Русский язык и литература Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Символическая образность в повести Астафьева «Звездопад»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 «ЗВЕЗДОПАД» В. П. АСТАФЬЕВА 5

1.1 «Звездопад» как объект литературоведческих исследований 5

1.2 Символы и проблематика «Звездопада» 12

ГЛАВА 2 ПРОЗА В. П. АСТАФЬЕВА В ШКОЛЕ 23

2.1 Произведения В. П. Астафьева как часть школьной программы 23

2.2 Конспект урока по повести В. П. Астафьева «Звездопад» 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

  

Введение:

 

Повесть В. П. Астафьева «Звездопад» представляет собой лирическое произведение, действие которого разворачивается в период Великой Отечественной войны. Однако от стандартной военной прозы его отличает сосредоточенность не на полевых размышлениях и переживаниях советских солдат, а на последствиях войны и ее влиянии на жизни отдельно взятых личностей. Главным в повести является жизненный путь и взросление главного героя Миши.

Произведение автора передает сквозь время то, какие именно потрясения испытывает человеческая душа, проходящая через боль расставания. Военные мотивы только усиливают данный элемент, демонстрируя обреченность и те изменения, которые человек проходит сквозь военные действия.

Именно поэтому данное произведение можно считать удачным для изучения в старших классах средней школы. Герой произведения, как и многие подростки, сталкивается со сложностью жизни и тяжестью принятия судьбоносных решений.

Помимо важной воспитательной мысли произведения, оно обладает глубоким символизмом, которые воплощается во многих образах, в том числе в образе звездопада.

Говоря об актуальности данного произведения, стоит отметить, что недавние глобальные события и последующая в российской действительности реакция на них является показателем кризиса внутреннего патриотизма среди многих граждан РФ. Как правило, данное чувство воспитывается со школьной скамьи через передачу поколенческого опыта, который заключен, в том числе и в литературных произведениях. Военная проза, в отличие от прозы документальной, посвященной той же военной тематике, куда более личностно и доступно открывает глаза подрастающему поколению на такие факторы как любовь к родине и патриотизм.

Целью произведения является разработка урока по изучению символической образности произведения В. П. Астафьева «Звездопад».

Для выполнения данной цели поставлены следующие задачи:

— Изучить историю, трактовки и реакции на произведение В. П. Астафьева;

— Проанализировать основную тему произведения, его символы и образность;

— Охарактеризовать место произведений В. П. Астафьева в современной школьной программе;

— Разработать урок по изучению символов и образов повести В. П. Астафьева «Звездопад».

Объектом данной работы является повесть В. П. Астафьева «Звездопад».

Предметом данной работы является символическая образность повести В. П. Астафьева «Звездопад».

Методологическая база исследования выражена как в общенаучных методах исследования, вроде анализа и синтеза, так и конкретных методов подходящих к полю исследования:

— Структурный метод;

— Биографический метод;

— Мифопоэтический метод.

Новизна работы заключается в том, что изучение символов и образов произведения «Звездопад» Астафьева станет основной для проектирования уроков в общеобразовательной школе.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе написания данной работы были поставлены задачи, решение которых отражено в выводах по главам работы.

Так, в первой главе рассматривалась история изучения и осмысления повести «Звездопад» критиками и литературоведами. Было установлено, что произведение во многом рассматривалось как лирическое, а военные эпизоды, как и прочие не связанные с основной сюжетной линией воспринимались как чужеродные.

Тем не менее общий фон повествования влияет на основные сюжетные события, становясь своего рода одним из сюжетных двигателей. Война хоть и не отражена в произведении полноценно, все-таки является смыслообразующим элементом повествования.

Основной вопрос, о возможности счастья во время войны, рассматривается сразу с нескольких временных точек, давая читателю скорее чувственные, нежели рациональные способы ответа на него. Именно на чувственное и рассчитано использование большинства средств выразительности.

Во второй главе рассматривалось значение и место проз Астафьева, а также был разработан урок посвященный рассмотрению символической образности в произведении на школьном уровне. Было установлено, что глубокий анализ символов и тем в рамках школьной программы не возможен, однако с помощью повести можно произвести введение в методологию подобного анализа.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 «ЗВЕЗДОПАД» В. П. АСТАФЬЕВА

1.1 «Звездопад» как объект литературоведческих исследований

Первый вариант повести «Звездопад» появился в 1960 году. Писалась повесть «на едином исповедальном дыхании». И в первоначальной редакции, не отягощённой госпитальными сценами, по мнению Н.Н. Яновского, она звучало более органично, «летяще».[Яновский, 1982]

«Звездопад», по мнению многих исследователей, отличается от большинства подобных фронтовых повестей 50-60-х годов. Основным отличием является отсутствие батальных сцен. Война уходит на второй план. Наблюдается некое «пренебрежение к военной фабуле, фронтовой одиссее героя». [Макаров, 1969. С. 20] Сосредоточенность на развитии любви всего хода повествования была столь сильной, что некоторые исследователи даже считали, что сцены, не имеющие отношение к развитию любовных отношений Лиды и Миши, в рассказе лишние: «Хотя эти сцены и хороши сами по себе, теперь в какой-то степени нарушают стилистическое единство». [Яновский, 1982. С. 201]

Все внимание читателя автор сосредотачивает на отношениях Миши и Лиды. Тема любви начинается с первых строк повести. Побывав на пороге смерти, еле-еле придя в себя после тяжелой операции, 19-летний юноша испытывает потребность в жизнеутверждающем чувстве, и увидев юную медсестру, влюбляется в нее. Все это мы наблюдаем глазами не юного Миши, а взрослого, мудрого человека, который оборачивается назад, в самое светлое для него время первой любви, совпавшее с войной.

Исследователи отмечают новаторство Астафьева в описании первой любви, удивительную поэтичность «Звездопада». Во многом это связано с выбранной автором исповедальной интонацией повествования.

Во-вторых, здесь «трагедия погибшей любви начисто лишена героического ореола» [Макаров, 1969. С. 21]: расставание главных героев происходит не из-за смерти на фронте, как это принято в пафосе военных произведений. И, наконец, нельзя не отметить новаторство писателя в

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы