в общем значении слова и даже вовсе перестают ощущаться («даром», «совсем»). При этом лексические значения наречия и слова-прообраза, могут существенно расходиться.
Степень выраженности изменений напрямую зависит от того, каким путем возникло наречие: с помощью словообразовательных морфем или путем перехода в наречия разных форм других частей речи (адвербиализация).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы