Курсовая с практикой на тему Символика повести А.Платонова «Котлован»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1 Теоретические основы
исследования. 5
1.1 Социалистический
реализм как литературное направление 1920-1930-х годов 5
1.2 Символизм в
литературном произведении. 8
2 Символы в произведении
Андрея Платонова «Котлован». 13
2.1 Дом. 13
2.2 Рабочие и крестьяне. 17
2.3 Настя. 21
2.4 Свет и тьма. 23
2.5 Котлован. 26
Заключение. 29
Список использованной
литературы.. 32
Введение:
Актуальность
данного исследования определяется широким интересом современного
литературоведения к творчеству Андрея Платонова. Когда Андрей Платонов умер в
бедности и безвестности в 1951 году, никто не мог предсказать, что через
полвека он станет считаться одним из лучших отечественных писателей XX века.
Среди его произведений выделяется повесть «Котлован» (1929-1939 гг.) на темы
индустриализации и коллективизации. Андрей Платонов начинал писать как
убежденный коммунист, но был потрясен коллективизацией и политикой сталинизма,
и теперь «Котлован» читается как честное свидетельство о 1930-х годах. Платонов
был почти единственным представителем своего поколения, кто писал о тотальной
коллективизации правдиво и глубоко.
Повесть «Котлован» поражает своей мрачностью
и беспросветностью и выделяется на фоне типичных для советской литературы
произведений в стиле «социалистического реализма». «Котлован» продолжает
традиции русского модернизма, которые вовсе не прервались в 1917 году. К концу
1920-х годов, когда был написан «Котлован», в России до предела обострилось
противоречие между рациональными представлениями о прогрессе и свободой
человека. Модернисты всегда отвечали на подобное противоречие такими приемами,
как ирония, абсурд и гротеск. «Котлован» соединяет в себе черты утопии и
антиутопии, по этой причине «Котлован» имеет сложную историю публикаций.
Написанный в 1929-30 годах, он оставался неопубликованным в СССР до 1987 года,
но повесть была опубликована (на русском языке) в США в 1973 году. Но Платонов не
просто продолжает традиции модернизма, он их изменяет; подобные трансформации
получили в литературоведении обозначение «постсимволизм». Построение социализма
в повести «Котлован» описано гротескно, неоднозначно, символически.
Целью
курсовой работы является изучение символики повести Андрея Платонова «Котлован».
Объектом
исследования данной курсовой работы является творчество Андрея Платонова.
Предметом исследования
выступает символика повести Андрея Платонова «Котлован».
Согласно
поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
1) изучить
социалистический реализм как литературное направление 1920-1930-х годов;
2) выявить
подходы к изучению символики литературного произведения;
3) исследовать
символы в повести «Котлован»: символику дома; рабочих и крестьян; Насти; света
и тьмы; котлована.
В
качестве методов исследования в
работе были использованы теоретические, эмпирические и аналитические методы,
которые позволили решить поставленные задачи. Среди них описательный метод,
биографический метод, культурно-исторический метод,
сравнительно-сопоставительный метод, мифологический метод.
Методологической базой исследования
стали научные труды отечественных и зарубежных ученых, среди которых: С.С.
Аверинцев, Н. Азарова, А. Александров, А.К. Булыгин, Н.Ю. Голованова,
Н.И. Дужина, Н.В. Корниенко, Н.Л. Лейдерман, Н.В. Ломоносова,
М. Немцов, А.И. Павловский, Л.А. Спиридонова и др.
Материалом для исследования
послужил текст повести Андрея Платонова «Котлован».
Структурно работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы,
включающего 30 наименований.
Заключение:
Повесть
«Котлован» – это произведение о сталинской политике индустриализации и
коллективизации, которая привела к раскулачиванию (уничтожению) части
крестьянского класса в российской деревне. Важнейшим мифом периода
коллективизации являлось представление, что социализм – благо для всех
трудящихся, мир всеобщего счастья и благоденствия. На пути к социализму стоит множество
преград. В первую очередь это цепляющиеся за имущество зажиточные классы:
буржуазия и кулачество, которые скрываются и ждут удобного момента для
нанесения удара. Стоит их только уничтожить, как дорога к счастью будет
открыта. Основным
методом литературы считался «социалистический реализм», согласно которому
писатель должен был описывать строительство социализма. И даже если в
произведении были отдельные трагедии, все они должны были блекнуть в свете
победы общего дела строительства социализма. Однако Андрей Платонов подошел к
описанию подобного оптимистического строительства своеобразно, и создал
повесть, наполненную мрачноватыми символами.
Символ – это
сложное понятие, так как интерпретация символа всегда частично зависит от автора
и читателя, и нельзя однозначно определить значение символа. Но в любой
культуре есть целый ряд общепонятных символов, что позволяет писателям
создавать произведения с глубоким символизмом.
