Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Система работы по коррекции фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретический аспект изучения проблемы фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР 5
1.2. Особенности фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях 21
2.1. Диагностика уровня фонематического восприятия детей с ОНР старшего дошкольного возраста 21
2.2. Система работы по коррекции фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 34

  

Введение:

 

Исследование механизмов речи, а также ее онтогенетического развития было осуществлено следующими учеными: Гвоздевым А.Н, Выготским Л.С., Элькониным Д.Б., Цейтлин С.Н., Исениной, Н.И. Жинкиным. Причины и формы нарушения речи, а также пути ее коррекции изучали Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, Л.Н. Ефименкова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, Т.Б. Флерина и многие другие. Учеными уделяли большое значение своеобразию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Фонематическое восприятие – это наиболее элементарный уровень распознавания тех или иных речевых высказываний. Под этим подразумевается учение дифференцировать и категориально идентифицировать все фонемы родного языка. Д.Б. Эльконин фонематическое восприятие определяет в качестве «слышания отдельных звуков в словах, а также умение выполнять анализ звуковой формы различных слов их проговаривании». Наиболее важную роль в овладении звуковой стороной языка играет фонематический слух – то есть способность к слуховому восприятию тех или иных звуков речи (или фонем) и способность различать фонемы в словах в их последовательности и близкие им по звучанию звуки.
Фонематическое восприятие формируется у детей в период от одного года до 4-х лет во время восприятия устной речи окружающих людей и при собственном произнесении слов в соответствии с воспринимаемыми образцами. Проговаривание слов – это важное условие обобщения и выделения дифференциальных признаков фонем, а также их закрепления в памяти. Для последующего развития фонематического восприятия особенно важно произвольное и сознательное выделение детьми отдельных звуков в словах, сравнение речевых звуков.
Механизм фонематического восприятия во время овладения письмом и чтением существенно перестраивается в ходе разложения слов на речевые звуки, составляющие их, соотношения звуков с буквами, а также формирования качественно новых звукобуквенных образов слов.
Таким образом, актуальность данного исследования объясняется, прежде всего, недостаточной разработанностью данной темы, а также необходимостью изучения особенностей фонематического восприятия детей и нахождения способов его коррекции на логопедических занятиях.
Проведенный анализ литературы дал возможность установить, что на сегодняшний день остается мало исследованной проблема средств и методов развития речи у детей с речевыми нарушениями, в частности, развитие фонематического восприятия, что определило выбор проблемы исследования.
Цель исследования: изучить особенности фонематического восприятия и разработать систему работы по коррекции фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2) подобрать и проанализировать диагностические методики, направленные на изучение особенностей фонематического восприятия старших дошкольников с ОНР;
3) провести диагностику среди старших дошкольников;
4) разработать систему работы по коррекции фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях;
5) проанализировать полученные результаты.
Гипотеза исследования: разработка и реализация системы работы по коррекции фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях, будет способствовать эффективному развитию фонематического восприятия дошкольников.
Объект исследования: фонематическое восприятие старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс формирования фонематического восприятия у старших дошкольников.
Методы исследования:
1. Теоретический (произведен анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования).
2. Тестирование (диагностика фонематического восприятия у старших дошкольников).
3.Формирующий эксперимент.
Методологическая основа: концепции Л.С. Волковой о детях с нарушениями речи, теория Р.Е. Левиной о специфике детей с системными речевыми нарушениями, исследования Г.Г. Голубевой о коррекции фонетической стороны речи дошкольников, рекомендации М.Ф. Фомичевой о воспитании и обучении детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи, методика исследования речи детей дошкольного возраста, Г.Ф. Чиркиной, методические положения по обучению грамоте детей с недоразвитием речи Л.Ф. Спировой, программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Т.Б. Филичевой.
База исследования:
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что на основе анализа специальной литературы и данных собственного исследования выявлены особенности развития фонематического восприятия детей с ОНР различной этиологии. Предложена и апробирована на практике методика на основе существующих стандартных методов по коррекции фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одной из актуальных проблем логопедии является повышение эффективности коррекционной логопедической работы по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Прежде всего, недоразвитие фонематического восприятия проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков, а также негативно влияет на формирование звукопроизношения. Р. Е. Левина считала, что «без достаточной сформированости фонематического восприятия невозможно достичь полноценных фонематических представлений, восприятия, слуха и фонематического анализа, и синтеза». Р. И. Лалаева и Н. В.Серебрякова обоснованно утверждают, что характерной особенностью фонематического восприятия детей с ОНР является невнятная, смазанная, непонятная для окружающих речь, отсутствие слухового контроля. Это усугубляется имеющимся у ребенка с ОНР нарушением фонематического анализа структуры слова, что влечет за собой неправильное произношение.
Цель данной работы: изучить особенности фонематического восприятия и разработать систему работы по коррекции фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях.
Для достижения поставленной цели мы выполнили следующие задачи:
1) изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2) подобрать и проанализировать диагностические методики, направленные на изучение особенностей фонематического восприятия старших дошкольников с ОНР;
3) провести диагностику среди старших дошкольников;
4) разработать систему работы по коррекции фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях;
5) проанализировать полученные результаты.
В практической части данного исследования нами была проведена диагностика особенностей фонематического восприятия старших дошкольников с ОНР. Мы выявили, что:
1. У детей выявлено недоразвитие фонематического восприятия. Они не различают звуки по звонкости-глухости, для дошкольников это сложнее, чем различение согласных по твердости – мягкости.
2. На формирование фонематического восприятия у дошкольников также влияют недостатки звукопроизношения и низкий уровень развития речевого внимания.
Для преодоления нарушений развития фонематического восприятия необходима целенаправленная коррекционная работа.
Тогда нами был разработан план коррекционно-развивающей работы по формированию фонематического восприятия старших дошкольников. По итогам исследования, мы можем сделать вывод, что проведение с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР системы коррекционной работы, вызовет положительную динамику в развитии всех компонентов фонематического восприятия. Таким образом, применение системы работы по коррекции фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях даст положительную динамику. Для получения стойкого положительного результата рекомендуется продолжать проведение систематической последовательной работы в этом направлении.
Таким образом, цель и задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический аспект изучения проблемы фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР

К пяти годам современный ребенок должен овладеть абсолютно всей системой родного языка: связно говорить; излагать свои мысли полными предложения, легко строить сложные развернутые предложения; пересказывать без труда сказки и рассказы. Такой малыш легко воспроизводит многосложные слова, правильно произносит все звуки. Его словарный запас насчитывает от трех до пяти тысяч слов. Другая картина наблюдается у детей при общем недоразвитии речи [26].
Общим недоразвитием речи называют сложное речевое расстройство, при котором у детей с первично сохранным интеллектом и нормальным слухом отмечается более позднее начало развития речи, аграмматизм, скудный запас слов, дефекты фонемообразования и произношения, что указывает на системное нарушение практически всех компонентов речевой деятельности [21]. Общее недоразвитие речи обычно имеет разную степень выраженности: от совершенно полного отсутствия каких-либо речевых средств общения до развернутой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития.
По степени тяжести проявления того или иного дефекта выделяют четыре уровня недоразвития речи. Первые три уровня описаны и выделены Р.Е. Левиной, четвертый уровень представлен в исследованиях Т.Б. Филичевой [28]. Каждый уровень характеризуется конкретным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, которые задерживают формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому обычно характеризуется появлением совершенно новых речевых возможностей [23].
Первый уровень речевого развития. Крайне ограничены речевые средства общения. Активный словарь детей преимущественно состоит из небольшого числа нечетко произносимых слов, звуковых комплексов и звукоподражаний. Широко используются мимика, указательные жесты. Дети пользуются каким-то одним комплексом для обозначения действий, качеств, предметов, жестами и интонацией, обозначая разницу значений.
В зависимости от ситуации лепетные образования можно расценить в качестве однословных предложений. Дифференцированное обозначение действий и предметов практически отсутствует. Названиями предметов заменяются названия действий (открывать – «древ» (дверь), и наоборот — названия предметов меняют на названия действий (кровать – «пат»). Присуща многозначность используемых слов. Небольшой словарный запас отражает воспринимаемые явления и предметы.
Дети в своей речи не используют морфологические элементы для того, чтобы передать грамматические отношения. Больше всего употребляются корневые слова, которые лишены флексий. «Фраза» состоит из лепетных элементов, что последовательно воспроизводят ситуацию, обозначаемую ими, с привлечением объясняющих жестов. Абсолютно каждое используемое в подобной «фразе» слово содержит многообразную соотнесенность и вне какой-либо конкретной ситуации не может быть понятно.
Если исключить признаки, ориентирующие на ситуацию, дети оказываются неспособными различить формы множественного и единственного числа существительных, формы женского и мужского рода, прошедшего времени глагола, не понимают значение предлогов. Во время восприятия обращенной речи лексическое значение оказывается доминирующим.
Звуковая сторона речи всегда характеризуется фонетической неопределенностью. Наблюдается нестойкое фонетическое оформление. Диффузный характер носит произношение звуков, что обусловливается неустойчивой артикуляцией, а также низкими способностями их слухового распознавания. Количество дефектных звуков может быть намного больше, чем произносимых правильно. В произношении наблюдаются противопоставления типа: гласные – согласные, ротовые – носовые, некоторые взрывные – фрикативные. Фонематическое же развитие находится лишь в зачаточном состоянии.
Задача выделения каких-то отдельных звуков для ребенка, которому присуща лепетная речь, в познавательном и мотивационном отношении невыполнима и непонятна. Отличительной чертой речевого развития на этом уровне является ограниченная способность воспроизведения и восприятия слоговой структуры слова.
Второй уровень развития речи. Переход к нему охарактеризован возросшей речевой активностью ребенка. Общение происходит с помощью использования постоянного, хотя все еще ограниченного и искаженного запаса обиходных слов. Обозначаются дифференцировано названия действий, предметов, отдельных признаков. На данном уровне возможно использование местоимений, а иногда союзов, простых предлогов в элементарных значениях. Дети способны ответить на некоторые вопросы по картине, которые связаны с семьей или знакомыми событиями окружающей жизни.
Отчетливо проявляется речевая недостаточность во всех компонентах. Дети используют лишь простые предложения, состоящие из двух или трех, а в редких случаях — из четырех слов. Словарный запас в значительной мере отстает от возрастной нормы: наблюдается незнание многих слов, которые обозначают части тела, животных и их детенышей, мебель, профессии, одежду. Характерны ограниченные возможности при использовании словаря признаков, действий, предметного словаря. Дети не знают названий цвета, предмета, его размера, формы, заменяют слова близкими по смыслу.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы