Курсовая с практикой на тему Система государственно-муниципального управления в сфере образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. Теоретическое исследование системы государственно-муниципального управления в сфере образования 4
1.1. Понятие системы образования 4
1.2. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования 8
Глава 2. Анализ работы системы государственно-муниципального управления в сфере образования (на примере Новосибирской области) 17
2.1. Специфика системы государственно-муниципального управления в сфере образования в России и за рубежом 17
2.2. Проблемы, возникающие в работе системы государственно-муниципального управления в сфере образования в Новосибирской области и пути их решения 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Введение:
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [2, ст.2].
Реализация прав граждан на образование обеспечивается путем создания системы и соответствующих условий для его получения. Под системой образования следует понимать совокупность элементов, обеспечивающих выполнение социальных и экономических функций образования: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; программы; ресурсное обеспечение – кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое. Важную роль играет взаимодействие системы образования с другими социальными структурами и отраслями экономики и применяемые методы управления отраслью.
Система образования в РФ включает в себя:
— федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы разных вида, уровня и направленности;
— организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей несовершеннолетних обучающихся;
— федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные и совещательные органы;
— организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
— объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
В свете этих положений актуальность данной работы заключается в рассмотрении системы государственно-муниципального управления в сфере образования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе применения норм, регулирующих систему государственно-муниципального управления в сфере образования.
Предметом исследования являются особенности, присущие системе государственно-муниципального управления в сфере образования.
Целью написания данной работы явилось изучение специфики системы государственно-муниципального управления в сфере образования.
Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством решения следующих задач:
1. Формирование теоретических основ системы государственно-муниципального управления в сфере образования;
2. Анализ системы государственно-муниципального управления в сфере образования;
3. Выявление проблем в системе государственно-муниципального управления в сфере образования.
Методологическую основу написания работы составляют сравнительно сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.
Объем и структура данной работы определены логикой системного исследования и характером изучаемых в нем проблем. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Заключение:
Подводя итог проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы и предложения по данной теме
Одним из важных вопросов управления системой образования является создание ее оптимальной структуры, отвечающей интересам населения муниципальной территории и государства. Для этого необходимо внедрение механизмов прогнозирования развития муниципальной сети образования. Сопоставительный анализ объемных показателей настоящей муниципальной сети и потребности мест в муниципальных образовательных организациях общего и дополнительного образования в определенный период позволяет строить планы развития системы образования. Ранний экономический прогноз потребности в изменении сети позволяет принимать своевременные меры по нивелированию возможных общественных конфликтов и отрицательного отношения к власти. Еще у Канта структура – «положение и связь частей какого-либо организма, образованного с определенной целью»[8]. Поэтому необходимо, чтобы структура системы образования была фактором развития территории, а не проблемой жителей муниципалитета.
Для эффективного управления системой образования необходимы новые технологии управления в исполнительных органах местного самоуправления, основанные на структурно-функциональном подходе формирования организационных структур управления. Реформа межбюджетных отношений (с 2005 г.) и внедрение нормативно-подушевого финансирования в системе общего образования были направлены на изменение структуры сети муниципальных образовательных организаций, ее оптимизации. Однако, оптимизация сети далеко не всегда отвечает интересам местного населения, тем не менее, является экономически выгодным мероприятием для региональных бюджетов. В таком случае, чтобы оптимизация сети не была поспешной, необходимо одним из критериев эффективности деятельности региональных и муниципальных органов власти по управлению системой образования, сделать анализ соответствия сети муниципальных образовательных организаций запросам населения муниципалитета.
Структура системы образования является важным организационным элементом управления, тесно взаимосвязанным с процессом управления ею в интересах населения. Изучение теоретических основ управления системой образования способствует принятию эффективных решений на практике, позволяет избежать ошибок при внедрении изменений в структуру системы и непосредственно в процесс управления.
В настоящий момент российская система образования РФ включает в себя:
государственные образовательные стандарты и программы;
образовательные учреждения;
органы управления образованием;
организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
объединения юридических лиц, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Образовательные программы — это совокупность учебных планов и идей, нацеленных на формирование мировоззрения индивида и приспособление его в мире.
В свою очередь образование подразделяется:
общее образование;
профессиональное образование.
Суть общеобразовательных программ в том, что они помогают человеку сформировать себя как личность и контактировать с обществом. Общее образование подразделяется: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее.
Сущность профессиональных программ в том, что они обучают по определённым специальностям, которые в обществе являются наиболее важными и востребованными. Такое обучение возможно только после завершения основного или среднего общего образования. В свою очередь профессиональное образование делиться:
Среднее профессиональное образование.
Высшее образование.
Помимо вышеперечисленных видов образования существует дополнительное образование и профессиональное обучение.
На данный момент времени в России существует три уровня, на которых выполняется управление образованием:
Первый уровень – федеральный.
Второй уровень – региональный.
Третий уровень – местный.
Помимо органов управления образованием, в России действует государственный контроль в области образования. Он обнаруживает и подавляет нарушения органами управления образованием. Контроль качества образования занимается оценкой содержания и уровня подготовки учащихся по программам ФГОС.
Вышеперечисленное описывает современную отечественную систему образования на сегодняшний день.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое исследование системы государственно-муниципального управления в сфере образования
1.1. Понятие системы образования
В мировой науке растет исследовательский интерес к воспроизводству человеческого капитала – основного ресурса социально-экономического развития любой страны. Основной сферой формирования человеческого капитала является образовательная система государства. Поэтому от состояния образовательной системы во многом зависит будущее государства, темпы его экономического развития, уровень благосостояния граждан. Базовый человеческий капитал в России формируется преимущественно в муниципальной системе образования. Кроме того, в муниципальной системе образования реализуется более 70% всей образовательной деятельности в стране [10]. В связи с этим приобретает актуальность задача анализа теоретических аспектов управления системой образования: ее структуры, нормативно-правового регулирования, существующих проблем и потенциалов развития.
В Российской Федерации сформирована структура управления образованием по линейно-функциональной схеме: вертикальная организация управления с распределением функций по уровням управления. Система образования Российской Федерации или государственная система образования, система образования субъекта РФ – система образования региона, муниципальная система образования, система образования образовательной организации составляют определенную нормативными и правовыми актами страны административную иерархию.
Согласно статьи 10 действующего закона «Об образовании в Российской Федерации» система образования в Российской Федерации включает в себя:
«1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования»[9].
Комментарий к закону гласит:
«Во-первых, в систему образования включены все виды существующих совокупностей обязательных требований к образованию…
Во-вторых, в систему образования включаются наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители) (до возраста совершеннолетия обучающегося), что делает их полноправными участниками образовательного процесса.
В-третьих, в систему образования входят наряду с органами, осуществляющими управление в сфере образования на всех уровнях власти, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы
В-четвертых, в систему образования включаются организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования
В-пятых, в систему образования помимо объединений юридических лиц, общественных объединений входят объединения работодателей и их объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Такая позиция обусловлена активизирующимся направлением интеграции образования, науки и производства; пониманием образования как процесса, завершающегося трудоустройством и ориентацией в связи с этим на запросы мира труда»[2]. Таким образом, в законе «Об образовании в Российской Федерации» через структуру системы были закреплены изменившиеся нормы образовательных отношений и возникшие тенденции ориентации системы образования на запросы экономики.
На сегодняшний день социально-экономическое положение призывает подойти к решению вопроса о повышении качества образования через объединение ресурсов всех образовательных учреждений. Данное решение проблемы позволит создать условия, которые обеспечат подготовку образовательных, нравственных, предприимчивых личностей, которые в дальнейшем смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации информационного выбора.
Целесообразно выделить несколько основных задач развития дополнительного образования обучающихся в региональной системе образования:
• предоставление качественного дополнительного образования доступного для всех слоев и групп детского населения;
• обеспечение широкого диапазона образовательных услуг как пространства возможностей и выбора собственной линии развития;
• объединение общего и дополнительного образования с целью создания единого образовательного пространства на базе общеобразовательных школ и образовательных комплексов;
• активизация конкурентной образовательной среды за счет создания новых типов образовательных организаций дополнительного образования детей, обладающих развитой инфраструктурой и ориентированных на реализацию образовательных программ повышенного уровня.
В настоящий момент особое место занимает выбор подобного направления развития, учитывающее необходимость эффективной адаптации учреждений дополнительного образования обучающихся к изменениям, которые уже произошли, и имело в перспективе предпосылки к повышению эффективности их деятельности, укреплению стабильности всей сферы. Тем не менее, при усилении значимости дополнительного образования в обществе в вопросах организации дополнительного образования обучающихся существует ряд проблем:
• неравномерность и дефицит применяемых ресурсов;
• явное «отставание», а также неэффективность учреждений дополнительного образования;
• отсутствие технологичных методик управления.
Данная ситуация разделяет организации дополнительного образования обучающихся на две неравноправные группы:
1) организации, которые имеют устойчивое, стабильное развитие, а также демонстрируют высокие результаты, мобильные и готовые к конструктивным изменениям;
2) организации, которые испытывают дефициты преимуществ и динамики развития, которые выражаются в трудностях, которые связаны с выполнением государственного задания, с формированием состава обучающихся и ресурсным обеспечением.
Конструктивное изменение региональной системы дополнительного образования обучающихся, с учетом данной позиции, возможно лишь на основе развития приоритетных моделей, а именно:
• предоставление качественного дополнительного образования доступного для всех слоев и групп детского населения – состоит из всестороннего мониторинга качества дополнительного образования в определенном образовательном учреждении, включая качество реализуемых образовательных программ. Наряду с этим предоставляет широкий спектр образовательных услуг с сохранением приоритета бесплатного и равного доступа к дополнительным образовательным услугам всех категорий детей, в том числе и социально уязвимые слои населения;
• предоставление региональных социальных гарантий в сфере дополнительного образования обучающихся по различным направлениям деятельности на основе сохранения традиционного подхода и в соответствии с меняющимися запросами общества.