В
«Котловане» описано строительство «общего пролетарского дома», параллельно с
которым идет уничтожение крестьян. Этот дом – грандиозное сооружение, но
процесс строительства противоречит привычным представлениям о том, что такое
«дом». Символ дома в любой культуре связывается с такими понятиями, как защита,
счастье, комфорт. Отличительными чертами строителей являются беззащитность
перед природой, отсутствие счастья и комфорта, так как они живут в бараке, а
спят прямо на земле. Это позволяет предположить, что строить счастье
(социализм) им в буквальном смысле не на чем, у них нет опыта жизни в доме, нет
той основы, которую они могли бы положить в фундамент общего дома. Поэтому
строительство и не может продвинуться дальше рытья котлована под фундамент.
Одной из
принципиальных идей социалистического реализма можно назвать важную роль
рабочих. Поэтому рабочие, роющие котлован, в соответствие с законами
социалистического реализма должны описываться как самые продвинутые люди. Они с
утра до вечера роют котлован, что вроде бы должно вызывать уважение к их
трудолюбию. Однако в повести все строители дома, от землекопов до инженера,
отличаются одной общей чертой – отсутствием личной жизни. У них нет ни дома, ни
семьи, почти нет собственных вещей. Где-то должны быть начальники, отвечающие
за строительство, однако они не показаны, то есть государство в повести
представлено в виде безликой силы. Строители котлована – это пример иронии
Платонова по отношению к идее исключительности рабочего класса и необходимости
государства. Есть в повести еще одна группа людей – это крестьяне. Повесть
писалась Платоновым в разгар коллективизации, следствием которой было
уничтожение части крестьян и подрыв народной культуры. В повести крестьянам предлагается или
записаться в колхоз, или быть отправленными на плоту неизвестно куда.
В середине
повествования в повести появляется девочка Настя. Строители котлована берут ее
на воспитание. Воспитание сводится к тому, что девочку учат спать в гробу и ненавидеть
кулаков, и вскоре она уже сама предлагает их убить. Но на празднике по случаю создания
колхоза девочка простужается и умирает. Таким образом, радость по поводу
чьей-то гибели несет смерть.
Тем временем
в повести все чаще возникает образ мрака, символика которого связана с могилой
и смертью. Одновременно все реже появляется образ света. Мрак постепенно
стягивается к образу котлована. Хотя после смерти девочки Насти копание
котлована окончательно теряет смысл, землекопы продолжают рыть котлован,
который углубляется, и уже похож не на яму, а на пропасть. Строительство
заходит в тупик, но основная проблема в том, что землекопы к этому времени уже
неспособны остановиться.
Общее дело,
грандиозное строительство не смогло объединить рабочих и сделать их
счастливыми. Платонов показывает бесперспективность идеи 1920-х годов о том,
что достаточно перебить всех врагов (буржуазию, кулаков и т.п.), как сразу
наступит счастье. В его повести «враги» погибают, но победившие рабочие сами
себя закапывают в могилу котлована.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические основы исследования
1.1 Социалистический реализм как литературное направление 1920-1930-х
годов
Впервые словосочетание
«социалистический реализм» появилось в статье «Литературной газеты» от 23 мая
1932 г. [19, с. 77]. Как основной метод советской литературы он был призван
отражать этапы строительства социалистического общества в его движении к
коммунизму.
В 1934 г. на Первом всесоюзном съезде
советских писателей о своеобразии социалистического реализма говорили М.Горький
и А.Фадеев, Н.И.Бухарин и А.А.Жданов. Горький подчеркнул: «Основным героем
наших книг мы должны избрать труд, т.е. человека, организуемого процессами
труда» [16, с. 13].
В 30-е годы
главное место в литературе заняли темы социалистического строительства.
Основной задачей писателей стал показ труда советских людей и его влияния на
формирование нового сознания и морали советского человека. Главными героями
произведений литературы стали рабочие, крестьяне, интеллигенция, строящие
социализм.
Советские
писатели создавали произведения, тесно связанные с жизнью и трудом советского
народа. Индустриализация, коллективизация страны, формирование человека
социалистического общества, историческое прошлое народа – таково основное
содержание советской литературы этого периода.
Ведущей
темой советской литературы 30-х годов становится созидательный труд строителей
социализма. Главным героем произведений, по сути, является советский народ [6,
с. 56].
Одна из
приоритетных тем производственного романа – тема созидательного труда и
соответствующий приоритетный тип героя. Объектом изображения стал труд.
Формирование
жанра производственного романа стимулировалось не только изобилием жизненного
материала (развитие производства и строительства, ритм первых пятилеток), но и
требованиями со стороны литературной критики.
Например,
четко они были выражены в редакционной статье «Литературной газеты» от 29 мая
1932 года: «Перед писателем стоит важная, ответственная и почетная задача –
создать такие художественные произведения, которые были бы понятны и нужны
строителям социализма, которые бы помогли выкорчевывать собственнические навыки
из сознания людей» [21, с. 205].
Социалистический реализм следует великой
традиции русского реализма XIX века в том, что он претендует быть объективным
зеркалом жизни. Однако он отличается от более раннего реализма в нескольких
отношениях. «Реалистами» были Гоголь, Толстой, Чехов и другие лучшие русские
писатели. Но реализм Л.Н. Толстого и А.П. Чехова неизбежно передавал
критическую картину общества, которое он изображал (отсюда и термин
«критический реализм»).