Курсовая с практикой на тему Система работы по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ 5
1.1 Особенности развития фонематических процессов в онтогенезе 5
1.2 Определение, структура, признаки ФФНР 20
1.3 Готовность к обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте 27
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ 31
2.1 Принципы, организация и методика логопедического обследования, анализ результатов 31
2.2 Содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонематических представлений у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на занятиях по обучению грамоте 37
2.3 Особенности организации логопедом занятий по обучению грамоте с детьми с ФФНР 44
Вывод по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Введение:
Речевая деятельность ребенка представляет собой сложную форму деятельности, в функционировании которой принимает участие большое количество компонентов: сенсорные анализаторы (слух, зрение, кинестетическая и проприоцептивная чувствительность), фонематическое восприятие, моторные действия и др. Нарушение любого из компонентов речевой деятельности влечет за собой те или иные нарушения в ее функционировании и развитии [8].
Фонематическое восприятие представляет собой значимую составляющую в развитии речевой деятельности. Именно на основе фонематического восприятия ребенок учится распознавать и дифференцировать различные звуки, в том числе сходные по произношению, в своей и чужой речи, что позволяет правильно понимать говорящего. Кроме того, развитое фонематическое восприятие является основой слухового контроля за правильностью и понятностью собственной речи. Наконец, фонематическое восприятие имеет важное значение в процессе овладения ребенка письмом и чтением [8]. На занятиях по обучению грамоте имеет большое значение уровень речевого развития ребенка: должны быть сформированы все ее компоненты, в том числе большое значение имеет фонематическая сфера. Нарушения в развитии речи, как правило, характеризуются той или иной степенью нарушения фонематического восприятия.
Одним из довольно часто встречающихся нарушений является фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Данное состояние может диагностироваться у детей с разными речевыми патологиями: дизартрией, ринолалией, некоторыми формами дислалии.
Хотя данная патология и не относится к тяжелым нарушениям речи, однако, она оказывает специфическое влияние на развитие и формирование всех сфер жизни ребенка, и также, как любое другое нарушение речи требует своевременной логопедической коррекции.
Тем не менее отмечается увеличение количества дошкольников, имеющих те или иной уровень фонетико-фонематического недоразвития речи, что обуславливает особый подход в организации работы по обучению грамоте с детьми данной категории.
Проблеме фонетико-фонематического недоразвития речи уделяли внимание такие исследователь, как Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше, Т.А. Ткаченко, Белякова Л.И., Усанова Н.О., Гаркуша О.Ф и др.
Цель исследования: выявить особенности организации работы по обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования: обучению грамоте старших дошкольников.
Предмет исследования: содержание работы по обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности развития дошкольников с ФФНР;
2. Провести логопедическое обследование старших дошкольников с ФФНР;
3. Описать условия, принципы и содержание коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте старших дошкольников с ФФНР.
Гипотеза: логопедическая коррекционная работа по преодолению недостатков развития фонематических процессов у детей с ФФНР способствует более качественному освоению программного содержания по обучению грамоте.
Методы исследования: анализ научной литературы, логопедическое обследование фонематических процессов (методика Е. Ф. Архиповой), качественный и количественный анализ полученных данных.
Заключение:
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Анализ научной литературы показал, что исследователи и практикующие логопеды признают значимость фонематических процессов в формировании речевой деятельности, а также в освоении письменной речи.
К фонематическим вопросам можно отнести такие процессы, как фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ.
Все названные процессы имеют значение в освоении ребенком звукопроизношения, освоении навыков дифференциации фонем, что позволяет овладеть смыслоразличительной функцией фонем. Кроме того, высокий уровень развития фонематических процессов имеет большое значение в освоении навыков письма, которое строится на фонетическом принципе.
Ученые отмечают, что в норме развитие фонематических процессов начинается в самого начала жизни ребенка. Уже маленький ребенок демонстрирует реакцию на звуковые раздражители, затем он осваивает умение выделять из множества звуков голос матери, затем учится различать речевые и неречевые звуки. Постепенно формируется способность различать изолированные фонемы, определять фонемы в начале слова, в середине и в конце. Наконец, в норме к завершению дошкольного возраста ребенок осваивает полностью способность дифференцировать все фонемы родного языка, проводить элементарный звуковой анализ и синтез, различать фонемы, слоги и слова, в состав которых входят близкие по произношению фонемы.
Дошкольники с ФФНР характеризуются определенной спецификой развития фонематических процессов: как правило, этот процесс происходит медленней и характеризуется определенными нарушениями.
Для выявления уровня развития фонематических процессов старших дошкольников нами было проведено эмпирическое исследование, которое было направлено на установление уровня сформированности всех компонентов фонематических процессов.
В качестве диагностической методики была выбрана методика, разработанная Е. Ф. Архиповой. Проведенное диагностическое исследование подтвердило наличие нарушений фонематических процессов у старших дошкольников с ФФНР.
Логопедическая работа опирается на ряд принципов, которые характерны для обучения дошкольников, например, поэтапного формирования умственных действий, принцип доступности, «от простого к сложному» и др. Важным является принцип индивидуального подхода, так как каждый ребенок имеет индивидуальную структуру и глубину нарушений.
Нами были описаны упражнения и формы работы, которые целесообразно использовать в работе по формированию фонематического компонента у старших дошкольников на занятиях по обучению грамоте. Работу следует проводит систематически и регулярно, что способствует эффективному преодолению нарушений фонематических процессов старших дошкольников с ФФНР в процессе обучения грамоте.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
1.1 Особенности развития фонематических процессов в онтогенезе
В.К. Орфинская предлагает такое определение фонематической системы: фонематическая система — это система фонем языка, в которой каждый элемент характеризуется определенными смыслоразличительными признаками. В русском языке в качестве таких признаков выступают звонкость или глухость, твердость или мягкость, место образования, способ образования, участие нёбной занавески [32].
В зависимости от участия голосовых складок звуки дифференцируются на звонкие и глухие. По уровню напряженности средней части спинки языка звуки дифференцируются на твердые и мягкие. В зависимости от участия мягкого неба звуки дифференцируют на ротовые и носовые. По способу образования звуки дифференцируют на щелевые, смычные, смычно-проходные, дрожащие, аффрикаты. По месту образования звуки классифицируются на губные (губно-губные, губно-зубные) и язычные (переднеязычные, заднеязычные, среднеязычные).
Если фонемы дифференцируются одна от другой группой смыслоразличительных характеристик, то это звуки далекие, не похожие друг на друга. Если фонемы дифференцируются исключительно одной смыслоразличительной характеристикой, тогда их следует рассматривать, как близкие, оппозиционные [7].
Взрослый человек без труда воспринимает звучащую речь, как делящуюся не только на предложения, синонимы, слова, но и на фонемы. При этом, самым элементарным компонентом, воспринимаемым в устной речи, выступает слово. Именно слово — самостоятельная значимая единица. Слова