Курсовая с практикой на тему Система федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации (на конкретном примере)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации 5
1.1. Понятие, сущность исполнительной власти и органов исполнительной власти 5
1.2. Система и структура федеральных органов исполнительной власти 11
Глава 2. Практические особенности системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации на примере Федеральной таможенной службы РФ 17
2.1. Статус и роль Федеральной таможенной службы РФ 17
2.2. Анализ деятельности Федеральной таможенной службы РФ как федерального органа исполнительной власти 22
Глава 3. Проблемы и перспективы развития системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации 30
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Введение:
Введение
Деятельность федеральных органов исполнительной власти направлена на решение задач укрепления конституционных основ российского государства. Именно органы исполнительной власти призваны координировать свои усилия по осуществлению административной реформы. Конституция Российской Федерации , а также Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» наделили субъекты государства значительными полномочиями в сфере формирования системы и структуры органов исполнительной власти.
В настоящее время накоплен достаточный опыт оптимизации структуры исполнительных органов государственной власти, определения их функций, на практике реализуются конституционные полномочия по совершенствованию законодательства.
Однако реалии жизни вызывают необходимость переосмысления отдельных подходов к организации государственного управления, так как повышение его эффективности невозможно без формирования оптимальной системы и структуры управляющих субъектов.
Анализу и характеристики федеральных органов исполнительной власти посвящены работы таких ученых, как С.А. Авакьяна, Д.Н. Бахраха, И.Л. Бачило, К.С. Бельских, А.П. Бердашкевича, З.И. Елкибаева, А.Э. Жалинского, А.В. Зиновьева, К.А. Ишекова, Б.С. Крылова, А.Н. Лебедева, В.А. Кряжкова, А.А. Мишина, Т.С. Румянцевой, Н.Г. Салищевой, Ю.Н. Старилов, А.А.Старовойтова, В.Г. Стрекозова, П.Ю. Тюрина, И.А. Умновой (Конюховой), С.Д. Хазанова, Н.Ю. Хаманевой, К.В. Черкасова, С.Н.Чернова, А.Н. Черткова, Е.В. Шориной, А.Ю. Якимова и других.
Объектом исследования курсовой работы является система федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Предметом исследования курсовой работы являются общественные, экономические и правовые отношения, возникающие в процессе деятельности системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Целью курсовой работы является анализ системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели намечено выполнение следующих задач:
— раскрыть понятие, сущность исполнительной власти и органов исполнительной власти;
— изучить систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;
— рассмотреть статус и роль Федеральной таможенной службы РФ;
— провести анализ деятельности Федеральной таможенной службы РФ как федерального органа исполнительной власти;
— выявить проблемы и перспективы развития системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Методологическую основу курсовой работы составили общенаучные, а также частные методы познания: сравнительно-правовой, системно-структурный, конкретно-социологический, формально-логический, логико-юридический, статистического анализа и обобщения. При осуществлении исследования применялись такие методы, как анализ, синтез, индукция и дедукция, а также наблюдение, сравнение, моделирование.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Текст работы:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
Исполнительная власть является самостоятельной ветвью власти, но осуществляемые ее функции тесно переплетены с практической реализацией действующей нормативно-правовой базы, но для этого задействуется некоторая часть государственно- властных полномочий. Так же, не следует опускать и того факта, что не все государственно-властные полномочия реализуются в области исполнительной власти. Данные полномочия так же реализуются относительно законодательной и судебной ветвей власти. Благодаря этому, зачастую исполнительную власть выявляют в качестве одной из действующих подсистем государственной власти или же механизма данной власти.
На наш взгляд наиболее полным определением является, орган исполнительной власти — это вид государственного органа, который имеет право осуществлять функцию исполнительной власти, в рамках закрепленной за ним обязанности решать проблемные задачи.
Согласно действующему законодательству в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. При этом в зависимости от субъекта, осуществляющего руководство, федеральные органы исполнительной власти делятся на органы исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Президент РФ и которые подчинены Правительству РФ.
Исполнительная власть регулярно взаимодействует с иными направлениями власти, которые устанавливаются и применяются, регулируются и контролируются Президентом Российской Федерации.
ФТС России — федеральный орган исполнительной власти. В соответствии с законодательством Российской Федерации ФТС России осуществляет контроль и надзор в таможенной сфере, проводит комплекс мер по борьбе с контрабандой, преступлениями и нарушениями в таможенной сфере.
Динамика российской внешней торговли в 2018 г. отражает такую тенденцию как умеренное оживление в экономике, которое стимулировало спрос на импортные товары, а также увеличение экспортных поставок в страны партнеры, в тройку которых входят Китай, Нидерланды и Германия. В отчетном году задание по формированию доходов федерального бюджета выполнено на 102,1%, что говорит о том, что система таможенного регулирования в России эффективна и справляется с поставленными перед ней планами и задачами.
Выход из проблем формирования и развития федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации видится в реализации трёх идей:
— стабилизации системы федеральных органов исполнительной власти путём принятия профильного федерального закона «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;
— подчинении всех федеральных органов исполнительной власти Правительству Российской Федерации, как полномочному конституционному органу, возглавляющему систему исполнительной власти;
— формированию и закреплению на законодательном уровне федерального реестра государственных функций с точным их описанием, внесение изменений в который должно производится исключительно путём принятия отдельных федеральных законов.
В заключение отметим, что обоснованное и целесообразное изменение системы и структуры федеральных органов исполнительной власти является одним из основополагающих факторов повышения эффективности государственного управления.
Заключение:
Введение
Деятельность федеральных органов исполнительной власти направлена на решение задач укрепления конституционных основ российского государства. Именно органы исполнительной власти призваны координировать свои усилия по осуществлению административной реформы. Конституция Российской Федерации , а также Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» наделили субъекты государства значительными полномочиями в сфере формирования системы и структуры органов исполнительной власти.
В настоящее время накоплен достаточный опыт оптимизации структуры исполнительных органов государственной власти, определения их функций, на практике реализуются конституционные полномочия по совершенствованию законодательства.
Однако реалии жизни вызывают необходимость переосмысления отдельных подходов к организации государственного управления, так как повышение его эффективности невозможно без формирования оптимальной системы и структуры управляющих субъектов.
Анализу и характеристики федеральных органов исполнительной власти посвящены работы таких ученых, как С.А. Авакьяна, Д.Н. Бахраха, И.Л. Бачило, К.С. Бельских, А.П. Бердашкевича, З.И. Елкибаева, А.Э. Жалинского, А.В. Зиновьева, К.А. Ишекова, Б.С. Крылова, А.Н. Лебедева, В.А. Кряжкова, А.А. Мишина, Т.С. Румянцевой, Н.Г. Салищевой, Ю.Н. Старилов, А.А.Старовойтова, В.Г. Стрекозова, П.Ю. Тюрина, И.А. Умновой (Конюховой), С.Д. Хазанова, Н.Ю. Хаманевой, К.В. Черкасова, С.Н.Чернова, А.Н. Черткова, Е.В. Шориной, А.Ю. Якимова и других.
Объектом исследования курсовой работы является система федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Предметом исследования курсовой работы являются общественные, экономические и правовые отношения, возникающие в процессе деятельности системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Целью курсовой работы является анализ системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели намечено выполнение следующих задач:
— раскрыть понятие, сущность исполнительной власти и органов исполнительной власти;
— изучить систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;
— рассмотреть статус и роль Федеральной таможенной службы РФ;
— провести анализ деятельности Федеральной таможенной службы РФ как федерального органа исполнительной власти;
— выявить проблемы и перспективы развития системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Методологическую основу курсовой работы составили общенаучные, а также частные методы познания: сравнительно-правовой, системно-структурный, конкретно-социологический, формально-логический, логико-юридический, статистического анализа и обобщения. При осуществлении исследования применялись такие методы, как анализ, синтез, индукция и дедукция, а также наблюдение, сравнение, моделирование.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Список литературы:
Глава 1. Теоретические основы системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации
1.1. Понятие, сущность исполнительной власти и органов исполнительной власти
Впервые о разделении властей на три ветви заговорил Шарль Луи де Монтескье еще в XVIII. Он написал трактак «О духе законов», в котором предлагалось разделить власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. По его мнению, власть следует разделять на три ветви, дабы избежать злоупотребления этой властью. Так же, Монтескье ссылался на то, что данное разделение необходимо для любых форм государственного правления, вне зависимости от временной эпохи.
В системе органов государственной власти, органы федеральной исполнительной власти занимают одно из важных и ключевых мест, т. к. главное их назначение является — исполнение законов. Однако наиболее важной проблемой выступает отсутствие единых целей и функций с учетом его места в государственном регулировании социальных и экономических процессов в современном обществе .
Термин «исполнительная власть» получил широкое распространение в 90-х годах XX века. Он фигурировал в законодательных актах, и научных работах, но единого подхода для определения данного термина выявлено до сих пор не было. В разные времена большинство ученых трактует данный термин по-разному.
В принятой на территории Российской Федерации в 1993 году Конституции так же присутствует принцип разделения властей на три формы в виде одного из основополагающих принципов конституционного строя.
Термин «исполнительная власть» довольно часто применяется как в научных трудах, так и в каких-либо правовых нормативных документах. Данный факт порождает собой необходимость проведения комплексного анализа понятия «исполнительной власти» для уяснения смысловой нагрузки данного термина.
Вопрос о проблематике термина «исполнительная власть» является актуальным по сей день. К основоположникам в изучении данного термина можно отнести ряд ученых: Д.Н. Бахрах, В.В. Лазарев, Б.В. Россинский, Р.И. Васильев.
В настоящее время в обществе присутствует мнение о том, что термин «исполнительная власть» относительно юридических дисциплин изучен достаточно глубоко. Но так же, имеет место быть мнение о том, что в теории административного и конституционного права России ещё не сформулировано точное определение понятия «исполнительная власть»
В.И. Радченко считает, что далеко не каждый орган государственного управления можно отнести к органам, реализующим исполнительную власть. Поскольку, у большинства органов государственного управления присутствует только правоприменительный характер. Ведь для установления правового положения термина «исполнительная власть» необходимо определить соотношение исполнительной власти с методологической точки зрения с государственным управлением .
Так же, следует отметить, что у ряда ученых (А. И. Бобылев, Н. Г. Горшкова, В.И. Ивакин) сформировалось мнение о том, что исполнительная власть имеет субсидиарный характер. Данное разнообразие подходов к изучению исполнительной власти возникло из-за сложного и многообразного характера данной ветви власти, и так же, обширности признаков, ей присущей, все это и породило отсутствие единого целостного определения термина «исполнительной власти».
В большинстве монографий, учебных пособий по административному и конституционному праву отсутствует определение о том, что же такое «исполнительная власть». В основном, все авторы переходят сразу к описанию признаков и характеристике исполнительной власти, раскрывают систему органов, входящих в нее.
Д.Н. Бахрах же в свою очередь сопоставляет понятия административной и исполнительной власти, и указывает на то, что она может быть истолкована с двух сторон . Юридическая точка зрения — возможность управления и подчинения своей воле других индивидов. Политологическая точка зрения- понимание аппарата исполнительной власти, компетенции органов власти, и работников в данной сфере.
Конституция РФ закрепляет, что все ветви власти в осуществлении своих полномочий являются самостоятельными. Но вопрос о независимости исполнительной власти является весьма спорным, поскольку оставшиеся ветви власти, а так же глава государства вправе осуществлять контроль и надзор за деятельностью органов, реализующих исполнительную власть, дабы избежать разбалансировку системы разделения властей. Ко всему прочему, стоит отметить, что действующее на территории нашего государства законодательство предусматривает довольно большое количество способов, необходимых для контроля за органами исполнительной власти в осуществлении своих полномочий. В качестве примера можно привести право Конституционного суда РФ в виде осуществления контроля за конституционностью издаваемых нормативно- правовых актов Правительства, органов общей компетенции субъектов, и т.д.
С момента введения принципа разделения властей, в России было несколько попыток вмешательства в действие органов исполнительной власти со стороны других ветвей власти. Так, законодательная власть создавала свои комитеты и комиссии, которым передавались возможность осуществления определенных функций и задач по осуществлению исполнительной власти, посредством наделения их отдельными полномочиями.
Профессор В.В. Лазарев считает, что данное явление связанно с тем, что исполнительная власть носит производный характер, а так же обладает универсальным предметным характером в осуществлении своей деятельности. Данное положение достигается благодаря тому, что на территории Российской Федерации присутствует обширный аппарат госслужащих, отвечающий за исполнение исполнительной власти своих полномочий .
Так же, стоит отметить, что исполнительная власть обладает признаком системности. Академик В.С. Нерсесянц, отталкиваясь от данного положения пытается ввести признак структурированности. В обоснование своей позиции он ссылается на то, что исполнительная власть, во время осуществления своих полномочий охватывает все отрасли жизнедеятельности населения . Так, можно наглядно наблюдать тенденцию ужесточения различных методов воздействия на общество, в различных сферах (например, увеличение налоговой ставки).
Если соглашаться с концепцией выведения понятия «исполнительная власть» из понятия «система государственных органов», то следует выделять полный перечень органов, реализующих исполнительную власть, что сделать затруднительно, поскольку законодательство РФ закрепило, что «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума)».
В широком смысле исполнительная власть подвергается рассмотрению в качестве системы органов, реализующих государственное управление, наделенными властными полномочиями и осуществляющих нормальное функционирование жизни общества. А в узком смысле под исполнительной властью подразумевается возможность и правомочие властвующего субъекта принимать властное решение для реализации компетенции органа власти или обеспечения полномочий лица, замещающего государственную должность .
Если разбирать связь понятий «исполнительная власть» и «государственное управление» то необходимо отметить тот факт, что после принятия Конституции РФ в нормативно-правовых документах стали исчезать такие понятия, как: «государственное управление», «орган государственного управления». Некоторые ученые (Б.Н. Чичерин, Ю.М. Козлов, Ю.Н. Старилов) не разделяют точку зрения законодателя, и считают, что понятие «государственного управления» намного шире понятия «исполнительной власти».
Исполнительную власть можно отнести к политико-правовой категории, а государственное управление в свою очередь к организационно-правовой. И та, и другая государственно-правовая категория имеет право на существование, поскольку, государственно-властных механизм не может нормально функционировать без государственного управления .
Государственное управление можно понимать в таком ключе, как исполнительно-распорядительная деятельность, и тогда она не противопоставляется понятию «исполнительная власть», понимаемое, как деятельность органов, реализующих исполнительную власть.
Деятельность органов, реализующих исполнительную власть не может быть отождествлена с государственной деятельностью. Поскольку органы исполнительной власти хоть реализуют властны полномочия, и оказывают воздействие на деятельность окружающих, но в проявлении данных действия такие органы все же сохраняют свою независимость. Иными словами, так проявляется не сама власть, а лишь отдельная ее часть. Исходя из вышеперечисленного необходимо сделать вывод о том, что исполнительную власть не стоит принимать за исполнительную деятельность. Власть в данном случае будет выступать лишь внешним выражением. Следовательно, нельзя сказать, что исполнительная власть идентична с государственным управлением, который зачастую характеризуется в виде определенного критерия государственно-властной деятельности, хоть он и непосредственно связан с претворением в жизнь исполнительной власти .
В действующем законодательстве используются понятия «органы исполнительной власти» и «органы государственного управления», имеют одинаковое определение в контексте административно-правового положения.
Однако различные исследователи имеют свое собственное мнение о сущности исполнительной власти. Одни отмечают, что орган исполнительной власти для участия в осуществлении функций исполнительной власти .
Другие авторы считают, что органы исполнительной власти — это звено государственного аппарата, которые на основе своих функций осуществляется исполнение законов .
Для того чтобы каждый элемент качественно функционировал необходимо, чтобы он соответствовал определенным принципам. В юридической литературе нет единой концепции, одни авторы в качестве принципов деятельности и организации исполнительной власти выделяют:
– принцип федерализма;
– принцип законности (основа — соблюдение Конституция РФ);
– сочетание централизации и децентрализации.
Таким образом, исполнительная власть является самостоятельной ветвью власти, но осуществляемые ее функции тесно переплетены с практической реализацией действующей нормативно-правовой базы, но для этого задействуется некоторая часть государственно- властных полномочий. Так же, не следует опускать и того факта, что не все государственно-властные полномочия реализуются в области исполнительной власти. Данные полномочия так же реализуются относительно законодательной и судебной ветвей власти. Благодаря этому, зачастую исполнительную власть выявляют в качестве одной из действующих подсистем государственной власти или же механизма данной власти.
Еще одним немаловажным фактом является то, что в действующем законодательстве РФ зафиксированы компетенции и функции не исполнительной власти, а лишь органов, ее реализующих.
На основании всех вышеперечисленных фактов можно сделать вывод о том, что термин «исполнительная власть» так до сих пор точно и не сформулирован, из-за того, что существует большое количество различных точек зрения по этому поводу, и все они имеют право на существование, поскольку каждое определение затрагивает и раскрывает отдельные моменты, относящиеся к пониманию данного понятия.
На наш взгляд наиболее полным определением является, орган исполнительной власти — это вид государственного органа, который имеет право осуществлять функцию исполнительной власти, в рамках закрепленной за ним обязанности решать проблемные задачи.