История русской литературы Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Символика города в творчестве Марины Цветаевой

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. СИМВОЛИКА ГОРОДА В РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ. 6

1.1.Образ города в русской прозе. 6

1.2. Образ города как категории
пространства в творчестве поэтов Серебряного века. 12

ВЫВОДЫ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ.. 26

2 ГЛАВА СИМВОЛИКА ТВОРЧЕСТВА МАРИНЫ
ЦВЕТАЕВОЙ.. 28

2.1.Часто встречающиеся образы в
лирике Цветаевой. 28

2.2. Символика Москвы в творчестве
Марины Цветаевой. 32

ВЫВОДЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ ГЛАВЫ.. 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 40

  

Введение:

 

Сегодня имя Марины
Цветаевой прочно стоит в ряду классиков русской литературы, а ее творчество
является объектом пристального внимания и изучения не только литературоведов и лингвистов,
но и философов, театральных критиков, искусствоведов, культурологов и т.д.
Такой интерес не случаен и закономерен. Марина Цветаева родилась на рубеже двух
эпох, воспитывалась и формировалась в условиях «новой жизни». Судьба Цветаевой
связана с самыми страшными катаклизмами, происходившими в России первой
половины ХХ века.

Марина Цветаева начала
свою поэтическую жизнь в восемнадцать лет, буквально ворвавшись в русскую
литературу. Во времена господства символизма и футуризма она дерзко заявила о своей
самостоятельности, независимости от направлений и групп. «Я все знала отродясь.
Я никогда не была в русле культуры. Ищите меня дальше и раньше»[1], — утверждала она в одном
из писем.

Литература о М.И.
Цветаевой представляет собой прежде всего прижизненные журнальные и газетные
публикации и большой корпус работ современных литературоведов, состоящий из
монографий, диссертационных исследований, журнальных и газетных публикаций.
Первым, кто отозвался на появление нового поэта был Максимилиан Волошин. Он отметил
подлинность стихов Цветаевой, а также то, что «никому не удавалось писать о
детстве из детства»[2].

Большую рецензию написала
М. Шагинян, отмечая «самоцельность» автора, оригинальность тематики ее ранних
стихов. Все последующие рецензенты, такие как Д. Святополк-Мирский, М. Слоним,
Г. Федотов, В. Вейдле, Г. Адамович, по-разному трактовали творчество Цветаевой.
Однако критика всегда отмечала оригинальный язык Цветаевой, неповторимую
творческую манеру.

В России цветаеведение
как наука формируется с 1980-х годов, когда после долгого замалчивания начали
издаваться сборники ее стихов с комментариями, монографии М.И. Белкиной, А.
Павловского и др. Следует отметить, что зарубежное цветаеведение начало
формироваться несколько раньше, чем на родине поэта. К 1961 году из 44 статей,
написанных о Цветаевой, 43 опубликованы за рубежом. В 1966 году в США вышла
книга С. Карлинского «Марина Цветаева: ее жизнь и искусство. Исследованию
зарубежного цветаеведения посвящена обстоятельная диссертация И.К. Цаликовой
«Жизнь и творчество Марины Цветаевой в рецепции зарубежной славистики: Англия,
США», защищенная в Ишиме в 2005 году.

На современном этапе
цветаеведение можно разделить на три основных направления: биографическое
(представленное книгами И. Кудровой и В. Швейцер и др.); лингвистическое
(работы Ю.М. Лотмана, М.Л. Гаспарова, Л.В. Зубовой, М.И. Масловой, Е.Г.
Эткинда, О.А. Фещенко и др.) и литературоведческое (здесь также надо упомянуть
имя И. Кудровой, назвать имена Н.О. Осиповой, С.И. Ельницкой, Ю.М. Кагана и
др.).

Одно из
основных отличий художественного текста от любого другого состоит в том, что в
нем действительность представлена в виде образа. Деление текстов на
художественные и нехудожественные основывается на том, что у человека
существуют две разные системы мышления: логическое и образное.

Как
пишут литературоведы, любое произведение художественной литературы не может
воспроизводить процессы, существующие в пространственно-временном вакууме.
Поэтому художественный мир произведения наделен этими категориями, пусть и
условно.

Первенство
применения параметров «пространство» и «время» к смыслу художественного
произведения ученые признают за Аристотелем. Далее следуют имена М. М. Бахтина,
Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова. Благодаря их трудам категории
«пространство» и «время» прочно утвердились как основополагающие категории в
литературоведении.

Одна
из самых любимых категорий пространства в поэтическом творчестве – это
категория города. Литература, исследующая тему города в творчестве поэтов и писателей,
довольно обширна. Эсхатологическое пространство города в стихах Анны Ахматовой
и Александра Блока исследуют С.Э. Козловская и Н.В. Шмидт, сравнительный анализ
тропов в одноименных циклах «Город» А. Блока и М. Богдановича делает Е.А.
Тихомирова. Исследователь М.В. Безродный уже в 80-е годы проанализировал цикл
Александра Блока «Город».

Тема Москвы в творчестве Цветаевой поднималась многими исследователями.
Кирьянова Е.И. пишет диссертацию на тему «Феномен дома в творчестве Марины
Цветаевой», схожая тема интересует O.A. Фещенко в ее диссертационном
исследовании «Концепт ДОМ в художественной картине мира М.И. Цветаевой». Однако отдельного исследования, целиком посвященного раскрытию
темы города во всем творчестве Марины Цветаевой нет, хотя все, кто писал о Цветаевой,
уделяют этой теме большое место. Поэтому выбранная тема кажется нам актуальной.

Цель исследования –
рассмотреть символику раскрытия темы города в творчестве Марины Цветаевой.

Для
достижения цели были поставлены следующие задачи:

•Раскрыть
образ города как категории пространства в творчестве поэтов Серебряного века

• Рассмотреть
образы города в прозе.

• Выявить
основные символы в творчестве Марины Цветаевой


Рассмотреть раскрытие образа города в поэзии и прозе Марины Цветаевой.

Объект исследования – творчество
Марины Цветаевой.

Предмет исследования –
образ города в творчестве Марины Цветаевой.

Методы исследования:
изучение, анализ, синтез.

Структура
исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка [1] Цветаева
М. Избранные произведения. / Марина Ивановна Цветаева. – М.: Новое литературное
обозрение, 1999. – с. 5. [2] Волошин,
М. А. Стихотворения. Текст. / Максимилиан Александрович Волошин. – М.:
Профиздат, 2007. – с. 6.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Писать о таком поэте как Марина Цветаева и просто и в то же
время очень трудно. О ней написано очень много и написано самыми серьезными и
глубокими исследователями. Но, как нам показалось на протяжении всего
исследования, каждому человеку есть, что открыть в большом поэте. Рассмотрев
особенности поэтического текста, мы раскрыли городскую тему, как категорию
пространства, являвшуюся одной из основных категорий художественного текста и
рассмотрели, как эта тема звучит в поэтических текстах современников Марины
Цветаевой, поэтов Серебряного века, как по-разному они касаются этого важного
для всех образа. Образ города может строиться как пространство, а может стать
образом главного героя, который печалится, радуется, болеет, надеется.

Тема города в творчестве Цветаевой представлена очень
разнообразно, это далеко не всегда гимн, так же, как и не каждый день праздник.
Цветаева переживает вместе с городом свои горести, а потом вдруг оказывается,
что поэт переживает уже не свои, а общие городские беды, связанные с
переломными событиями, выпавшими на их общую долю.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. СИМВОЛИКА
ГОРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1.1.Образ города в русской
прозе Русское
искусство рубежа XIX — XX веков, и особенно такой его вид, как литература,
наиболее ярко представлено направлением символизма. Он понимался по-разному как
исследователями, так и литераторами, причислявшими себя к этому течению.
Большей частью символизм осознавался как отражение мистических, духовидческих
или пророческих озарений. Художественный символ является основным
конструктивным элементом поэтической речи в единой системе образных средств
изобразительности. Как пишет Э. Я. Кравченко в статье, посвященной Андрею
Белому: «Символизация — средство интуитивного художественного познания мира.
Символ — посредник между противоположностями сознательного и бессознательного,
реального и идеального, временного и вечного, конечного и бесконечного,
индивидуального и универсального, явления и сущности. Символ — микрокосм
гармонии мира и человека»[1].

Черты
будущего художественного текста в замысле поэта, по словам А. С. Пушкина,
различаются «сквозь магический кристалл». Это отмечалось и другими писателями в
сборнике «Как мы пишем». А. Белый отмечал: «…я искал сюжета к переживаемому
мной звуку темы, который, в свою очередь, был синтезом материала,
запротоколированного памятью»… «На первой же странице текста приходится
определить основу всей музыкальной ткани, услышать ритм всей вещи», — утверждал
Е. Замятин»[2]. [1] Кравченко
Э. Я. Символ и его функционирование в художественном тексте // Вестник РУДН,
сер. Лингвистика. 2002, № 4. – с.147. [2] Там же.
С. 150.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы