Курсовая с практикой на тему Система логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи у дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ
ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.. 7
1.1. Возрастные закономерности становления
звукопроизносительной стороны речи у дошкольников при нормальном речевом
развитии. 7
1.2. Понятие «нормы» и «нарушение речи» в логопедии,
педагогике и лингвистике 12
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика
дошкольников с нарушениями звукопроизношения. 15
Выводы по первой главе. 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ
КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ГРУППЫ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 21
2.1. Экспериментальная работа по выявлению и коррекции
звукопроизносительной стороны речи у группы дошкольников. 21
2.2. Цель и задачи исследования звукопроизносительной
стороны речи. Методика выявления. 21
2.3. Результаты анализа состояния звукопроизношения у
группы дошкольников 25
2.4 Основные направления логопедической работы по
коррекции звукопроизносительной стороны речи у группы дошкольников. 30
Выводы по второй главе. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 38
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 41
Введение:
Актуальность
темы исследования. У детей частота нарушений
звукопроизношения, возникающих в результате фонетико-фонематического
недоразвития речи, прежде всего, связана с частотой перинатальной патологии
(поражением нервной системы плода у новорожденного).
Каждая форма нарушения
звукопроизношения требует специфических приемов логопедической работы по
коррекции нарушений звукопроизношения. Очень важно установить тесный контакт с
ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение старших дошкольников
с фонетико-фонематических недоразвитием правильному звукопроизношению состоит в
коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. Пути компенсации
зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.
Изучением особенностей
овладения языковым анализом и синтезом у детей старшего дошкольного возраста с
дефектами произношения занимались Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина,
А.К. Маркова, В.П. Глухов, В.А. Ковшиков и др.
Однако, несмотря на
теоретическую разработанность, методический аспект проблемы освещен
недостаточно, что обусловливает актуальность исследования.
Цель
работы – определить специфику логопедической работы по
коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Достижение поставленной
цели предполагает решение следующих задач:
1. Описать особенности развития навыков
фонематического анализа и синтеза в онтогенезе.
2. Дать характеристику проявлению нарушений
фонематических процессов и звукопроизношения у детей старшего дошкольного
возраста.
3. Описать специфику коррекции нарушения
звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи.
4. Провести экспериментальное изучение
состояния звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
5. Разработать и апробировать систему
логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у старших
дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Методы
исследования: анализ литературы по теме исследования;
синтез и обобщение;
Теоретическая
значимость данной работы состоит в том, что собранный
нами теоретический и практический материал можно использовать в дальнейших
разработках данного вопроса.
Практическая
значимость исследования состоит в том, что материалы данной
работы можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дефектами произношения.
Структура
работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в
себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и два
приложения.
Заключение:
Нарушение речи в целом и
звукопроизношения в частности у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
речи влечет за собой нарушение в развитии познавательной, интеллектуальной и
волевой сферах. Ведущим в структуре дефекта при ФФНР является стойкое нарушение
фонетической стороны речи, которое с трудом поддается коррекционному
воздействию и отрицательно влияет на формирование других сторон речи, в том
числе и звукопроизношения. Поэтому и коррекционная логопедическая работа должна
быть комплексной.
Апробация предложенной
нами системы логопедической работы, направленной на коррекцию звукопроизношения
у детей с ФФНР показала валидность, поскольку в уровнях развития
звукопроизношения детей была намечена положительная динамика.
Разработанную систему
логопедической коррекционной работы следует рассматривать как первую и
обязательную ступень при подготовке детей к обучению грамоте. Разработанные приемы
оптимизации процесса коррекционно-логопедической помощи детям дошкольного
возраста с ФФНР целесообразно использовать при обучении детей в дошкольных
учебных заведениях специального и общеобразовательного назначения.
Таким образом, цель
исследования была достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Возрастные
закономерности становления звукопроизносительной стороны речи у дошкольников
при нормальном речевом развитии Речь развивается в процессе онтогенеза
(индивидуального развития организма от момента рождения до конца жизни) наряду
с физическим и умственным компонентами развития ребенка и служит показателем
общего психофизического развития. Усвоение родной речи у детей происходит по
строго определенным закономерностям. Этому процессу характерным является ряд
черт, общих для всех [Игнатьева].
Для того, чтобы выявить патологию речи,
надо знать онтогенез речевого развития в норме, владеть знаниями о
закономерностях данного процесса и условиях, обеспечивающих его успешное
протекание [Архипова].
Г. Розенгард-Пупко [Розенгарт-Пупко] рассматривает два периода формирования речи: до 2
лет – подготовительный; от 2 лет и далее – период самостоятельного становления
речи.
Принимая во внимание исследования А.А.
Леонтьева, можем условно выделить следующие основные периоды в речевом развитии
[Леонтьев]: 1-й – подготовительный (с момента рождения – до 1 года); 2-й –
преддошкольный (от 1 до 3 лет); 3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет); 4-й –
школьный (от 7 до 17 лет).
Поэтому
подготовительный период, характеризующийся появлением устной речи, при этом
предполагается в первые недели, месяцы жизни наличие у ребенка голоса и крика,
уже характеризует те врожденные механизмы, которые будут использоваться ею в
период становления речи. С такого крика на основе сосательного рефлекса с
первого месяца постепенно начинают возникать «намеки» на звуки согласного типа
м, п, д. На грани между первым и вторым месяцами в результате первых проявлений
приятного ощущения (радости) у младенца начинают возникать короткие звуки типа
«ги», «кхы», что сопровождаются часто испусканием пузырьков. В этот период у
ребенка рядом с криком появляются кряхтения, улыбка с широким открыванием рта,
возникают первые спокойные звуки, а-а, которые, как правило, появляются во
время пауз в «разговоре» с ним взрослого.
С 2-3 месяцев ребенок начинает прислушиваться к
звукам речи, находить взглядом источник звучания, возвращать в сторону
взрослого, сосредоточивая внимание на его лице, губах.
В так называемом «гулении» у детей
присутствуют звуки, которые по звучанию напоминают гласные звуки ([а], [о], [у], [э]),
губные согласные ([б], [м]), заднеязычные ([г], [к], [х]) звуки.
К концу 2-3-го месяцев жизни ребенка наблюдается возникновение звуковых
комплексов, состоящих из звуков: а-а-а, а-гу, а-ги, бу, бум-бу, которые звучат
заметно расчлененно, однако являются недостаточно четко протяженными и тому
подобное.
Артикуляция в лепете сравнению с гулением
приобретает большую точность и устойчивость, создаются определенные сочетания
звуков, появляются согласные звуки и различные комбинации их с гласными.
Благодаря чередованию гласных и сочетанию их с
согласными появляются склады и упор на них. Нередко в этот период уже
произносятся ш, ж, ч и даже р, но потом исчезают, когда ребенок начинает
произносить их сознательно.
В 4-5 месяцев у ребенка постепенно формируется
психофизиологический механизм слоготворения, что сопровождается аутоэхолалией
(многократное повторение открытого состава: ва-ва-ва и т.д.).
Автоиммитация
является подготовкой к подражанию речи других людей (гетероиммитация). Сначала
ребенок подражает те звуки окружающих его взрослых, которые он может
произносить сам и артикуляция которых ему хорошо видна. На начале этого периода
широко используется зрение, а затем звуки повторяются в основном на слух. К
восьмому-девятому месяцу ребенок