Методика обучения и воспитания в области иностранного яыка Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Система упражнений по формированию активных лексических навыков на уроках английского зыка на среднем этапе обучения в средней общеобразовательной школе(УМК «New Millennium English»)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1.
Особенности обучения лексики на среднем этапе обучения иностранному языку. 5

1.1. Сущность
лексического навыка и особенности его формирования. 5

1.2. Этапы и
система упражнений по формированию
лексического навыка. 11

ВЫВОДЫ ПО
ГЛАВЕ 1. 18

Глава 2.
Практические аспекты формирования лексического навыка на уроках английского
языка. 20

2.1. Анализ
УМК «New Millennium English» для учащихся 8 класса. 20

2.2.
Разработка комплекса упражнений для формирования лексических навыков в рамках
УМК «New Millennium English» для учащихся 8 класса. 23

ВЫВОДЫ ПО
ГЛАВЕ 2. 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 36

 

  

Введение:

 

В настоящее время
обучение иностранным языкам рассматривается как обучение коммуникативной
деятельности, т.е. умению общаться. Ученик получает возможность пользоваться
языком в его коммуникативной функции, следовательно, учителю следует уделить
особенно пристальное внимание повышению эффективности формирования лексических
навыков на уроке иностранного языка.

Существует множество
универсальных комплексов упражнений для формирования лексических навыков,
однако вопрос о наиболее оптимальных используемых приемах, а также об их
эффективности и соответствии возрастным требованиям учащихся среднего школьного
возраста по сей день остается открытым.

Кроме того, актуальность
данной работы заключается в том, что в 5 – 7 классах учащиеся должны усвоить
лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в объеме около 400 новых
лексических единиц; в 8 – 9 классах к уже изученной лексике добавляется еще
около 300 новых лексических единиц, в т.ч. устойчивые словосочетания и
реплики-клише речевого этикета. Таким образом, за период обучения в средней школе
учащиеся должны усвоить 700 единиц. В связи с этим помимо увеличения словаря
учащихся, необходимо обеспечить более качественное запоминание и сохранение
лексических единиц в памяти каждого из них, а также организацию более
интенсивной тренировки в их употреблении для создания учащимися самостоятельных
речевых произведений.

Многие исследователи,
такие как М.К. Колкова, Н.С. Лейтес, Дж. Камминз и др. рассматривают средний
школьный возраст как наиболее благоприятный и в физиологическом, и в
психологическом плане для продолжения изучения иностранных языков.

Объект исследования
– процесс формирования активных лексических навыков на уроках английского зыка
на среднем этапе обучения.

Предмет исследования
– комплекс упражнений по формированию активных лексических навыков на уроках
английского зыка на среднем этапе обучения.

Цель исследования
заключается в теоретическом обосновании и разработке комплекса упражнений,
способствующего повышению уровня сформированности лексических навыков у
учащихся подросткового возраста.

Для достижения
обозначенной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие
лексических навыков и этапы их формирования при обучении иностранному языку;

2. Проанализировать УМК
«New Millennium English» для учащихся 8 класса

3. Разработать комплекса
упражнений для формирования лексических навыков в рамках УМК «New Millennium
English» для учащихся 8 класса.

В качестве теоретической
базы исследования были использованы научные труды известных отечественных и
зарубежных педагогов и психологов, посвященных проблеме формирования
лексических навыков (Е.И. Пассов, Р.К Миньяр-Белоручев, П.Я. Гальперин, Ж.
Пиаже), семантизации иноязычных слов (Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина),
диагностике учебной деятельности и интеллектуального развития детей (Д.Б.
Эльконин, В.В. Давыдов).

Для решения поставленных
задач использовались следующие методы исследования: анализ
психолого-педагогической и методической литературы, прогнозирование результатов
исследования.

Структура исследования:
работа состоит из введения, двух разделов, заключения, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Лексический навык
представляет собой автоматизированное действие по выбору лексической единицы
адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной
речи и автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в
рецептивной речи. Формирование лексического навыка предполагает овладение
учащимися правилами соотнесения конкретной лексической единицы с другими
лексемами, что может реализовываться только посредством выполняемых упражнений.

Методика формирования
лексических навыков должна придерживаться основных целей обучения иностранному
языку (достижение коммуникативной компетенции, развитие творческой личности) и
выполнять основные задачи урока иностранного языка (приобретение необходимых
навыков и умений, изучение культуры страны изучаемого языка).

Формирования лексических
навыков проходит в несколько этапов: ознакомительный / подготовительный этап
(формирование знаний об изучаемом слове) – на данном этапе чаще всего
используются некоммуникативные (речевые) упражнения, семантизация (переводной
способ / беспереводной способ), демонстрация примеров использования, написание
и правил произношения). Каждому этапу соответствует свой блок упражнений,
включающий в себя соответствующие ему определенные виды упражнений.

Формирование лексических
навыков на сегодня остается актуальной проблемой, которая требует пристального
внимания преподавателей. Учащиеся смогут освоить и эффективно применять лексику
только в том случае, если педагог проявит свои профессиональные качества и
знание особенностей формирования лексического навыка. Следовательно, желание
учащихся пополнять свой словарный запас, их заинтересованность в обучении
иностранным языкам зависит от того, насколько грамотно и увлекательно будет
спланирована работа на уроке. Владение учащимися лексическими единицами, их
усвоение и эффективное применение прямо пропорциональны профессиональной
компетентности педагога и его умению творчески подойти к подаче новой
информации. Главное задачей педагога является полное и успешное освоение
учащимися того лексического минимума, который представлен в программе обучения,
а также его прочное закрепление как в активном, так и в пассивном словарном
запасе.

Проанализировав УМК «New
Millennium English» можно сделать вывод, что данный УМК по многим критериям
(целям, задачам и принципам) соответствует ФГОС. Он представляет собой детально
продуманный путь формирования вторичной языковой личности. Тем не менее, этот
учебный комплекс имеет недостатки, поскольку материал, на котором основывается
процесс учения утратил свою актуальность, а большинство заданий не обеспечивают
фиксацию знаний в долговой памяти. Кроме этого, проанализировав упражнения из
учебника пришли к следующему выводу: из 72% упражнения из всех являются
языковыми, 19% условно-речевыми и 9% речевыми упражнениями.

На основе данного УМК
были составлены упражнения для учащихся 8-х классов с целью формирования
активных лексических навыков, поскольку большое значение в формировании всех
типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация
навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы
как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без
постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются,
теряют свои качества.

 



 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности
обучения лексики на среднем этапе обучения иностранному языку

 

1.1. Сущность
лексического навыка и особенности его формирования

Лексика – это главная
составляющая нашей речи и ее содержательная сторона. Владение лексикой является
важной предпосылкой развития речевых умений. Мы учим слова для того, чтобы мы
могли общаться друг с другом, а не для того, чтобы просто знать их.
Следовательно, обучение лексической стороне речи является не только самоцелью,
но оно необходимо и для обучения всем видам речевой деятельности.

Прежде всего следует
уточнить определение понятия «лексика». Лексика представляет собой совокупность
слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определенную систему.
Она состоит из лексических единиц, которые могут быть представлены в виде
слова, устойчивого словосочетания, клишированного оборота (выражения).
Лексические единицы обладают своей спецификой, к которой относятся форма слова,
под которой понимается его звуковая оболочка, воспринимаемая на слух и
написание изучаемых лексических единиц. Содержательную сторону слова образует
его значение. Употребление слова связано с его грамматическим оформлением,
благодаря которому оно образует различные словоформы [
10]. Таким образом, овладение словом
означает овладение его значением, формой, употреблением, словоизменением и
словообразованием.

Владение лексикой
иностранного языка в плане семантической точности, синонимического богатства,
адекватности и уместности ее использования является неотъемлемой предпосылкой
речевой деятельности. Формирование лексических умений и навыков предполагает не
только учет сведений формально-структурного характера, но и знание ситуативных
и контекстуальных правил, которых придерживаются носители языка. Курс обучения
в средней школе предполагает, что учащиеся должны усвоить значение и формы
лексических единиц и уметь их использовать в ситуациях устного и письменного
общения, то есть овладеть навыками лексического оформления продуцируемого
текста при говорении и письме и научиться понимать лексические единицы на слух
и при чтении [
8].

Под навыком понимается
относительно самостоятельное действие в системе сознательной деятельности,
ставшее благодаря наличию полной совокупности качеств одним из условий
выполнения этой деятельности. К основным качествам речевого навыка относятся:
готовность к включению; низкий уровень напряженности при выполнении действия;
экономичность движений; определенная скорость действия; целостность и плавность
протекания действия; устойчивость, гибкость; обобщенность; автоматичность
действия; сознательность; относительная сложность. Все эти качества
взаимосвязаны и взаимообусловлены [
17].

Обратимся к определениям
наиболее значимых качеств навыка.

Автоматизированность
выполнения действия обеспечивает характер навыка, его качественность, его
оречевленность, степень автоматизации представляет собой состояние его
временного параметра, его целостность, плавность. Таким образом,
автоматизированность как качество навыка характеризуется определенной
скоростью, плавностью, а также целостностью протекания навыкового действия,
если оно не односоставно; низким уровнем напряженности; отсутствием лишних
движений, то есть экономностью; высокой активностью, возбудимостью, то есть
готовностью к включению (состоянием готовности).

Следующим качеством
навыка является его устойчивость. Доказано, что недостаточно автоматизировать
какое-либо действие само по себе. Его нужно еще сделать невосприимчивым ко
всякого рода влияниям, то есть сделать прочным, устойчивым. Важен не контроль
устойчивости навыка, а выяснение того, как эта устойчивость создастся, от чего
зависит. Необходимо позаботиться о том, чтобы навык был подготовлен к
столкновению с другими навыками, к взаимодействию с ними. Для этого необходимо
знать, в каких условиях, по каким причинам нарушается устойчивость того или
иного навыка.

Третье качество Е.И.
Пассов характеризует как гибкость навыка. Это именно то качество, на котором
основан перенос навыка, а без переноса, а если быть точнее, без способности к
переносу навык остается «вещью в себе», не включается в речи. Можно добиться
высокой степени автоматизированности, сделать его устойчивым, но это еще не
означает, что создан навык необходимого качества: ему необходимо придать
гибкость, которую он рассматривает в двух планах: как готовность навыка, его
способность включаться в новой ситуации (которая не имела места в процессе
автоматизации); как способность навыка функционировать на основе нового
речевого материала (который не использовался в процессе автоматизации), т. е.
то, что можно назвать обобщенностью. Первое можно назвать (условно) гибкостью
репродуктивного плана, второе — гибкостью продуктивного плана [
18]. В результате этого появляется
качество обобщенности. Однако гибкость как обобщенность есть продукт вовсе не
только подсознательной работы мозга, не чисто интуитивное образование.
Определенную роль в этом играет осознание общего, инвариантного в материале.
Обобщенность создается за счет абстрагирования от конкретных объектов, от их
несущественных черт, от нерелевантных для решения задачи обстоятельств. Исходя
из этого, Е.И. Пассов делает вывод, что успешному формированию качества
обобщенности будут способствовать такие обстоятельства как определенное
количество вариантов (ситуаций, материала), допустимая их вариативность и
осознание инвариантного [
17].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы