История Европы Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Шлеймахер какой вклад он внёс в создании университета Гумбольдта и его развитие, какой вклад внёс сам Гумбольдт. Сравнить два подхода

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Вклад Вильгельма фон Гумбольдта в создание Берлинского университета 10

1.1. История создания Берлинского университета 10

1.2. Философия образования Вильгельма фон Гумбольдта 14

Глава 2. Влияние Фридриха Шлейермахера на концепцию берлинского университета 24

2.1. Философско-педагогические идеи Фридриха Шлейермахера 24

2.2. Сравнение подходов Вильгельма фон Гумбольдта и Фридриха Шлейермахера к процессу университетского обучения 29

Заключение 32

Список источников и литературы 34

  

Введение:

 

Актуальность исследования состоит в том, что основы, заложенные в философию обучения в университете Гумбольдта в начале XIX века, остаются одним из образцов и каноном для структур высшего образования многих стран. Этот университет был «первопроходцем» основных методик преподавания и организации обучения используемых повсеместно.

Рост национального самосознания в XIX в. привел к тому, что университеты, работающие по модели Гумбольдта, стали национальными университетами с преподаванием на национальных языках. В эту эпоху торжества национализма университеты становятся предметом национальной гордости.

Особенно ярко это стало проявляться после учреждения в 1901 г. Нобелевской премии, лауреаты которой получали мировую известность и становились предметом гордости не только страны, но и их альма-матер. Таким образом, успехи немецких университетов были признаны повсеместно, и студенты со всего мира стали стремиться приехать в Германию для получения или завершения университетского образования.

В этой связи становится актуальным вопрос об истоках философской и педагогической мысли, которые легли в основу одного из самых известных в мире Берлинского университета им. Гумбольдта.

Объект исследования: система образования в Пруссии впервой половине XIX века.

Предмет исследования: образовательные концепции Вильгельма фон Гумбольдта и Фридриха Шлейермахера.

Целью работы является выявление схожего и различного в подходах известных немецких философа, лингвиста, политика Вильгельма фон Гумбольдта и философа и теолога Фридриха Шлейермахера к процессу университетского обучения.

Задачи исследования:

— рассмотреть история создания Берлинского университета;

— изучить философию образования Вильгельма фон Гумбольдта;

— показать философско-педагогические идеи Фридриха Шлейермахера;

— сравнить подходы Вильгельма фон Гумбольдта и Фридриха Шлейермахера к процессу университетского обучения.

Хронологические рамки. Чтобы проследить идею университета Гумбольдта и исторические рамки для основания Берлинского университета, представлено состояние университетов в конце 18-го и начале 19-го веков.

Историография вопроса.

Историография по теме представлена многочисленными исследованиями.

Множество авторов рассматривают взгляды философов на теорию образования. Преимущественно данные работы посвящаются вопросам немецкой реформы образования и созданию Берлинского университета – это исследования А.Ю. Андреева , Н.А. Горловой .

А.Ю. Андреев считает, что «в разные исторические эпохи, говоря об университете, мы должны иметь в виду различные типы («модели») учебного заведения с разными образовательными функциями и ролью в обществе». Статья автора посвящена «рождению», так называемого, «немецкого классического университета».

В сборнике под редакцией Н.А. Горловой с теоретической и практической позиции освещаются проблемы современного языкового образования, в т.ч. вопросы общего и сравнительного образования, а также германской, французской, английской, итальянской, испанской культуры и филологии.

В монографияи Р.М. Габитовой рассмотрены философские взгляды Фридриха Шлейермахера. Автор исследует философские воззрения Фр. Гельдерлина и Ф. Шлейермахера. Р.М. Габитова приходит к выводу о том, что совершенно отличаясь по духовному складу и направленности своих интересов, оба философа близки по типу развиваемой ими философии — и тот и другой придерживались пантеистического мировоззрения. Для Гельдерлина был характерен пантеизм в эстетико-мистический форме, для Шлейермахера религиозно-мистической. Обе эти формы пантеизма являются типичными для философии романтизма, определяя собой ее соответствующие особенности.

Религиозно-нравственные основания философии Фридриха Шлейермахера в свете создания и функционирования Берлинского университета подробно рассмотрены Н.В. Ростиславлевой . Автор рассматривает вклад Ф. Шлейермахера в формирование модели немецкого классического университета, говоря о том, что Шлейермахером были предвосхищены многие идеи, позднее озвученные В. фон Гумбольдтом, а также определена роль религиозного переживания в продвижении к единой духовности и научной целостности

Впервые реконструкция «идеи гуманности» рассмотрена Э. Шпрангером для систематизации у Вильгельма фон Гумбольдта как самостоятельной философии образования. «Универсальность» и «тотальность» образования как решающей «формы жизни» «индивидуальности» одновременно обновляются Э. Шпрангером как эталон всей образовательной деятельности начала XIX века. Гуманность он называет истинным образом человека, который был нарисован Гумбольдтом в его воплощении, найденным в древности. И для Э. Шпрангера в 1910 году все еще имеет свое настоящее: «классическая древность остается непобедимым источником гуманистического образования» , как гласит школьная политика Э. Шпрангера. Когда он, год спустя, также анализирует «Реформу образования», которую реализовал Гумбольдт по мнению Э. Шпрангера в 1810 году, философские идеи образования возвращаются. Потому что эта реформа, как он излагает, была задумана «руководящей идеей», то есть философией образования, и была реализована на «этапах общего обучения» от начальной школы и ученых школ до университета, определяющих также «предметный школьный вопрос» и сопровождаемых правилами для подготовки учителей и вступительных работ, например, для учебной программы в Зюверне . Исследование Э. Шпрангера приобретает особую убедительность тем, что впервые использует неизвестные до сих пор комментарии Гумбольдта о политике в области образования, которые были созданы в 1809 году по случаю школьных планов для Кенигсберга и Литвы. Здесь он находит предпосылки для «общего» — школьного — «образования», обоснование и философское различие уровней обучения и связь системы образования от начальной школы до университета, которые с тех пор читаются как концепция Гумбольдта.

После того, как тема политической функции образования была вновь открыта, использование термина «образовательная политика» и терминов, полученных из нее, становится само собой разумеющимся. Так, Гельмут Шельский говорит о том, что Гумбольдт стал «государственным образовательным и высшим политиком» .

Исследование Клеменса Менце «Реформа образования Вильгельма фон Гумбольдта» во второй части озаглавлена «Политика в области образования и управление образованием» . Менце подробно описывает, почему и как провалилась реформа образования Вильгельма фон Гумбольдта.

Гумбольдт не был противником профессионального образования. Однако его требование состояло в том, чтобы не смешивать общее человеческое образование и профессиональное образование, а позволить первому предшествовать последнему в смысле гуманного обоснования. Клеменс Менце ясно показал это в следующих предложениях: «Гумбольдт отнюдь не выступает против профессиональных и специальных школ. Это часто высказываемое против него обвинение несостоятельно. Правда, он настаивает на чистейшем разводе между общеобразовательными и специальными школами. Однако это не означает, что специальные школы не оказывают образовательного эффекта и следуют только отдельным тенденциям назначения, да даже преподавания. Именно потому, что они следуют за общеобразовательной школой, такое отнюдь не чуждое им намерение, если рассматривать его исключительно для себя, исключено. Ибо в том-то и заключается основной смысл общеобразовательной школы, что она ставит молодых людей в положение, чтобы они могли постоять за себя и свободно принимать свое решение […] Таким образом, смысл общеобразовательной школы заключается в том, что она иммунизирует молодых людей от бесчеловечных притязаний, но не в том, что она должна защищать молодых людей от бесчеловечных притязаний. Это вообще исключает профессию из образовательного мышления» .

Теме, почему и как провалилась реформа образования Вильгельма фон Гумбольдта, посвящена работа Ульриха Хюбнера о Вильгельме фон Гумбольдте и политике в области образования. На четвертой странице обложки книги Хюбнера в качестве вывода говорится: «Прусская система образования 19 века должна искать других отцов-основателей, чем Вильгельм фон Гумбольдт» . Хотя это неправильно и преувеличено, это правильно в тенденции.

Но все тщательные толкователи Гумбольдта неоднократно отвергали ложные ярлыки. Тем не менее, неудачная образовательная политика также может быть предметом научных исследований. И нынешняя политика в области образования может задаться вопросом, какие из намерений следует пересмотреть в других исторических условиях. Именно это, помимо всех академических дискурсов, казалось, было намерением публикаций о Гумбольдте в конце XIX и начале XX веков.

Биографии и общефилософским воззрениям Вильгельма фон Гумбольдта посвящена монография Ф.-М. Конрада .

Многие работы посвящаются вопросам немецкой реформы образования и созданию Берлинского университета – это исследования Д. Беннера , А. Бермана , Х.Э Тенорта , Х. Шельски и др.

Источниковая база исследования.

Источниками в данной работе послужили непосредственно философские, педагогические и теологически работы Вильгельма фон Гумбольдта и Фридриха Шлейермахера .

Методы исследования. В работе были использованы:

— общенаучные методы: метод системного анализа, синтеза, структурно-функциональный, логико-интуитивный и др.;

— конкретно-исторические: историко-описательный, историко-генетический, проблемно-хронологический;

— компаративный метод.

Новизна работы заключается в сравнительном анализе влияния философских воззрений Вильгельма фон Гумбольдта и Фридриха Шлейермахера на создание и развитие Берлинского университета.

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Когда Вильгельм фон Гумбольдт занял свой пост в прусском управлении культуры и образования, образование молодых людей все еще было почти исключительно в руках духовенства. Учителями были церковники, часто такие, которые ни к чему не привели в церковном служении.

Поэтому Гумбольдт обосновал педагогическую подготовку – «педагогическую кандидатуру». Впервые теперь в государственных школах появились светские учителя с государственным – нерелигиозным — образованием.

Гумбольдт нашел свой образовательный идеал в образе человека греческой древности. Общаясь с античной культурой, студенты должны уметь раскрываться. Целью образования Гумбольдта было раскрытие всех способностей каждого отдельного человека. Он требовал строгого разделения общего и профессионального образования. Его целью было воспитание детей людьми.

По сей день идея Гумбольдта об образовании сохраняется в так называемых гуманистических средних школах и университетах.

Однако противники Гумбольдта критикуют якобы отсутствующую практическую составляющую образования. Особенно в трудные экономические времена, многие требуют большей ориентации академического образования на требования рынка труда.

Это влияние политических, религиозных или экономических интересов на научное содержание образования Гумбольдт хотел предотвратить. Наука была для него поиском истины, а высшее образование означало не просто образование, а образование человека.

На воззрения Вильгельма фон Гумбольдта большое влияние оказал Фридрих Шлейермахер.

Поэтому в ходе исследования мы сравнили подходы Вильгельма фон Гумбольдта и Фридриха Шлейермахера к процессу университетского обучения. Выделили их основные принципы, которые и дают нам полную картину схожести и различий.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Вклад Вильгельма фон Гумбольдта в создание Берлинского университета

1.1. История создания Берлинского университета

Даже сегодня Берлинский университет, основанный в 1810 году, считается «матерью всех современных университетов». В этом заслуга университетской концепции ученого и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта.

Гумбольдт представил себе «Universitas litterarum» – Университет Мировой литературы, в котором реализуется единство преподавания и исследований и обеспечивается всестороннее гуманистическое образование студентов . Эта мысль оказалась настолько успешной, что распространилась по всему миру и в последующие полтора столетия породила множество университетов того же типа.

На эту концепцию повлияли, в частности, идеи реформ философа Иоганна Готлиба Фихте, а также теолога и философа Фридриха Шлейермахера. Фихте также был первым избранным ректором Берлинского университета.

Первый семестр начался в 1810 году с 256 студентами и 52 преподавателями. Уже в самом начале Берлинский университет разделился на четыре классических факультета юриспруденции, медицины, философии и теологии .

Профессора, такие как Георг Фридрих Вильгельм Гегель (философия), Фридрих Карл фон Савиньи (право), Август Бекх (классическая филология), Кристоф Вильгельм Хуфеланд (медицина) и Альбрехт Даниэль Таер (сельское хозяйство), определили профиль преподавателей в понимании Гумбольдта.

Университет быстро стал первопроходцем во многих новых дисциплинах — не в последнюю очередь благодаря продвижению со стороны основателя Александра фон Гумбольдта, покровителя университета .

Со временем университет стал расширяться.

Например, когда Королевская библиотека перестала соответствовать требованиям преподавательской деятельности, в 1831 году была создана университетская библиотека, которой до 1898 года управляла Королевская библиотека. С 1910 года библиотека переехала в помещения Государственной библиотеки. В веймарский период она уже имела 831 934 тома (1930 г.), что сделало ее одной из ведущих библиотек Прусского университета. Только в читальном зале было свободно доступно 36 000 томов, а обменный фонд насчитывал более 200 000 томов.

Однако расширения университета касались не только библиотеки. С 1828 года первая берлинская альма-матер называлась «Университет Фридриха Вильгельма». Другие учебные объекты, которые уже существовали в городе, могли быть постепенно включены в состав университета, в том числе всемирно известное сегодня Шарите.

Медицинский корпус появился, когда в результате надвигающейся эпидемии чумы Фридрих I построил карантинный дом у ворот города. Этот «чумной дом» использовался для размещения бедных больных и немощных. Как гарнизонный и гражданский госпиталь, здание уже в 1726 году стало учебным заведением военной медицины и учебной школой для начинающих врачей.

Со строительством институтов естественных наук во второй половине 19 века появились самые современные научно-исследовательские и учебные заведения. В качестве ветеринарного факультета к университету была присоединена Ветеринарная медицинская школа, созданная еще в 1790 году, а в качестве сельскохозяйственного факультета — Сельскохозяйственный колледж, основанный в 1881 году. Для коллекций естественной истории, принадлежащих университету с 1810 года, в 1889 году было открыто новое здание — ныне Музей естествознания. И из-за тесного переплетения клинических и доклинических учреждений для медицинской школы на рубеже веков в 1900 году возникла обширная сеть образовательных учреждений различных научных дисциплин .

С 1908 года женщины получили право учиться в университете. Вскоре они смогли стать ассистентами и адъюнкт-профессорами в области исследований и преподавания, такими как физик Лиза Мейтнер. Однако официально набор женщин на обучение не проводился до 1945 года.

Международная привлекательность университета в первые десятилетия 20-го века стала следствием академических достижений.

Первую Нобелевскую премию по химии голландец Якобус Хенрикус ван’т Хофф получил в 1901 году за свои исследования законов химической динамики. Историк Теодор Моммсен опубликовал новаторские работы по римской истории и в 1902 году получил за это Нобелевскую премию по литературе.

Медик Эмиль фон Беринг получил первую Нобелевскую премию по медицине за разработку эффективного средства от дифтерии, несколько лет спустя за ним последовал Роберт Кох, первооткрыватель возбудителей туберкулеза и возбудителей холеры.

В мировой науке были известны химик Август Вильгельм фон Хофманн, физик Герман фон Гельмгольц, «тройка математиков» с Эрнстом Куммером, Леопольдом Кронекером, Карлом Теодором Вейерштрассе, а также медики Йоханнес Мюллер и Рудольф Вирхов с их специальностями, выходящими далеко за рамки Берлинского университета.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы