Курсовая с практикой на тему Система управления рисками – действенный механизм ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы системы управления рисками, как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля 6
1.1. Сущность и видов рисков и системы управления рисков в таможенной деятельности 6
1.2. Содержание системы управления рисками, как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля 13
Глава 2. Анализ системы управления рисками, как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля 18
2.1. Состояние системы управления рисками, как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля 18
2.2. Проблемы и перспективы системы управления рисками, как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля 24
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 35
Введение:
Актуальность темы. В современных условиях регулирования международного обмена, управление может быть с успехом применено в такой сфере, как управленческая деятельность в таможенных органах. Одним из путей совершенствования управления в таможенной деятельности является анализ рисков, который поможет выявить наличие существующих проблем в сфере таможенного контроля и системы управления рисками, в частности. Таможенная служба РФ осуществляет таможенный контроль на основе принципа выборочности с использованием системы управления рисками. На данный момент управление рисками в таможенной службе – это базисный принцип современных методов таможенного контроля.
Объектом исследования курсовой работы являются правовые отношения, возникающие при применении системы управления рисками, как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля.
Предметом исследования курсовой работы являются правовые нормы законодательства Российской Федерации, регулирующие систему управления рисками в таможенной деятельности.
Цель курсовой работы состоит в комплексном анализе системы управления рисками, как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач курсовой работы:
— раскрыть сущность и видов рисков и системы управления рисков в таможенной деятельности;
— изучить содержание системы управления рисками, как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля;
— проанализировать состояние системы управления рисками, как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля;
— выявить проблемы и определить перспективы системы управления рисками, как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля
Теоретической основой курсовой работы послужили труды отечественных ученых по таможенному делу и таможенному праву.
Методологическую основу курсовой работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную базу курсовой работы составили международные правовые акты, Конституция РФ [2], ТК ЕАЭС [4], федеральные законы РФ, нормативные акты Президента и Правительства РФ, соответствующие, относящиеся к исследованию акты министерств и ведомств.
Эмпирической основой курсовой работы являются правовые акты российского и зарубежного законодательства, а также статистика ФТС России. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики. Научная литература представлена современными авторами.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы в том, что ее положения развивают и конкретизируют проблемы системы управления рисками, как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля.
Структурно курсовой работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении курсовой работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая, нормативная основа, эмпирическая основа и значимость курсовой работы, а также раскрыта ее структура.
В первой главе курсовой работы изучены теоретико-правовые основы системы управления рисками, как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля.
Во второй главе курсовой работы проведен анализ системы управления рисками, как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля.
В заключении обобщены результаты курсовой работы.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Таможенный риск — вероятность несоблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов в таможенном регулировании.
При проведении таможенного оформления и таможенного контроля используется система управления рисками, которая основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Союза и законодательства РФ о таможенном деле:
1. имеющих устойчивый характер;
2. связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
3. подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
4. затрагивающих другие важные интересы ЕАЭС, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
В России СУР как действенный механизм ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля в работу таможенных органов внедрена сравнительно недавно, и ее формирование еще продолжается. Эффективность применения СУР таможенными органами подтверждается статическими данными, приведенными во второй главе курсовой работы. Рост показателей результативных таможенных досмотров свидетельствует, что СУР с каждым годом все более точно определяет объект и форму таможенного контроля.
Рассмотрев элементы риск-менеджмента в таможенной сфере, в том числе на конкретном примере разрешения спора между участником ВЭД и таможенными органами, можно сформировать рекомендации по совершенствованию системы управления рисками в таможенном деле. Их можно выразить в виде следующих практических применений:
1. повсеместное внедрение электронного декларирования;
2. введение обязательной процедуры досудебного порядка обжалования решений в рамках таможенных споров;
3. внедрение на постах дорожно-патрульной службы ГИБДД пунктов таможенного досмотра товаров и автомашин;
4. закрепление на законодательной основе за участниками ВЭД организаций, оказывающих юридические услуги;
5. осуществление постоянного контроля за применением соответствующих форм таможенного контроля;
6. внедрение новейших информационных технологий, включающих в себя современные каналы передачи данных, технических средств таможенного контроля.
В ходе сравнительного анализа системы риск-менеджмента, используемой в Евросоюзе и ЕАЭС мы установили, что, не смотря на единую природу происхождения, основанную на одних и тех же международных стандартах, последняя модель отличается рядом существенных недостатков, препятствующим раскрытию всего потенциала данного инструмента. В этой связи, для решения указанных задач мы предлагаем создание единой стратегии применения системы управления рисками в виде наднациональной концепции по примеру «Стандартной структуры по управлению рисками в таможенных администрациях ЕС», принятой странами объединённой Европы. После чего в каждой стране — члене ЕАЭС необходимо учредить центры информации и анализа рисков, позволяющие осуществлять полноценный информационный взаимообмен, в том числе с использованием унифицированных баз данных различных контрольных органов, включая таможенные, налоговые, а также те, на которые возложено осуществление ветеринарного, фитосанитарного и пограничного контроля.
Фрагмент текста работы:
Всемирная таможенная организация полагает, что таможенный контроль является показателем благополучного развития таможенной службы. Результативным механизмом таможенного контроля является система управления рисками (RMS) — в качестве приоритета для таможенных органов. В концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации таможенный риск — это вероятность несоблюдения таможенного законодательства. Но понятие таможенного риска должно дополняться такой составляющей риска, как величина потерь, поскольку при анализе ситуации и определении ее как рискованных должностных лиц таможенных органов Российской Федерации учитывают не только ее вероятность, но и потенциальный экономический или иной ущерб, который может возникнуть. Поэтому под таможенным риском предлагается понимать сочетание вероятности нарушения таможенного законодательства и его негативных последствий.
Система управления рисками представляет собой систему таможенного администрирования, которая обеспечивает осуществление эффективного таможенного контроля на основе принципа избирательного контроля и на основе оптимального распределения ресурсов таможенной службы Российской Федерации по наиболее важным и приоритетным направлениям работы таможенных органов по предупреждению нарушений таможенных правил [11, 177].
Риски на таможне непосредственно относятся к категории экономических рисков, и их появление может значительно изменить ход благополучной и эффективной экономической деятельности страны на всех уровнях. Необходимо разработать научно-практический подход к изучению таможенных рисков и конкретные стратегии, которые минимизируют негативные последствия. Когда речь идет о таможенных рисках, прежде всего необходимо иметь о них четкое представление.
Таможенный риск представляет собой риск несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Разумеется, это определение отражает правовой аспект таможенных рисков, но стоит обратить внимание на то, что это связано с появлением неприятного события, которое может произойти в процессе осуществления таможенного регулирования внешней торговли, что повлечет за собой нежелательные экономические последствия, а затем это определение вполне может быть применено в экономическом аспекте вопроса о таможенных рисках.
В целом риски представляют собой сложно-динамическую категорию, поэтому их необходимо исследовать во всех видах деятельности: экономической, политической, социальной и др.
В свою очередь, экономические риски также многообразны. Среди них обычно выделяются финансовые, валютные, предпринимательские, инвестиционные и иные виды рисков. Однако при всей значимости подходов по их исследованиям они не включают особую категорию, а именно риски, возникающие в процессе таможенного регулирования внешней торговли.
Используя широкий подход к определению источников таможенных рисков, их можно разделить на внутренние и внешние по отношению к Федеральной таможенной службе России [14, 164]. Следует отметить, что происхождение и причины возникновения тесно связаны друг с другом.
Внутренние источники определяются как элементы таможенных органов, которые могут быть носителями определенных рисков. Таким образом, внутренним источником таможенного риска может быть деятельность таможенного персонала. В этом случае мы можем поговорить о нескольких вариантах возникновения рисков, например о ситуациях, когда таможенный персонал совершает ошибки при осуществлении своей непосредственной деятельности, различные виды злоупотреблений и мошеннические действия, возникающие из-за преобладания собственных интересов таможенных органов над интересами национальной безопасности, ошибки, возникающие из-за недостаточной осведомленности персонала относительно определенного круга вопросов и других рисков. Кроме того, риски могут возникать в случае таких обстоятельств, как деятельность таможенных служб, которые регулируются не в целях оптимизации функционирования хозяйствующих субъектов, а с целью максимизации государственных доходов.
Если мы говорим о таможенных органах как о едином носителе риска, то в этом случае основные виды угроз экономической безопасности могут возникнуть из-за необоснованных задержек с выполнением процедур таможенного контроля при обработке различных видов документов в ситуациях отказа должностными лицами таможенных органов разъяснить или интерпретировать требования к документам и процедурам, а также из-за коррупции, взяток за беспрепятственный проезд имущества и транспортных средств, повреждения имущества во время нахождения его на складе временного хранения, повреждения имущества из-за задержки в таможенном оформлении и т. д.
Внешние риски имеют более широкий диапазон и могут быть отражены как таможенные риски, возникающие от государственных и хозяйствующих субъектов Российской Федерации, а также таможенные риски, возникающие от иностранных компаний на различных уровнях деловой или экономической деятельности.
Со стороны государства значительные виды рисков включают в себя изменения в любых видах законодательства, прямо или косвенно связанных с деятельностью таможенных органов, структурные преобразования Федеральной таможенной службы России, регулирование информационных потоков, способность сотрудников таможенных служб к доступу инновационных разработок для улучшения таможенных процессов и процедур и т. д.
Со стороны хозяйствующих субъектов перечень таможенных рисков довольно обширен: неполная информация и документы, предоставленные при таможенном оформлении; неточность информации в документах и устных заявлениях при таможенном оформлении; представление поддельных документов для замены отсутствующих; использование незаконных схем уклонения от таможенных платежей; использование незаконных схем для получения дохода от таможенных процедур и т. д.
Со стороны иностранных субъектов разного уровня экономической активности или хозяйственной деятельности ситуации, в которых возникают таможенные риски, подобны описанным выше вариантам с разницей только в принадлежности к определенному государству.
Одним из подходов к классификации рисков является практическое различение рисков выявленных и потенциальных [12, 57].
Выявленный (доказанный) риск — факт, свидетельствующий о том, что нарушение таможенного законодательства таможенного союза (ТС) и/или законодательства государств — членов ЕАЭС уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте.
Потенциальный риск — риск, который не был выявлен, но условия для его возникновения существуют.
Выявленный (доказанный) риск является историческим фактом, когда нарушение произошло и в таможенных органах имеется отчет о нарушении таможенного законодательства и фактах, сопутствующих такому случаю. Доказанные риски могут быть проанализированы по отношению к текущим данным, чтобы предположить, существуют ли условия, способствующие риску, в настоящее время. Выявленный риск можно разделить на две категории.
Риск в содержании предмета спора:
— в отношении участников ВЭД проводится анализ частоты уже проведенных проверок и их результатов и история споров (тип, количество, степень серьезности наблюдаемых нарушений);
— в отношении товаров изучается, с одной стороны, количество нарушений, отмеченных по данному товару или по товарной группе на национальном уровне, определенное по анализу статистики, и, с другой стороны, типы мошенничества, наблюдаемого для каждого товара на национальном уровне, и их серьезность.
Риск в содержании информации. Анализируется целевая оперативная информация, которая, вероятно, должна привести к выявлению существенного мошенничества. Эта информация может поступать из различных национальных или внешних источников.
Потенциальные риски — риски, которые еще не проявили себя, но подозреваются. Например, разработка нового товара, которому владелец присваивает свою торговую марку, может становиться целью тех, кто желает нарушить права интеллектуальной собственности владельца. Эти риски также должны анализироваться на основе текущих данных, и, если условия для риска существуют, должны быть предприняты соответствующие действия.
Целью классификации рисков в таможенных целях является их распределение на конкретные группы в соответствии с определенным признаком, положенным в основу данной классификации. Научно обоснованная классификация риска содействует четкому определению места каждого риска в общей системе и создает потенциальные возможности для эффективного применения соответствующих методов, приемов управления рисками. Выявление рисков, их наиболее полное описание и классификация — важный этап анализа рисков, имеющий большое значение при совершенствовании СУР. Классификация рисков означает соединение множества рисков, основанных на некоторых признаках и критериях, позволяющих объединить подмножества риска в более общие концепции (приложение 1).
Классификация рисков позволяет [19, 95]:
1. определить обобщающие характеристики объектов риска, например качество товаров или владельцев товаров;
2. изучить структуру объектно ориентированных рисков, например проанализировать весовые показатели или структуру диапазона опасных грузов;
3. правильно осуществлять таможенные операции с товарами, например рассчитать размер таможенных пошлин или проверить документы и информацию о стоимости товаров;
4. применять автоматизированные системы управления для сбора, обработки и записи информации.
В соответствии с подходом Федеральной таможенной службы России к категоризации участников внешнеторговой деятельности определены три типа риска возможного нарушения таможенного законодательства: высокий, средний и низкий (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Виды риска возможного нарушения участниками ВЭД таможенного законодательства [13, 225]
Виды рисков Характеристика
Высокие Реализуются и будут иметь серьезные последствия
Средние Могут возникать с меньшей вероятностью или иметь менее серьезные последствия, но не обязательно и то и другое
Низкие Являются допустимыми рисками, которые могут быть оценены в соответствии со стандартными или обычными процедурами или при которых никакие действия не требуются