Курсовая с практикой на тему Система работы по развитию речи на уроках русского языка в старших классах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ 6
1.1 Значение занятий по развитию речи на уроках русского языка в старших классах 6
1.2 Методики развития речи на уроках русского языка в старших классах 9
1.3 Анализ современного педагогического опыта по развитию речи на уроках русского языка в старших классах 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ 20
2.1 Организация исследования и описание методик диагностики 20
2.2 Анализ уровня развития речи 23
2.3 Комплекс упражнений, направленный на развитие речи 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………36
Введение:
Актуальность исследования. Переориентация общества на развитие человека и его личностных и культурных черт, изменение общественного сознания по отношению к образовательной сферы, а также языковая политика России – предопределяет качественно новые требования к процессу изучения государственного русского языка в общеобразовательных учебных учреждениях.
Проблема развития речи стала весьма актуальной еще в ХХ в. и привлекала внимание многих ученых (Ю. Караулова, Г. Богина, Л. Пономарь и др.). В современных публикациях периодических изданий этот вопрос основательно исследуют Т. Симоненко, М. Пентилюк, В. Тихоша, Г. Шелехова и другие.
Определяющей целью изучения русского языка, учитывая политическую ситуацию в нашей стране, является формирование национально сознательной, духовно богатой языковой личности, которая будет возрождать, поддерживать, распространять и нести российскую национальную идею по всему миру. Такой человек будет владеть умениями и навыками для свободного и целесообразного использования средств языка, а именно: его стилями, типами, жанрами в видах речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо). Это обеспечит надлежащий уровень коммуникативной компетенции. Более того, человек у которого развития речь является более успешным по жизни. Он с легкостью решает многие проблемы только лишь по тому, что умеет договариваться с людьми, может грамотно изложить свои мысли и чувства.
Современная концепция российского образования требует от учителя русского языка способствовать формированию национально-языковой личности, которая обладает сознательным отношением к языку, развитой речью, мышлением и интеллектом. Образовательные программы рекомендуют использование коммуникативного, лингвистически-культурологического и личностного подходов к изучению детьми русского языка.
Установка на развитие речи в методике преподавания языка помогает учителю реализовать ценностный, развивающий и воспитательный аспекты русского языка как учебного предмета, поскольку задача коммуникативного характера способствуют усвоению учениками определенных знаний, а также формируют у них умения и навыки контролировать собственную речь.
Также стоит отметить, что в нынешнее время развитию речи в школе уделяется недостаточное значение. И, как результат, обедняется словарный запас школьников, их речь становится более примитивной, высказать точно суждения у многих вызывает трудность. Именно поэтому развитию речи на уроках русского языка в старшей школе нужно уделить особое внимание в средней школе. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
В основу нашего исследования легли труды, таких ученых как О. Крайник, Т. Ким, Ю. Прытков, С. Муева, С. Маляева и другие.
Объект исследования – занятия по развитию речи учеников старшей школы на уроках русского языка.
Предмет – система работы по развитию речи на уроках русского языка в старших классах.
Цель исследования – разработать методические подходы для эффективного развития речи на уроках русского языка в старших классах.
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1) изучить значение занятий по развитию речи в курсе русского языка;
2) исследовать методики развития речи;
3) проанализировать современный педагогический опыт по развитию речи;
4) организовать эмпирическое исследование и подобрать методики диагностики;
5) проанализировать уровень развития речи учеников старших классов;
6) разработать комплекс упражнений, направленный на развитие речи;
7) сделать вывод.
Практическая значимость работы. Результаты данного исследования можно использовать в педагогической практике на занятиях русского языка в старшей школе, а также для преподавания студентам, обучающимся по педагогическим направлениям.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава посвящена теоретическому исследованию основ развития речи в курсе русского языка в старших классах. Во второй главе приводится эмпирическое исследование эффективности развития речи в старших классах, а также предложена система занятий, направленных на развитие речи старшеклассников.
Заключение:
Занятия по развитию речи в курсе русского языка имеет важное знание для общего развития старшего школьника. Выбор определенных речевых средств подразумевает развитие познавательных навыков, мыслительного процесса, самостоятельности. Кроме этого, изучение языковых норм формирует чувство стиля, а также выполняет воспитательную функцию.
Методики развития речи в старшей школе предполагают использование игровых технологий, драматизаций и инсценировок известных произведений, написание творческих сочинений и стимулирование на постоянное общение.
Проанализировав современный педагогический опыт мы пришли к выводу, что наиболее эффективными для развития речи, по мнению учителей, являются следующие виды упражнений: лексические, фразеологические, по речевому этикету, моделирование текста, орфоэпические, орфографические, риторический анализ слов, игры, конкурсы, викторины, на развитие монологической речи, творческие, этимологическое комментирование, направленные на исправление стилистических ошибок, а также по культуре речи, ситуативные и проектную методику.
В ходе эмпирического исследования нами была проведена диагностика уровня развития речи старших школьников, которая показала, что большинство десятиклассников мало используют стилистически окрашенные единицы в своей речи, путают значение многих слов и их формулировку. Что подтверждается результатами диагностического исследования. В связи с этим нами был разработан комплекс упражнений, который предполагает систематические занятия на развитие речи на уроках русского языка в старшей школе. Данный комплекс включает в себя три этапа работы, которые постепенно усложняются, что позволяет детям углубить свои знания.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ
1.1 Значение занятий по развитию речи на уроках русского языка в старших классах
Развитие речи в старшей школе имеет важное общеобразовательное значение. Знакомясь с основными понятиями и совершенствуя разнообразные речевые умения, ученики расширяют свой кругозор, развивают познавательные способности. В процессе таких занятий воспитывается языковой вкус, развивается чувство языка, чувство стиля. Все это способствует повышению общего культурного уровня учащихся и лучшему усвоению всех школьных предметов, так как именно при изучении разных предметов у учащихся формируется собственный, индивидуальный стиль речи.
Развитие речи на уроках русского языка в старшей школе имеет и большое воспитательное значение. Во-первых, при знакомстве с различными стилистическими средствами языка учащиеся не просто получают представление о его богатстве, но и проникаются любовью и уважением к русскому языку. Во-вторых, выбор дидактического материала для работы по развитию речи предполагает необходимость обращения к произведениям, в первую очередь к тем, которые входят в школьную программу и дают реальную возможность использовать их в воспитательных целях [3, 391].
Таким образом, в процессе развития речи на уроках русского языка в старшей школе важно закрепить умения и навыки владения не только нормами русского литературного языка вообще, но и языковыми нормами, характерными для различных стилей, а также ситуаций общения. Если владение системой знаний создает основу для понимания богатства всей системы языка, то владение системой стилистических и грамматических умений дает возможность учащимся сознательно и целенаправленно использовать эти богатства в практических целях.
Важным условием эффективного развития речи на уроках русского языка в старшей школе является такой подход к изложению основных теоретических сведений и к овладению стилистическими и грамматическими нормами, лежащими в основе развития соответствующих умений, который позволил бы дать учащимся представление о речи как об известной системе, находящейся в определенных отношениях с системой языка в целом.
Развитая речь характеризуется такими интеллектуальными действиями, в основе которых лежит анализ условий и путей выбора тех или иных языковых средств в зависимости от назначения и целей коммуникации [14, 35].
Главным критерием отбора языковых средств (нейтральных, общеупотребительных и стилистически окрашенных) является соответствие их данной ситуации, целям и условиям общения. Отсюда основным путем развития речи у старших школьников является сознательное употребление языковых средств, что, в свою очередь, зависит от степени владения соответствующими понятиями и развития языкового чутья [15].
Определение целесообразности, мотивированности использования языковых средств на всех этапах обучения требует постоянной активной работы мышления.
Уровни развития речи у старших школьников могут отличаться степенью сложности, характером процесса усвоения, принципами вычленения и другими параметрами, в результате чего они могут быть разделены на две группы: простые и сложные. К уровню первой группы относятся такие умения, которые формируются параллельно с изучением основных разделов науки о языке; умения второго уровня (сложные) ориентированы на построение текста. Назначение умений первого уровня — способствовать развитию у старших школьников стилистической зоркости: определять, видеть и узнавать стилистические средства, соотносить их со сферой преимущественного употребления. При изучении соответствующих разделов курса русского языка учащиеся овладевают умением определять и классифицировать стилистическую и эмоционально-оценочную окраску слов, функции грамматических форм на готовом материале, устанавливать и мотивировать целесообразность использования общеупотребительных и стилистически отмеченных средств, умением решать и составлять разнообразные по характеру речевые задачи.
Приобретенные умения составляют основу более сложных умений, основным назначением которых является построение связного высказывания, относящегося к определенному стилю, жанру и ситуации [16, 35].
Учитывая емкость понятия «развитие речи», иерархичность его компонентов, взаимодействие с другими видами умений (общедидактических, стилистических, учебно-языковых), можно представить его структурный состав:
— оперативное определение старшими школьниками условий общения — быстрота и правильность учета внелингвистических (экстралингвистических) факторов (когда, где, кому, что);
— основные цели и содержание конструируемого во внутренней речи текста;
— организация «коммуникативного ядра», в процессе которого происходит актуализация знаний по стилистике (исходный набор слов, фраз, правил их сочетания, способность правильно соотносить знания по речевому развитию с объективной речевой ситуацией);
— осуществление постоянного контроля и самоконтроля за правильностью речевого оформления, в задачу которого входит обеспечение обратной связи.
Развитие речи старших школьников в процессе обучения русскому языку находится в тесной связи с проблемой развития их познавательных способностей [16, 36].
Высокопродуктивная мыслительная деятельность учащихся тесно связана с постановкой таких учебных задач, процесс решения которых характеризуется большим умственным напряжением, требующим от старших школьников самостоятельного поиска, рассуждений, доказательств [22, 85].
Таким образом, занятия по развитию речи в курсе русского языка имеет важное знание для общего развития старшего школьника. Выбор стилистических и языковых средств подразумевает развитие познавательных навыков, мыслительного процесса, самостоятельности. Кроме этого, изучение стилистических и языковых норм формирует чувство стиля, языка, а также выполняет воспитательную функцию.