Курсовая с практикой на тему Система профессионально-ценностных ориентаций современного учителя
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО
УЧИТЕЛЯ.. 6
1.1. Категории «ценность» и
«ценностные ориентации» в педагогических исследованиях. 6
1.2. Сущность, структура и
содержание профессионально-ценностных ориентаций 8
1.3. Изменения
профессионально-ценностных ориентаций учителя в условиях современного
образования. 10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ. 12
2.1. Процедура и методы
исследования. 12
2.2. Анализ результатов
исследования. 16
2.3. Программа формирования
профессионально ценностных ориентаций современного учителя. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ИСТОЧНИКОВ.. 28
Введение:
Актуальность
темы исследования. Социально-экономические преобразования, происходящие в
России, обусловили изменения всей системы образования, и особенно,
профессионального образования. Перемены в образовательной сфере поставили на
повестку дня новые многочисленные проблемы, связанные с качественной
подготовкой специалистов с педагогическим образованием и обретением ими
необходимых профессионально значимых качеств и развитием ценностей
профессионального плана. Поэтому одной из главных проблем развития личности
специалиста является освоение ценностно-ориентированного подхода к отбору
содержания образования, если оно подкрепляется адекватными изменениями в
системе ценностных ориентаций личности специалиста.
Каждый
человек за свою жизнь много раз побывает и в роли ученика, воспитанника, и в
роли учителя, воспитателя (преподавателя, наставника, инструктора и т.п.).
Поэтому профессия педагога — одна из древнейших в мире. Сейчас педагогами
называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально
занимающихся педагогической деятельностью, т.е. вопросами воспитания,
образования и обучения. Здесь следует обратить внимание на слово
«профессионально». Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально,
а непрофессионально этой деятельностью занимаются почти все люди. Между тем
трудно представить себе другую деятельность, столь же разнообразную и столь же
требовательную к качествам и возможностям исполнителя. Требования к педагогу
определяются не только большой важностью, но и редким своеобразием
педагогической деятельности.
Проблема
исследования — развитие ценностных ориентаций у будущих педагогов, недостаточно
раскрыта, а в психолого-педагогических исследованиях и вследствие этого пока
еще не создана убедительная теория, которая рассматривала бы становление
личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. Отсюда происходит
неправомерное смещение внимания в сторону профессиональной компетентности
педагогов в ущерб профессиональным личностным ценностям будущих специалистов.
Цель
исследования – анализ системы
профессионально-ценностных ориентаций учителя.
Объектом
исследования является процесс развития ценностных ориентаций в профессиональной
подготовке учителя.
Предмет
исследования – система профессионально-ценностных ориентаций учителя.
Гипотеза
исследования: учет профессионально-ценностных ориентаций учителя будет
способствовать более успешной профессиональной подготовке педагога.
Поставленная
цель предполагает решение следующих задач исследования:
1.
Охарактеризовать категорию «ценность» и понятие «ценностные ориентации» в
педагогических исследованиях.
2.
Рассмотреть сущность, структуру и содержание профессионально-ценностных
ориентаций.
3. Выделить
и экспериментально изучить особенности развития ценностных ориентаций у будущих
педагогов.
4.
Определить принципы формирования профессиональных ценностных ориентаций у
будущих учителей, разработать и реализовать программу психологического
практикума, направленного на развитие ценностных ориентации.
Для решения
поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение с последующим анализом и
интерпретацией полученных данных, беседа; метод математической обработки
полученных результатов.
Практическое значение работы состоит в том, что ее
материалы и результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях,
посвященных заявленной проблематике.
Структура исследования обусловлена
его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка использованной литературы.
Заключение:
Изменения в социально-экономической,
научно-технической, демографической, экологической, социокультурной среде
российского общества с одной стороны, и интеграция РФ в мировое образовательное
пространство с другой – требуют постоянного совершенствования национальной
системы образования, поиска эффективных путей повышения качества
образовательных услуг, апробации и внедрения инновационных педагогических
систем.
Таким образом, современное развитие
системы образования в рассматриваемом направлении требует, на наш взгляд,
осуществления практико-ориентированных психолого-педагогических исследований,
выяснения новых концептуально-методологических подходов; разработку на основе
компетентностного подхода и норм психофизического развития ребенка
педагогических технологий, связанных с диалогизацией обучения, гармонизирующим,
здоровьесберегающим обучением относительно всех направлений работы
общеобразовательного учреждения. Не осталась в стороне и организация
профориентационной работы, целью которой является формирование готовности
самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать
перспективы своего профессионального, жизненного и личностного развития.
Следует определить, что проблема
активизации школьников в профессиональном самоопределении является, прежде
всего, вопросом развития их как активных субъектов учебной, трудовой
деятельности и общения. Перед всеми участниками воспитательно-образовательного
процесса в школьном учреждении – педагогами, психологом, менеджерами
образования, стоит задача активизировать самопознание школьниками своих
индивидуальных особенностей; развивать функцию самооценки, сравнивая
представления о самом себе с представлением о необходимом уровне развития
профессионально важных качеств в желаемой деятельности, развивать у учащихся
стремление к саморазвитию. Кроме того, важно научить школьников анализировать
ситуацию в период выбора профессии, и выделять условия современной среды, рынка
труда, которые постоянно меняются.
Проведение методики
психолого-педагогического проектирования профориентационной работы
координируется за счет утвержденного плана работы методического объединения
педагогов дополнительного образования, проводящих работу среди учащихся 10-11
класса общеобразовательной средней школы. Данный план отражает в себе четыре
этапа.
На первом, подготовительном, этапе
выясняются организационные и методические возможности реализации методики
психолого-педагогического проектирования профориентационных мероприятий в
воспитательной работе педагога дополнительного образования учеников старших
классов. На этапе разработки проекта систематизируются с помощью
графически-аналитического метода результаты диагностики, которые являются
основой для выявления необходимых форм и методов профориентационной работы
педагога дополнительного образования. На этапе контроля качества реализации
проекта согласуются организационные вопросы его проведения, утверждается у
руководства учебного заведения годовой план воспитательной работы педагога
дополнительного образования. Содержание четвертого этапа заключается в
реализации психолого-педагогического проекта в профориентационной работе
педагога дополнительного образования и анализе его влияния на сформированность
профессионального самоопределения учащихся.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ 1.1. Категории «ценность» и «ценностные ориентации» в
педагогических исследованиях
XX век
вывел проблему осмысления ценностей человеческого бытия на первый план научного
познания, ознаменовав тем самым современный, аксиологический, этап развития
науки. Однако ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним
из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и
психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей
знания.
Ш. Шварц
и У. Билски выдвинули гипотезу о наличии ограниченного числа «универсальных
мотивационных типов»—«доменов», различающихся между собой «типом цели», или
доминирующей ценностью. Ими были выделены десять таких «доменов», фактически
представляющих собой различные типы ценностных ориентации личности. Каждому
«домену» соответствует та или иная ведущая терминальная ценность —
саморегуляция, полнота ощущений, гедонизм, достижение успеха, власть,
безопасность, конформность, поддержание традиций, благополучие группы,
благополучие всех людей в целом.
Указанные
ценности, определяющие соответствующую «мотивационную тенденцию», могут быть
противоречащими друг другу. Исходя из этого, Ш. Шварц и У. Билски выделяют
следующие дихотомии ценностей:
1.
Ценности сохранения (безопасность, конформность, традиции)—ценности изменения
(полнота ощущений, саморегуляция).
2.
Ценности самоопределения (благополучие группы и человечества в целом) —
ценности самовозвышения (власть, достижение, гедонизм) [29].