Курсовая с практикой на тему Система образования в мусульманской умме г.Москвы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МУСУЛЬМАНСКАЯ УММА В РОССИИ 6
1.1. Религиозная доктрина и социальное пространство ислама 6
1.2. Историко-культурные аспекты формирования мусульманской уммы в России 11
1.3. Мусульманская умма России конца ХХ — начала XXI вв. 17
Выводы по главе 1. 22
ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУСУЛЬМАНСКОЙ УММЫ В Г. МОСКВЕ 24
2.1. Анализ мусульманских образовательных учреждений 24
2.2. Современная система исламского образования 30
2.3. Интеграция светского и религиозного образования на уровне общего образования 35
Выводы по главе 2. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время на территории России, кроме светского образования, реализуется и система религиозного образования. В частности, исследовательский интерес представлен исламским религиозным образованием как самобытным и активно развивающимся. В настоящее время исламское сообщество – это динамичная и большая по численности общественная группа со своими взглядами, мировоззрением. Развиваясь, ислам на территории России был вынужден существовать параллельно другой конфессии и другому государственному позиционированию. Соответственно, идентичность народа, который проповедовал ислам, требовала поддержание самосознания, что и делалось в исламских учебных учреждениях. Соответственно, интерес к исламскому образованию является достаточно пристальным, поскольку в современности оно еще более сильно вынуждено коррелировать со светским образованием.
Исламское образование в своей основе имеет обязательность изучения не только арабского языка, но и других языков, поскольку их изучение способствует приобретению более широких знаний, укреплению взаимопонимания между народами и мира, учитывая место и время рождения человека, а также региональные, культурные и языковые особенности того общества, в котором предстоит жить человеку. В образовательных исламских учреждениях России изучается обязательно русский язык, а также язык, являющийся для обучающихся родным. Поскольку русский язык для множества мусульманских народов, проживающих на территории бывшего Советского Союза, является оптимальным средством межнационального общения, его изучение является важной составляющей в системе исламского образования. По мере образовательного процесса возникает необходимость в изучении таких языков, как фарси или персидский, турецкий язык. Именно по этим соображениям полилингвизм, который является особенностью исламского образования, предполагает глубокое изучение сразу нескольких языков.
Цель исследования: выявление связи религиозного и светского образования на территории России (на примере г. Москвы).
Задачи исследования:
— изучить мусульманскую умму в России;
— исследовать современную систему исламского образования в России;
— проанализировать мусульманские образовательные учреждения;
— определить интеграцию светского и религиозного образования.
Объект исследования: мусульманская умма.
Предмет исследования: светское и религиозное образование в мусульманской умме г. Москвы.
Методология исследования. В данном исследовании были использованы теоретические и практические методы. Теоретические: анализ, синтез, обобщение. Практические: дискурс-анализ.
Источниковая база исследования: Коран, Сунна, богословские труды, исламская литература, научные исследования.
Теоретическая основа исследования и степень изученности темы. Исследования по данной теме нами рассматривались на основании трудов следующих исследователей: ислам изучали: С. Прозоров, Р.Г. Абдулатипов, А.В. Малашенко, Д.Ю. Арапов, А.В. Колодин, Т.Е. Седанкина и другие; вопросы, касающиеся мусульманской уммы, изучали: Г.П. Герейханов; исламское образование в России изучали: Р.Х. Калимуллин, Е.Л. Фролова, Г.Ю. Хабибуллина, Р.М. Мухаметшин, А.А. Карибуллин и другие.
Научная новизна работы: нами были выявлены интегративные связи с религиозным исламским образованием и светским образованием. Корреляция состояния исламского образования с традиционным позволяет выявить его сущность.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты данного исследования можно внедрить на теологических дисциплинах.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, основной части, в которой имеется две главы, выводов по главам, заключения, списка литературы.
Заключение:
В рассмотренных учебных заведениях могут получить не только исламское образование, но и основы нравственного воспитания и религиозного образования не только дети с семи лет, но и молодежь, а также такие воскресные школы могут посещать и представители более старшего поколения, поскольку возрастных ограничений по приему в такие образовательные учреждения нет. Вечерние школы являются наиболее демократической формой получения мусульманского религиозного образования, поскольку занятия в таких заведениях учащиеся могут посещать в удобное для них время, находя на сайте учреждения необходимую информацию. Среди мусульманского населения воскресные школы – очень популярная форма получения образования, и их посещают мусульмане целыми семьями, и взрослые, и дети – обучения для каждого возраста проходит в отдельной группе, и программа, по которой ведется обучение, составлена сообразно возрасту.
Поступая в исламские вузы, университеты и институты, мусульманин получает возможность получить не только исламские знания, но и широкое гуманитарное образование, основанное на знании арабского языка, что предоставляет ему право выбора – он может пойти работать в религиозные организации, может выбрать для себя путь священнослужителя, а также может реализовать полученные знания в коммерческих светских организациях. И если выпускник исламского университета принимает решение стать священнослужителем, этот выбор не ограничивает его возможности для карьерного роста, поскольку священнослужитель в современном мире – это мусульманский лидер, наставник молодежи и представляет собой многогранную личность. Современные мусульманские священнослужители не только ведут преподавательскую деятельность, но и активно участвуют в общественной жизни, занимаются издательской и социальной работой.
В данных учебных заведениях реализуется ряд программ светского образования через теологию, светское направление подготовки. По такой программе готовится персонал для различных мусульманских организаций, где не требуется иметь духовный сан и не приходится заниматься богослужебной деятельностью. Такой же персонал готовится для работы в государственных муниципальных или негосударственных учреждениях. Такая работа может быть связана с научно-преподавательской деятельностью, с педагогикой и редакционно-издательской деятельностью, с переводческой деятельностью и оказанием юридических услуг, а также с социальной и другой работой.
В ходе решения первой задачи была изучена мусульманская умма в России. Было выяснено, что необходимо постоянно привлекать к усовершенствованию и укреплению ислама на территории России ученых, политиков, теологов, религиозных деятелей, а также непосредственно членов общества для того, чтобы произвести и отразить действительно актуальные признаки и положения, тем самым сформулировав благоприятную перспективу развития.
Так, мусульманская умма в России – это нечто обособленное и в настоящее время нечто оторванное от течения основных социальных процессов, развивающееся на уровне регионального значения. Полагая, что в этом скрывается этноконфессиональная проблема и культурный разрыв, предлагается составить Концепцию развития исламских отношений с российским государством ради органичного развития двух культур и их гармоничного и безболезненного взаимопроникновения.
В ходе решения второй задачи была изучена современная система исламского образования. Было выяснено, что система исламского образования строит свое обучение на основе важных принципах, целях и внутренней логики его развития. Религиозные науки включают в себя:
— изучение Корана и хадисов, то есть изречений и примеров из жизни Пророка Мухаммада;
-изучение Фикха или исламского законодательства;
— изучения принципов веры Акида;
— изучение толкования Корана или Тафсира;
— изучение теории мусульманского права Усулу-ль-фикх;
— изучение жизнеописания Пророка Мухаммада или Сира;
— изучение основ нравственности или Ахляк;
— изучение арабского языка;
— изучение истории ислама.
В ходе решения третьей задачи был произведен анализ мусульманских образовательных учреждений. Было выяснено, что существуют: образовательные центры; средние школы; средние и высшие учебные заведения. У всех них свои цели и задачи, однако, одно остается главным: популяризация исламского мировоззрения и образа жизни.
В ходе решения четвертой задачи был выявлен процесс интеграции светского и религиозного образования на уровне общего образования. Было выяснено, что в результате обучения, полученного в университете или институте, то мироощущение и миропонимание, которое было заложено в семье и в духовной школе, дополняются и становятся глубже, когда в институтах, высших учебных заведениях изучаются специальные и мировоззренческие дисциплины. Перед российскими профессиональными исламскими учебными заведениями стоит основная задача – передать определенную сумму знаний, умений молодежи, а также помочь им усвоить идеалы и ценности религии, тем самым подготовив новые поколения священнослужителей ислама, а также преподавательского состава, религиоведов и исламоведов, в чьих сердцах будет сильна вера.
Таким образом, задачи данной работы решены.
Цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. МУСУЛЬМАНСКАЯ УММА В РОССИИ
1.1. Религиозная доктрина и социальное пространство ислама
Способность ислама к позиционированию себя в качестве религиозной системы можно объяснить спецификой структурирующих ее особенностей, которые обусловлены определенными социально-историческими условиями ее возникновения. В частности, отмечается первоначальное отсутствие института узаконения религиозных догматов. Формирование общественного мнения по религиозным вопросам решалось на уровне религиозных представителей («улама» и «фукаха»), а не на уровне государственного управления. Отсюда проистекали всяческие разногласия в богословско-правовых вопросах, но, это же способствовало активизации разработки религиозной системы исламской религии.
Некоторому разномыслию способствовало, прежде всего, то, что базовые источники исламского вероучения (Коран и Сунна) предоставить однозначного ответа на вопросы, которые касались этимологии ислама, не могли. Оппоненты обвиняли друг друга в искажении настоящего смысла «откровения». Вследствие этого идеи, которые были заложены в Коране, толковались совершенно неоднозначно.
По общепринятой позиции следует, ислам в своем становлении прошел через три стадии. Рассмотрим более подробно их особенности, вследствие чего станет более понятно, каким образом происходило становление ислама как мировоззрения и религии.
1. Кораническая. Пророком Мухаммедом были изложены (но не систематизированы) социальные взгляды, которое актуально религиозное сознание аравийцев в социальной среде того времени. Это стало основой существования мусульманского мира.
Но в период I-VI – II-VIII вв. стали происходить идейные споры относительно вопросов вероучения. Это обусловило развитие системы вопросов о неверии, о свободе воли, о сущности Аллаха.
2. Разномыслие. В различных регионах Халифата стали развиваться идеологические разногласия.
3. Позиционирование мусульманского мира. Пропаганда стала популяризироваться в отдаленных регионах. Происходил определенный диалектический процесс взаимовлияния ислама на двух уровнях: теоретическом и бытовом. Вследствие этого в крупных историко-культурных регионах (Иран, Северная Африка, Индия, Индонезия и так далее) ислам стал оформленным и специфически развитым.
По нашему мнению, проблема идентичности на уровне «государственного» ислама и того, который формировался в регионах, имеет ярко выраженный научно-методологический характер. Суть заключается в том, что, в соответствии с общеисламскими принципами, имеются различные региональные формы бытования ислама. Соответственно, особую значимость приобретает самосознание мусульманского народа.
В.И. Ленин говорил о том, что общественные отношения развиваются на двух уровнях: материальном и идеологическом. Причем, идеологические, по его мнению, находятся на уровне бессознательного, их формирование не регулируется специально. Они ориентированы на то, чтобы всячески поддерживать развитие материальных отношений.
Следовательно, фундаментом общественных отношений в мусульманской среде является непосредственно Коран, поскольку в нем успешно коррелируют оба уровня.
С точки зрения научного знания можно говорить о том, что Коран очень значительно трансформировал сознание арабов, изменил их общественное бытие.
Коран искоренил невежество и преподнес народу научное знание, апеллируя к знанию. Коран показал обществу, что такое благородство и пороки. К примеру, именно с приходом Корана перестали заживо хоронить. Половая распущенность, как таковая, была уничтожена. Наступило равенство полов с точки зрения сознания и мужчины и женщины как Человека.
Вероятно, сложилось впечатление о том, что в данном исследовании глубоко отрицается первичность общественного бытия, на первое место ставится общественное сознание. Данная формулировка не является точной.
Мы полагаем, что несовершенство социальных взглядов, которые были присущи арабскому обществу, способствовали развитию нового общественного сознания. Объективные причины принятия и роста ислама обуславливаются общественным бытием, с субъективной же точки зрения – в особенностях их мыслительной деятельности.
Говоря о влиянии ислама на социальное развитие, необходимо обратить внимание на позицию востоковеда П.А. Грязневича, по словам которого актуальность рассмотрения данной проблемы зависит еще и от ранее предпринимаемых попыток к тому, чтобы воссоздать историю возникновения третьей «мировой религии», однако, эти попытки не смогли сформировать более или менее понятную концепцию.
О сложности научного исследования происхождения исламской религии говорил ученый О.Г. Большаков, считавший, что важнейшим историческим вопросом можно считать исследование закономерностей появления новых религиозных систем. Бесспорным, по мнению автора, является то, что совершенно любому уровню развития общества соответствует свой уровень идеологического развития, в том числе и религия.
Можно сказать о том, что Пророк Мухаммад, предлагая совершенно новые социально-политические и нравственно-психологические ценности, дал толчок формированию принципиально новой духовности, особенность которой заключалась непосредственно в преодолении племенных и межплеменных, этноконфессиональных и расовых различий. Новые идеи, которые были обусловлены развитием исторического процесса, трансформировались в достаточно существенную по весу социальную доктрину, которая отметилась особенным образом в истории общества.