Теория и методика преподавания безопасности жизнедеятельности Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Система работы с понятиями по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты методики формирования понятий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 6

1.1. Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 6

1.2. Основные понятия у школьников в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 9

Глава 2. Методические и дидактические особенности формирования понятий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 13

2.1. Методы организации процесса формирования понятий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 13

2.2. План-конспект урока с использованием формирования понятий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 21

2.3 Методические рекомендации для формирования интереса к изучению основных понятий безопасности жизнедеятельности 27

Заключение 34

Список литературы 35

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Стремление общества, на протяжении всего периода своего существования, обеспечить безопасность своей жизнедеятельности, является его неотъемлемой потребностью. Именно это побудило ученых разных направлений, естественных и гуманитарных наук, объединить свои усилия в области изучения, таких понятий как «безопасность», «опасность», и разработки соответствующего понятийного аппарата дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Область научных знаний безопасности жизнедеятельности, включает в себя большой объем учебного материала, начиная от основ фундаментального знания, в области гуманитарных и естественнонаучных дисциплин – истории, философии, культурологии, физики, химии, биологии, экологии, и заканчивая специальными профессиональными знаниями в области гражданской обороны, основ военной службы, ноксологии, природоохранной и производственно-технической деятельности.

Данный объем теоретических и практических знаний сформировался к концу XX века, а именно в 1990-е годы, так как именно в этот период, 1 сентября 1991 года согласно Постановлению Совета министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253, в общеобразовательных учебных заведениях был введен учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), а 13 мая 1993 года – была утверждена новая учебная специальность «Безопасность жизнедеятельности», согласно приказу Государственного комитета РФ по высшей школе № 292 [2, с. 49].

Все это явилось следствием того, что жизнедеятельность человека, направленная на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания, привела к ряду неожиданных последствий: побочные эффекты научно-технического прогресса и социального развития создали серьезные угрозы жизни и здоровью, мотивации деятельности, состоянию генетического фонда людей.

Поэтому для решения задачи подготовки подрастающего поколения к безопасному поведению в повседневной жизни, к рациональным действиям в постоянно возникающих новых опасных и чрезвычайных ситуациях, угрозах, были проведены столь значимые изменения в системе образования. «Основы безопасности жизнедеятельности» был создан как специальный школьный курс, поскольку фрагментарное включение вопросов безопасности в имевшиеся предметы школьного обучения не имело бы системного характера и не позволило бы в необходимой мере использовать потенциал учебного процесса

Объект исследования: формирование понятий по предмету «ОБЖ».

Предмет исследования: методика особенности формирования понятий на уроках ОБЖ.

Цель исследования: выявление эффективной методики формирования понятий на уроках ОБЖ.

Гипотеза исследования — формирование понятий у учащихся на уроках ОБЖ будет более продуктивным, если подходить к данной проблеме системно и проводить работу по формированию и развитию понятий на регулярной основе.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с содержанием курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;

2. Рассмотреть основные понятия у школьников в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»;

3. Изучить методы и средства формирования основных понятий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»;

4. Ознакомиться с методами организации процесса формирования понятий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»;

5. Разработать план-конспект урока с использованием формирования понятий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

Методы исследования: а теоретические (теоретический анализ и синтез психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования (направлен на выявление актуальности и состояния изученности проблемы), изучение опыта.

Практическая значимость исследования состоит в том, что данная курсовая работа может представлять научный и практический интерес для исследователей в области безопасности жизнедеятельности и других наук, изучающих вопросы формирования систем понятий в предметных областях знаний

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Когда мы говорим о культуре безопасности, целесообразно исходить из общего понимания культуры как «особой области, противоречащей природе, которую традиция транслирует посредством языка и символов, практического изучения и непосредственного подражания, а не биологического наследия». Культура представлена в единстве трех ее неразрывно связанных сторон: способов социокультурной (разумной) деятельности человека, результатов этой деятельности и уровня развития личности и общества. Человеческая культура представляет собой сложную структуру, состоящую из множества элементов, каждый из которых относится к определенной сфере деятельности. Понятие безопасности распространяется на все сферы деятельности, ее обеспечение – это особая сфера жизни человека в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что овладение обучающимися системой понятий в области безопасности жизнедеятельности является одним из наиболее эффективных способов повышения качества предметного образования. Однако, проведенный анализ литературы показал, что в настоящее время единая систематизированная и структурированная система понятий в области безопасности жизнедеятельности отсутствует.

При этом, учитывая недостаточность изучения данной научной проблемы, стоит отметить, что создание системы понятий в области безопасности жизнедеятельности и выявление эффективного средства ее формирования в рамках учебно-воспитательного процесса представляет значительный научный и практический интерес.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты методики формирования понятий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

1.1. Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по предмету «Безопасность жизнедеятельности» является правовой основой для реализации непрерывного образования школьников в области безопасности жизнедеятельности на базе общеобразовательного учреждения. Тема безопасности жизнедеятельности является фундаментальной и системообразующей.

Обязательный минимум содержания по предмету «Безопасность жизнедеятельности» разработан с учетом обязательного минимума содержания по таким учебным предметам, как «Общественные науки», «Естественные науки», «Естественные науки», «География», «Мир», «Биология». Это позволило сократить содержание курса «Безопасность жизнедеятельности», чтобы избежать ненужного дублирования занятий по многим вопросам обучения ОБЖ и другим учебным предметам, а также синхронизировать изучение многих вопросов ОБЖ с другими предметами».

В соответствии с базовым учебным планом предмет «Безопасность жизнедеятельности» вводится в качестве обязательного предмета для изучения на уровне основного общего образования. Изучение основ безопасности жизнедеятельности на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• формирование знаний о здоровом образе жизни; опасные и аварийные ситуации и основы безопасного поведения при их возникновении;

• развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

• воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к здоровью и жизни;

• овладение навыками предвидения потенциальных опасностей и правильного поведения при их возникновении, использования средств индивидуальной и коллективной защиты, оказания первой помощи.

Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основано на положениях федеральных законов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности личности, общества и государства:

• Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537);

• Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. №690);

• ФЗ N 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года;

• ФЗ N 2397-1 «Об охране окружающей природной среды» от 21 февраля 1992 года;

• ФЗ N 69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года;

• ФЗ № 28 «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года;

Требования к результатам освоения основной образовательной Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленные в федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения. В основу проектирования структуры и содержания программы положен модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания в целях формирования у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и борьбы с терроризмом. поведение. Модульный принцип позволяет: • более эффективно организовать учебный процесс при изучении предмета безопасности жизнедеятельности.

Тематическое содержание курса в новых Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС) включает два модуля и пять блоков (табл. 1) [9]:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы