Курсовая с практикой Гуманитарные науки Литература

Курсовая с практикой на тему Символика в пьесах А. Вампилова «Старший сын» и «Утиная охота».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ СИМВОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ 5

1.1. Толкование понятия «символ» 5

1.2. Символические образы и символика в художественном произведении 9

1.3 Функции символических образов и деталей в драматическом произведении 12

Выводы к первой главе 17

ГЛАВА 2. СИМВОЛИКА В ДРАМАТУРГИИ А. ВАМПИЛОВА 18

2.1. Роль символических образов и деталей в пьесе А. Вампилова «Старший сын» 18

2.2. Своеобразие символики в пьесе А. Вампилова «Утиная охота» 21

Выводы ко второй главе 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

  

Введение:

 

Философия и эстетика символизма формировались под влиянием самых разных учений  от взглядов античного философа Платона до символистских философских систем Нового времени В. Соловьева, Ф. Ницше и А. Бергсона. Творчество в понимании символистов  это подсознательное и интуитивное созерцание тайных смыслов, которые может обрести только художник-творец. Более того, невозможно разумно передать «тайну», которая предполагается. От писателя (поэта, драматурга) требуется не только сверхрациональная острота мысли, но и предельное владение искусством аллюзии: ведь ценность заключается в «аллюзии», «метафоре». Основное средство передачи тайного смысла произведения  символическое.

Актуальность работы. Творчество Вампилова изучали и продолжают изучать литературные критики, рецензенты и исследователи. Однако при анализе научных трудов видно, что исследователи не уделили достаточного внимания такому важному моменту в пьесах Вампилова, как символ. Этому вопросу посвящены работы С. Козловой, С. Смирнова и Е. Стрельцовой. Поэтому данная работа актуальна, так как поможет устранить пробел в освещении символизма в пьесах А. Вампилова.

Теоретическая база работы. Творчество Вампилова привлекает большое внимание критиков, литературоведов, исследователей. Для того чтобы полностью проследить, какие стороны творчества Вампилова освещались в литературоведении и критике, попытаемся критические работы разделить на следующие разновидности.

О жизни Вампилова писали Е. Гушанская, В. Зоркин, И. Петров, В. Распутин, А. Румянцев, Н. Тендитник и другие. Критики и литературоведы Т. Журчева, С. Смирнов, Е. Стрельцова, М. Туровская рассматривали в своих работах проблематику произведений А.Вампилова.

Объект данной работы – драматические произведения А. Вампилова. Предмет работы – система символов в пьесах автора.

Целью работы является детальный анализ системы символов в произведениях А. Вампилова «Старший сын» и «Утиная охота». Таким образом, в соответствии с целью, были сформированы следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть толкование понятия «символ» в литературе;

2. Выделить место символических образов и символики в художественном произведении;

3. Охарактеризовать функции символических образов и деталей в драматическом произведении;

4. Проанализировать роль символических образов и деталей в пьесах А. Вампилова «Старший сын» и «Утиная охота».

Материал работы – драматургические произведения А.Вампилова («Старший сын» и «Утиная охота»).

Методы работы, с помощью которых осуществлялось исследование: анализ научных трудов по теме работы, описательно-аналитический и сравнительно-типологический методы.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В контексте данной работы нами были рассмотрены особенности системы образов в двух абсолютно разных по духу пьесах А. Вампилова «Старший сын» и «Утиная охота».

Проблематика и главная идея первой пьесы заявлены в самом названии драматического произведения. Автор не случайно заменил первоначальное название «Предместье» на «Старший сын». Главное — не то, где происходят события, а то, кто участвует в них. Уметь думать, понимать друг друга, поддерживать в трудные минуты, проявлять милосердие  вот главная идея пьесы Александра Вампилова. Автор не определяет жанр пьесы. Наряду с комическим в пьесе немало драматических моментов, особенно в подтексте высказываний Сарафанова, Сильвы, Макарской.

Притчевая основа произведения помогает А. Вампилову вести языковую игру – имитировать то, что события сюжеты не сценические, а реальные. Реализация аллегорической основы также позволяет читателю оценить несовершенства главных героев как естественные и нормальные, требующее от окружающих оценки поступков таких персонажей.

Тема «изживания себя», духовного упадка лейтмотивом проходит через все действие пьесы «Утиная охота». Траурная музыка, похоронный венок, фраза «жизнь, в сущности, проиграна»  характерные детали, сопровождающие развитие действия. Самое страшное то, что Зилов давно уже смирился со своим падением.

Романтическая символика «утиной охоты» подчеркивает двойственность героя. В ней заключена мечта о единении с природой, в которой он может обрести свою духовную целостность и смысл своего существования.

Почти все герои Вампилова молоды и беспечны. Они легко идут по жизни, совершая свои прекрасные глупости. Но наступает день, когда становится ясно, что беспечность,  это всего лишь игра, щит, прикрывающий ранимую сердцевину души. Наступает день, когда они должны проявить свое истинное «Я», сделать выбор, от которого будет во многом зависеть их дальнейшая судьба. Говорят, что все мы живем для какого-то самого главного момента жизни, когда и придется высыпать из мешка своей жизни все, что мы в него положили, чтобы выбрать что-то самое главное,  то, что поможет нам в трудной ситуации не сломаться, но стать сильнее. Впрочем, для автора героем является не тот, кто не спотыкается, а тот, кто находит силы подняться и идти дальше.

Ценность символов в рассмотренных нами пьесах  это неразрывное сочетание интеллектуальных, идеологических принципов и эмоциональной оценки. Идеи и чувства в символах обобщены. Они служат конструктивным принципом, законом, определяющим многочисленные конкретные формы выражения символического содержания (жизни и смерти, любви и ненависти, обиды и прощения, смысла и опустошения).


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ СИМВОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Толкование понятия «символ»

Чтобы исследовать данную тему, сначала нужно установить, что такое «символ», историю его формирования и его значение в художественном контексте.

В искусстве символы всегда играли особенно важную роль. Это связано с природой изображения  основной категории искусства. Ведь каждый образ в какой-то мере условен и символичен, хотя бы потому, что воплощает в себе универсальность индивидуального. В художественной литературе символизм таится в любом сравнении, метафоре, параллели. Антропоморфизм басни, аллегория сказки по сути своей символичны во всех смыслах этого слова. Символы  это характеристики художественного образа с точки зрения значения, выражения или определенной художественной концепции. Они неотделимы от своей образной структуры и известны бесконечной двусмысленностью своего содержания. Разные поэты и писатели вкладывали в понятие символа разное содержание. В связи с этим ниже мы приводим несколько определений понятия «символ».

Еще А.Ф. Лосев отмечает, что «понятие символов в литературе и искусстве  одно из самых расплывчатых, запутанных и противоречивых» [Лосев, 1995: 6]. Проблемой изучения природы символов занимались многие  от Платона и Аристотеля до М.М. Бахтина и Ю.М. Лотмана.

Само название «символ» происходит от греческого слова «symbolon», которое переводится как «опознавательный знак». В искусстве «символ» трактуется как общеэстетический аспект, выявляемый путем сравнения с родственными аспектами художественной образности, с одной стороны, и символическими и аллегорическими с другой. В широком смысле можно сказать, что «символ  это изображение, взятое в его переносном смысле,

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы