Курсовая с практикой на тему Система работы по изучению геометрических фигур в специальной школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Основные аспекты содержания и методики изучения геометрических фигур в специальной школе 5
1.1. Особенности обучения учащихся специальной школы 5
1.2. Значение и задачи изучения геометрических фигур в специальной школе 8
Глава 2. Методические аспекты изучения геометрических фигур в специальной школе 12
2.1. Применение различных методов и приёмов изучения геометрических фигур в специальной школе 12
2.2. Методические рекомендации по организации изучения геометрических фигур в специальной школе 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Введение:
Актуальность исследования. В ходе образовательного процесса по математике дети, обучающиеся в специальной (коррекционной) школе должны получать и арифметические знания, а также и знания из геометрии. Постепенное развитие знаний в области математики обладает корректирующим воздействием на слабые стороны в психической деятельности учащихся, способствует формированию разных аспектов восприятия и мыслительной деятельности. Поэтому и оказывает действие на всю познавательную систему в целом.
Исследование геометрических элементов в специальной (коррекционной) школе обладает большим значением для учеников, потому что за счет этого развивает довольно общую систему геометрических представлений, что оказывает содействие на обогащение знаний в области математики. Анализ данного раздела в математике дает возможность развивать у учащихся специальной школы пространственных и геометрических представлений, а также понятий, чертёжных, графических и измерительных умений и навыков.
Во многих исследованиях указывается, что представления о пространстве и уровень развития воображения недостаточны у учащихся специальной школы. В ходе исследования материала по геометрии учащиеся обучаются абстрагированию от параметров определенных предметов, сравнивания и сопоставления геометрических фигур, отвлекаясь от несущественных параметров сопоставляемых форм, обучаются дифференциации и классификации геометрических фигур и тел, в итоге у них формируются коммуникационные способности. Все это способствует развитию приемов интеллектуальной деятельности, исправлению отсутствия пространственного представления, стимулирует познавательную активность учащихся, формирует практическое ориентирование в окружающей действительности, пополняет словарный запас, формирует речевые навыки, другими словами выполняет коррекционно-развивающую роль в образовательном процессе.
Знакомство с геометрическим материалом обеспечивает учеников практическими умениями измерений, рисования и конструирования любой геометрической фигуры с использованием разных инструментов для черчения и измерения, что помогает им лучше подготовиться к обычной жизни, освоить различные виды профессиональной работы, адаптироваться к современным производственным условиям.
Знание, получаемое учениками в процессе изучения геометрии, не только пополняет их жизненный опыт, но также пополняет математическое мировоззрение. Вместе с тем, такое знание играет особую роль в ходе коррекции состояния учащихся и восполнения, имеющихся у них недостатков в развитии, в ходе интеллектуального и эмоционально-чувственного развития учеников, подготовки их к социально-полезной деятельности, к социальной адаптации и реабилитации. Следовательно, на структуру геометрического материала в содержании образовательной программы специальной школы влияет целый ряд различных факторов.
Обладание геометрическими знаниями оказывает содействие наиболее результативному знакомству с трудом, рисованием, черчением, физической культурой, естествознанием, географией.
В настоящее время накоплен теоретический и практический опыт по формированию знаний и умений у учащихся специальных школ, а работы по изучению геометрических фигур в специальных школах представлено не так много. Исходя из всего вышеперечисленного, можно отметить, что тема работы является актуальной.
В соответствии с этим появляется проблема исследования: какова методика изучения геометрических фигур в специальной школе.
Объект исследования – обучение учащихся в специальной школе.
Предмет исследования – система работы по изучению геометрических фигур в специальной школе.
Цель исследования – теоретически обосновать значение изучения геометрических фигур в специальной школе и разработать методические рекомендации по организации изучения геометрических фигур в специальной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности обучения учащихся специальной школы.
2. Рассмотреть значение и задачи и изучения геометрических фигур в специальной школе.
3. Представить методы и приёмы изучения геометрических фигур в специальной школе.
4. Разработать методические рекомендации по организации изучения геометрических фигур в специальной школе.
Теоретической основой исследования являются результаты теоретических и практических исследований:
в области теории и методики обучения математике (В.А. Далингер, В.А. Крутецкий, Л.Г. Петерсон, И.М. Бгажонкова и др.);
в области специальной педагогики и психологии, раскрывающих своеобразия развития обучающихся специальной школы и их нарушения (В.В. Воронкова, Г.И. Данилкина, Р.И. Лалаева, М.Ф. Феофанов, А.К. Аксенова, М.Ф. Гнездилов, С.И. Комская, В.А. Лапшин, Н.В. Павлова, В.Г. Петрова, А.И. Федченко).
Методы исследования:
анализ, изучение и обобщение научно-методической литературы;
анализ, изучение и обобщение психологической и педагогической литературы;
синтез;
систематизации;
обобщение.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Специальные школы – это школы, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями или ограниченными возможностями.
В специальных школах проводится ряд мероприятий для удовлетворения потребностей учеников. Сюда могут входить логопеды, физиотерапевты, школьные медсестры, учителя-специалисты по плаванию. Многие школы также имеют специальные ресурсы и оборудование, которые редко доступны в обычных школах, такие как терапевтические бассейны, сенсорные комнаты и адаптированное игровое оборудование на открытом воздухе.
Программа специального образования должна быть адаптирована к потребностям каждого учащегося. Специальные педагоги предоставляют целый ряд услуг, в рамках которых учащиеся с различными формами инвалидности получают различные уровни поддержки в зависимости от их индивидуальных потребностей. Крайне важно, чтобы программы специального образования были индивидуализированы, чтобы они учитывали уникальное сочетание потребностей конкретного учащегося. Классы в специальных школах обычно меньше по размеру, и обучение ориентировано на индивидуальные потребности и способности учеников. За успеваемостью детей внимательно следят во всех областях, а не только за их уровнем образования, и учителя, как правило, прекрасно понимают потребности учеников.
Математика – один из важных уроков в школе. Изучение математики считается очень важным базовым образованием, поскольку математические навыки необходимы в любом образе жизни. Математика изучается на всех уровнях образования. Математика, изучаемая в школы, включает в себя арифметику, алгебру, геометрию, многие другие разделы. Математический аспект в геометрии связан с изучением разностных форм.
Стоит отметить, что навыки, которые считаются необходимыми для учащихся специальной школы, – это критическое мышление, творчество, общение, решение проблем, логические аргументы, перспектива и сотрудничество, прививаются через изучение геометрии. В соответствии с этим геометрия применима и актуальна для работы в повседневной жизни, других предметов в учебной программе специальной школы, таких как наука, искусство и технология. Исследования показывают, что геометрия способна привить учащимся специальной школы необходимые жизненные навыки, она предлагает богатую основу визуализации для понимания арифметических, алгебраических и статистических концепций.
Геометрия не только развивает познавательные способности учащихся, но и формирует конкретное мышление в абстрактное. Геометрия помогает ученикам анализировать и интерпретировать окружающий мир, а также вооружает их инструментами, которые они могут применять в других областях математики. Геометрия – один из самых трудных материалов для учеников. Учащиеся должны уметь визуализировать картину, фигуру и знать виды фигур.
Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута, а задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Основные аспекты содержания и методики изучения геометрических фигур в специальной школе
1.1. Особенности обучения учащихся специальной школы
Образовательный процесс является сложной, многокомпонентной и многовариантной структурой, и в то же время целенаправленной и управляемой системой. Коллективная и скоординированная деятельность педагогов и учеников является обязательным условием для благополучной работы образовательного процесса. Отношения и связи между педагогом и учениками в образовательном процессе посредничают с такими составляющими, как структура дисциплины, методики и средства образования [3].
Для детей, которые учатся в специальных (коррекционных) школах, основным общим признаком являются нарушения в разных формах познавательной активности. Образование в специальных школах должно обладать коррекционно-развивающим характером. Исправлению предусмотрены и недоразвитость психофизического состояния, общее для каждого учащегося в специальной школе, но также недоразвитость, характерная для каждого отдельного взятого ребенка (индивидуальный тип коррекции). В одном классе могу быть несколько детей, которым требуются различные индивидуальные меры коррекции.
Специальные (коррекционные) учреждения создаются с целью воспитания детей с различными отклонениями для исправления отклонений в их развитии за счет воспитания и трудового обучения. А также для социально-психологической реабилитация с целью последующего интегрирования таких детей в социум [2].
Все дисциплины объединены в несколько блоков – образовательный и коррекционно-развивающий. Основной план включает основной перечень общеобразовательных предметов: родной язык (чтение, письмо), математику, биологию, географию, историю, изо, пение и музыку, физкультуру, труд, обществознание.
Специальные школы не нацелены на цензовое обучение, следовательно, содержание учебного плана рассчитано на удовлетворение способностей учеников и отлично от содержания, которое изучается учениками в обычных школах. В содержание учебного плана кроме того включается перечень специальных предметов: социальная направленность, занятия по ритмике, формирование навыков в устной речи на базе изучения объектов и явлений в окружении, которые обладают коррекционной направленностью.
Коррекционный блок включает: логопедическую коррекцию, физиотерапию, формирование психомоторной и сенсомоторной функции.
Вместимость класса в специальной школе должна быть не больше чем 12 детей. Длительность проведения занятия составляет 40 минут, а для первых классов – 30-35 минут. Для учеников вторых классов рекомендуется комбинированный урок с применением крайних десяти минут с целью устранения усталости, включающие такие виды деятельности, как чтение художественных книг, настольные игры, изучение комплекса физических упражнений и многое другое [4].
В результате нарушений психофизического развития учащиеся специальных (коррекционных) школ быстрее устают, отвлекаются от основной цели урока, когда он однообразен. Необходимо постоянно менять и варьировать компоненты урока и методы межличностного общения учитель-ученик и ученик-ученик.
Уроки в специальной школе должны строиться в соответствии со смешанным и комбинированным типом, это связано с тем, что учащиеся с наличием определенных отклонений в своем развитии не в силах осваивать информацию большими «дозами». Любая из таких «доз» с новым материалом нуждается в немедленном закреплении в активной, практической форме с использованием определенного упражнения. На каждом из этапов урочной деятельности требуется поэтапный, зачастую личный контроль освоения содержания темы и определение трудностей. На любом из уроков требуется принимать во внимание личный опыт учеников, потому что легче, лучше, проще усваивается тема, если она основана на личных переживаниях.
Учение в специальных школах может быть охарактеризовано медленным темпом, что отвечает медленных течением психических процессов. Требуется проводить повторения во время тренировки на каждом этапе урочной деятельности. В процессе обучения следует в наибольшей степени полагаться на наиболее сформированные возможности учащегося, и преодолевать в связи с этим общую недостаточность его умственного развития. Упрощение знаний, умений и навыков на основании возраста и психофизических возможностей ребенка также должно учитываться при построении образовательного процесса в специальной школе [11].
Все содержимое, которое педагог передает ученикам, должно быть доступно и понятно им. Лишь в данном случае оно может быть осознанно освоена и будет обладать развивающим характером, а, соответственно, обеспечивать коррекционное воздействие. Материал, который слишком сложен для осознания учениками, будет заучиваться механическим методом, что впоследствии не предоставит положительного эффекта на образовательный процесс, а только лишь сформирует привычку по запоминанию информации, не думая о ее сущности.
Стоит отметить, что наглядность в образовательном процессе обладает большим значением.
Дети, которые проходят обучение в специальных школах, обладают по большей части конкретно-образным мышлением. Это тоже самое, что и у нормального ребенка младшего возраста, мысли о формах, цветах, звуках, ощущениях вообще. Однако, в отличие от нормально развивающегося ребенка, такие дети, особенно в младших классах, имеют очень ограниченный круг представлений об объектах и явлениях окружающего мира. Чувственная практика, являющаяся основой обучения и с которой начинается путь к абстрактно-логическому мышлению, была ограничена для них еще до школы. Наглядность в обучении помогает развить у детей наблюдательность, обогатить их яркими образами, которые затем становятся элементами мышления. Это одно из условий сильного и сознательного усвоения учебного материала, коррекции мышления и речи учащихся. Важно сочетать наглядность с практической деятельностью. Поэтому урок часто заканчивается тем, что дети изображают изучаемый предмет в лепке, рисовании или учитель организует их работу по изготовлению наглядных пособий, которые впоследствии используются на уроке.
Наглядные пособия должны быть дифференцированными, содержащими самые основные признаки объекта и, по возможности, без дополнительных несущественных деталей, которые часто отвлекают внимание учащихся от основной цели, которую учитель достигает при использовании этих средств. Иллюстрации должны быть большими, доступными и реалистичными. Важно заранее определить, на каком этапе урока, какая видимость нужна, и какая работа с ней будет проделана. Вы не должны отображать всю выбранную видимость сразу, вам нужно демонстрировать ее последовательно [9].
В процессе обучения необходимо добиться твердого усвоения знаний, полученных ребенком, прежде чем переходить к новому материалу. Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности с запоминанием учебной информации, особенно если она не подкреплена наглядными доказательствами и не связана с практической деятельностью. В связи с этим возрастает роль повторения и закрепления различных видов деятельности детей, что побуждает их вспоминать и воспроизводить учебную информацию или практические действия. Например, начальные упражнения проводятся под руководством учителя, он исправляет ошибки, далее объясняет то, что ученики недостаточно поняли. По мере того как они овладевают правилом, их независимость возрастает.
Учителю необходимо знать общие особенности мышления, внимания, памяти, воли и т. д. свойства той или иной группы учащихся, объяснять новое и быть уверенным в том, что учащиеся способны понять и усвоить содержание урока. Каждый ученик обладает индивидуальными свойствами, он мыслит, переживает. Работает в соответствии со своими личностными особенностями характера, темперамента, ума.
Развитие умственно отсталых учащихся без коррекции их мышления и нарушения психофизических функций не может быть достаточно успешным. Поэтому обучение в коррекционной школе носит коррекционно-развивающий характер. Однако развивающую направленность обучения следует отличать от коррекционной. В процессе коррекции всегда происходит развитие умственно отсталого ребенка, но развитие может не быть связано с коррекцией.