МОП: Методика обучения русскому языку Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Система повторения при изучении одной из тем школьного курса русского языка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

Введение. 3

Глава 1. Современный урок и теоретическое исследование вопросов проектирования урока русского
языка. 6

1.1. Урок как целостная система. 6

1.2. Специфика проектирования и анализа современного
урока русского языка  10

Глава 2. Практические
аспекты проведения уроков повторения по русскому языку
  16

2.1. Подготовка учителя к
урокам повторения
. 16

2.2. Урок повторение по русскому языку в 9 классе как
результат учебной деятельности учащихся. 22

Заключение. 27

Список используемой литературы.. 30

 

  

Введение:

 

 

Актуальность работы. Русский
язык занимает первое место в системе учебных дисциплин, ведь он является не
только объектом изучения, но и средством обучения, так как именно на уроках
русского языка учащиеся приобретают нужные умения и навыки, при помощи которых
они овладевают знаниями по другим предметам. Этим объясняется первостепенность
и необходимость изучения русского языка.

За
последнее время, к сожалению, у школьников можно наблюдать резкое снижение
интереса к урокам русского языка, нежелание учеников повышать грамотность и
культуру речи, расширять свой кругозор.

В
настоящий период времени главная проблемой, которая волнует всех педагогов
заключается в повышении эффективности урока русского языка как основной формы
обучения и воспитания учащихся.

Многое
изменить по отношению детей к учению способен творческий подход педагогов к
подготовке и проведению уроков.

В
целях активизации учеников, развития интереса, побуждения их к приобретению
знаний педагогу нужно вводить в практику работы разные формы уроков – их
занимательные разновидности, создавая в итоге нетрадиционные уроки.

Важное место в ходе обучения отводится повторению
изученного материала. Верное организованное повторение является одним из
факторов, которые будут способствовать интеллектуальному развитию учеников,
достижению ими прочных и глубоких знаний.

Без сохранения приобретенных знаний, без умения
применить пройденный материал в нужный момент изучение нового материала не даст
надлежащего эффекта.

В ходе повторения учебного материала дети развивают
умения классифицировать, сравнивать, анализировать языковые явления. При этом
вырабатываются логика мышления, гибкость ума, развивается память.

Повторение учебного материала проходит во время всего
учебного процесса: при изучении новых понятий, при закреплении изученного
ранее, при организации самостоятельной работы, при проверке знаний учащихся и
т. п.

Структура программы курса русского языка предполагает непрерывное
обращение к изученному ранее материалу. Однако, только правильно
организованное, систематическое повторение способствует наиболее прочному
усвоению материала и результативному обучению.

Возвращение к пройденному материалу преследует две
цели: окончательное освоение программного материала и его закрепление в памяти обучающихся.

Для правильной организации повторения нужно определить

— материал, который подлежит повторению (Что
повторять?),

— методы и систему повторения (Как повторять?),

— разделы и темы, позволяющие, на основании
соответствующей организации этого процесса, отвести время на повторение (Когда
повторять?).

Степень разработанности темы исследования. Теоретические
основы научного исследования проблемы выбранной нами темы были заложены в
трудах
Бариновой
Е.А., Боженковой Л.Ф., Лебедева В.И., Буржунова Г.Г., Васевой Л.И., Виноградова
В.В., Романенко Ж.М., Крупенниковой М.И. и
многих др.

Объект исследования – русский
язык.

Предмет исследования  урок
повторения русского языка.

Цель исследования – изучить
особенности системы повторения при изучении одной из тем школьного курса
русского языка

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Определить сущность  урока как целостной
системы;

2.
изучить специфика проектирования и анализа современного урока русского языка;

3.
проанализировать особенности подготовки учителя
к урокам повторения

4.
составить урок повторение по русскому языку в 9 классе как результат учебной
деятельности учащихся.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования,
метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической
основой для исследования
послужили научные труды
известных отечественных исследователей.

Структура
курсовой работы
включает
введение, две главы, заключение и список
используемой литературы.

При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал
максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над
повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться –
по-новому: готовиться к уроку, проводить урок, оценивать достижения
обучающихся, взаимодействовать с их родителями.

Учитель,
его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его
желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это все и есть главный
ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного
процесса в школе не могут существовать.

Преподавание
русского языка в рамках школьного предмета «Русский язык», осуществляется по
специально разработанной для общеобразовательных школ методике. Это связано с
тем, что перед современной школой стоит задача по вооружению каждого учащегося
в первую очередь элементарными практическими умениями и навыками родного языка.

Одновременно
с этим школьная учебная дисциплина «Русский язык»», должна обеспечить всех
учеников истинными образцами высокохудожественного русского языка, воспитать у
детей культуру речи, обучить правильно, точно и логично излагать собственные
мысли, чувства и знания.

И
наконец, перед каждой школой стоит обязанность дать всем учащимся определенную
систему теоретических и научных знаний в сфере родного языка. Данная система
должна быть направлена на формирование у учащихся мышления, грамотной речи, а
также способствовать расширению собственного мировоззрения.

С
опорой теоретическую часть системы, учащиеся должны получить орфографические,
грамматические и орфоэпические знания, умения и навыки.

Одна
из основных задач современного образования заключается в подготовке учащихся к
жизни в высокоразвитом обществе. Решение данной задачи возможно путем
осуществления различных необходимых компетенций.

Знания
только тогда могут быть действенными, т. е. могут оказывать помощь человеку в
его деятельности и служить основой для получения новых знаний, расширяя и
углубляя их, если они прочны.

Как
помочь учащимся при сохранении достаточно широкого круга глубоких знаний
избежать перегрузки памяти и обеспечить прочное и сознательное усвоение основ
наук? Эту задачу поможет решить правильно организованное и систематически
проводимое повторение ранее пройденного.

Повторение
обеспечивает наилучшее осознание изучаемого материала; способствует прочности
усвоения путем предупреждения забывания и систематизации полученных знаний; развивает
внимание, память и логическое мышление учащихся, упражняя их в сравнении,
обобщении, систематизации на все более широком практическом материале; в
сочетании с проверкой усвоения повторение позволяет видеть результаты работы
как учителю, так и учащимся, прививая последним навыки самостоятельной работы и
воспитывая уверенность в своих силах.

Повторение
следует распределить на протяжении всего учебного года, проводить его планово и
в определенной системе. Предварительный план не только мобилизует учителя и
обязывает не забывать о повторении, но и помогает отобрать материал, учесть те
вопросы и темы, которые не должны быть забыты. Регулярность повторения –
необходимое условие организации учебного процесса.

Действующие
учебники обеспечивают реализацию этой задачи. В них включены специальные
разделы, содержащие материалы для повторения изученного на разных этапах
процесса обучения: в начале учебного года, в начале изучения каждой новой темы,
в конце изучения темы (или раздела), в конце учебного года.

При
повторении в начале года и перед изучением новой темы даются задания и
упражнения для воспроизведения и уточнения знаний и умений, полученных
школьниками на предшествующих этапах работы. При повторении в процессе изучения
темы (попутное повторение), а также после ее изучения и в конце года даются
задания для закрепления и систематизации пройденного.

Необходимо
подчеркнуть, что в условиях введения в образование ФГОС в приоритете становятся
межпредметные связи и пути их реализации, а это считается высшим уровнем
школьного образования и способствует общему развитию личности, формированию ее
мировоззренческой культуры и творческого мышления.

Все
одобренные программы в соответствие ФГОС отвечают главному требованию: они
позволяют ученику усвоить обязательный минимум знаний, с помощью которых они
овладевают ими по другим предметам.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Современный урок и теоретическое исследование вопросов проектирования урока
русского языка

1.1. Урок
как целостная система

 

Более либо менее оконченным отрезком педагогического процесса в
классно-урочной системе обучения является урок. Как говорил Верзилин Н. М.,
«урок является солнцем, вокруг которого, как планеты, вращаются все иные формы
учебных занятий»
[1].

Что же такое урок? Ответ на данный вопрос довольно трудный на сегодняшний
период времени.

До настоящего момента в педагогической науке преобладающим считается
мнение, по которому урок является  систематически применяемой для решения
задач обучения, развития и воспитания детей, форма организации деятельности
непрерывного состава школьников и педагогов в конкретный промежуток времени
[2].

Урок является формой организации обучения с учащимися единого возраста,
непрерывного состава, занятием по четкому расписанию и с одной для всех
программой обучения. В данной форме представляются все элементы
учебно-воспитательного процесса: 

цель,

— содержание,

— методы,

— деятельность по организации и управлению,

— дидактические элементы,

— средства.

Назначение и сущность урока в обучении как целостной динамической системы
сводится, к коллективному индивидуальному взаимодействию школьников и педагогов
и, в результате которого осуществляется усвоение обучающимися навыков, умений и
знаний, развитие их опыта деятельности, способностей, отношений и общения, и
также совершенствование педагогического мастерства педагога.

Итак, урок, с одной стороны, является формой движения обучения в целом, с
иной, – формой организации обучения, которая предопределена ключевыми
требованиями к построению урока педагогом организационно, вытекающими из
принципов и закономерностей обучения.

Руководствуясь ими, педагог готовит урок в форме системы дидактических
задач, которые подлежат решению (развития, воспитания и образования) в ходе
обучения этим определенным составом школьников в определенных условиях
жизнедеятельности школы.

Другой аспект определения «урок», по концепции Чураковой Р. Г. «урок является систематически применяемой для решения задач
обучения, развития и воспитания учащихся формой организации деятельности
постоянного состава педагога и учеников в определенный отрезок времени»
[3].

Функцией урока как целостной системы является достижение завершенной, но
частичной цели, заключающейся, к примеру, в одном случае, в усвоении
целостного, нового содержания, хоть и которое является элементом наиболее
обширного содержания, в ином – в частичном усвоении на уровне осознанного
запоминания (закрепления) и восприятия.

В первом случае структура урока как целостной системы повторяет структуру
обучения как целостного процесса, во втором, – только частично отражает
целостный процесс обучения.

Что позволяет говорить о том, что особенности урока как организационной
формы обучения обуславливаются:

— местом и целью каждого в отдельности урока в целостной системе учебной
деятельности и вопросы,



[1] Верзилин Н.М.
Проблемы методики преподавания биологии. М., – 
2004.

[2] Скаткин М.Н.
Совершенствование процесса обучения. М., – 2010. – С. 149.

[3] Чуракова
Р. Г. «Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе»
[Текст] / Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2017.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы