Курсовая с практикой на тему Школьная неуспеваемость подростков: причины и способы преодоления
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы школьной неуспеваемости в подростковой среде как психолого-педагогическая проблема 5
1.1 Понятие и виды школьной неуспеваемости 5
1.2 Общая характеристика неуспевающих школьников в подростковой среде 10
1.3 Основные причины школьной неуспеваемости и способы её преодоления 14
Выводы по первой главе 22
Глава 2 Эмпирическое исследование школьной неуспеваемости 23
2.1 Организация исследования. Описание методик 23
2.2 Анализ полученных результатов 27
Выводы по второй главе 33
Заключение 35
Список использованной литературы 39
Введение:
В настоящее время достаточно значимой проблемой в образовательной среде стала школьная неуспеваемость. Увеличение умственной нагрузки и проблемы социально характера оказывают сильное воздействие на психику детей, особенно в подростковом возрасте. Преобразования, которые постоянно возникают в мировом образовательном пространстве, накладывают отпечаток на организацию учебно-воспитательного процесса в школе. В связи с этим наблюдается повышение количества школьников, которые постоянно испытывают затруднения в учёбе и со временем становятся неуспевающими по определённым учебным предметам. Ребёнок начинает терять интерес к предметам, к самому процессу обучения, в результате возникает проблема школьной дезадаптации.
Психологи выделяют проблему дезадаптации школьников как одну из серьёзных проблем, которая требует решения на всех уровнях, начиная от родителей, заканчивая школой и при необходимости специалистов психологической службы.
Данная проблема рассматривалась в разных периоды, в частности изучением этого вопроса занимались такие педагоги как Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, В.И. Зыкова, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др. Считаем данную проблему актуальной и в наши дни, поскольку большое количество детей не справляются с учебной школьной программой, испытывая определённые затруднения.
Поэтому изучение причин и способов преодоления школьной неуспеваемости является достаточно актуальной темой для рассмотрения. В данной работе рассматриваются особенности неуспеваемости подростков и пути преодоления данной проблемы.
Цель работы – изучить особенности и причины школьной неуспеваемости, способы её преодоления.
Задачи:
— изучить понятие и виды школьной неуспеваемости;
— дать характеристику неуспевающих подростков;
— рассмотреть основные причины школьной неуспеваемости и способы преодоления;
— провести исследование школьной неуспеваемости с использованием различных методик.
Объект изучения – учащиеся, имеющие трудности в обучении.
Предмет изучения – причины и способы преодоления трудностей в обучении у школьников.
Методы изучения. При написании данной работы применялись методы:
— теоретические: описательный (при сборе материала, его систематизации, обобщении); методы анализа и синтеза;
— эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование. В ходе исследования применялись следующие методики: школьный тест умственного развития (ШТУР), методика на выявление школьной тревожности Филипса, методика Г.Н.Казанцевой по изучению отношения к учебным предметам.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведённой диагностики, а также представленные аналитические материалы могут быть использованы классным руководителями с целью диагностики отношения учащихся к учебным предметам; школьным психологом для выявления школьной тревожности у учащихся, испытывающих затруднения в учёбе с целью организации профилактической работы совместно с учителями-предметниками, классным руководителем и родителями.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из параграфов, заключения, списка литературы и приложения. Вводная часть обосновывает актуальность рассматриваемой темы, включает цель и задачи работы, объект и предмет исследования, определяет методы и практическую значимость курсовой работы. Работа включает 23 источников литературы.
Заключение:
Таким образом, в ходе изучения различной психолого-педагогической литературы было выявлено определение школьной неуспеваемости. Несмотря на большое количество понятий данного термина, в нашей работе под школьной неуспеваемостью мы понимаем несоответствие уровня знаний, умений и навыков подготовки школьника требуемым правилам и требованиям. Данное явление считается одним из самых сложных и многогранных, поскольку требуем разностороннего подхода к решению. Одной из задач современных учёных является поиск оптимальных путей по предупреждению и ликвидации в школьной среде школьной неуспешности и неуспеваемости.
В работе были выделены различные подходы к классификации и типологии неуспеваемости школьников. Среди самых распространённых типологий можно отметить классификации П.П.Блонкого, Л.С.Славиной, Н.И.Мурачковского и других. Необходимо отметить, что большое число трактовок и множество классификаций и типологий приводят к разнообразию подходов к школьной неуспеваемости. Вследствие этого возникает необходимость в учёте педагогами и специалистами, работающим с детьми, при организации учебной либо другой деятельности.
Как известно, подростковый возраст считается одним из самых сложных периодов в жизни ребёнка, поскольку характеризуется переходностью и нестабильностью в плане психологического развития. Многие психологи и педагоги рассматривали данный возрастной период с целью поиска эффективных путей в решении проблемы методически грамотной организации учебно-воспитательного процесса.
Нормальными явлениями в становлении подростка считается снижение учебной мотивации, потеря интереса к школьным занятиям, отсутствие должного внимания к выполнению поставленной учителем задачи. При этом отсутствие учебной мотивации, резкие изменения успеваемости, частые пропуски занятий по различным причинам является проблемой, которую необходимо решать со специалистом.
Одной из главных задач в данной работе было рассмотрение основных причин школьной неуспеваемости. Изучив различные подходы и работы отечественных психологов и педагогов можно выделить причины как внутреннего, так и внешнего плана. Как правило, внутренние причины связаны непосредственно со школой и преподаванием предметов, педагогической методикой и отношением ученика к учебной деятельности в целом. Внешние причины взаимосвязаны с окружающими ученика факторами, в частности, с семьёй, ровесниками, социальным окружением.
Среди основных причин школьной неуспеваемости выделим такие, как: школьная дезадаптация, неподготовленность школьников к обучению; задержка психического развития и проблемы соматического характера у ребёнка в результате хронических заболеваний; логопедические дефекты, нарушения зрения и слуха; плохие отношения учащегося с ровесниками и учителями.
В процессе изучения литературы были выделены особенности психолого-педагогической поддержки учащимся, которые испытывают затруднения в учебной деятельности. В работе предложены рекомендации и пути устранения неуспеваемости, среди которых выделяются: преодоление и предупреждение неуспеваемости различными методами, к примеру, развитие внутренних качеств личности ребёнка, повышение его самооценки и учебной мотивации и т.д. Большую роль играет помощи родителей учеников. Было выявлено то, что предупреждением и оперативной помощью педагога в развитии и содействии саморазвития ребенка является диагностика, педагогическая профилактика, педагогическая терапия и воспитательное воздействие. Диагностику неуспеваемости необходимо проводить на ранней стадии неуспеваемости в доступных для детей формах, а так же заинтересовать и включать в работу родителей неуспевающих школьников.
В исследовании представлены рекомендации и упражнения по оказанию педагогической поддержки неуспевающим школьникам, проведение которых дало положительную динамику в преодолении неуспеваемости.
Вторая часть работы посвящена эмпирическому исследованию, которое было проведено в 8 классе. Использовались такие диагностические материалы, как: ШТУР, методика Г.Н.Казанцевой «Изучение отношения к учебным предметам», тест по выявлению уровня школьной тревожности Филлипса.
В исследовании принял участие 30 обучающихся 8 класса. В процессе анкетирования, беседы были получены результаты, которые показали следующее. Проведённая диагностика по ШТУР выявила средний уровень развития интеллектуальных способностей у учеников 8 класса. По уровню тревожности среди исследуемых учащихся было выделено большая часть учеников с высоким уровнем тревожности (почти 59% всех учащихся), что свидетельствует о проведении системной работы в данном классе по предупреждению и преодолению подростковой тревожности. Это может в дальнейшем вызвать неуспеваемость среди школьников.
Проведя диагностику по изучению отношений восьмиклассников к учебным предметам, отметим, что большая часть склоняется к таким предметам как технология, физическая культура и гуманитарные предметы (русский язык, литература), поскольку, по мнению учащихся, эти предметы легко усваиваются и не сложны по сравнению с такими предметами как математика. Самыми нелюбимыми предметами стали естественно-научные предметы (биология и география), что подтверждается второй диагностикой, когда естественные мотивы занимают у учащихся последние позиции и проявляется отрицательное отношение к этим предметам.
Сравнив показатели исследования, нами была выявлена зависимость уровня школьной неуспеваемости от уровня интеллектуального развития и уровня тревожности. В частности, уровень школьной неуспеваемости в 8 классе прямо пропорционален уровню интеллектуального развития и имеет общее соотношение с уровнем школьной тревожности учащихся. Такая зависимость можно объяснить отсутствием интереса к обучению в целом, наличием личностных интересов у подростков. Предполагаем, что полученные в ходе исследования школьников показатели связаны с психологическими факторами и возрастными особенностями подросткового возраста.
Сделаем вывод, проведённое исследование по выявлению учащихся, имеющих затруднения в обучении и неуспевающих в учёбе среди учащихся 8 класса, выявила необходимость организации целенаправленной работы в направлении преодоления и предупреждения учебной неуспешности и неуспеваемости школьников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы школьной неуспеваемости в подростковой среде как психолого-педагогическая проблема
1.1 Понятие и виды школьной неуспеваемости
Многие известные психологи и педагоги рассматривали в своих трудах проблемы школьной неуспеваемости, проводя всесторонний анализ её причины и намечая разносторонние подходы к её преодолению и предупреждению. Отметим таких практиков, посвятившие данной проблеме свои работы – это Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, М.А. Данилов, А.М. Гельмонт, Л.В. Занков, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и многие другие. Практически каждый из учёных рассматривал понятие «школьная неуспеваемость», отмечая при этом собственный подход и выделяя определённые особенности данного термина. Рассмотрим некоторые из них.
Чёткое понятие школьной неуспеваемости в настоящее время не найти. Даже законодательство не даёт такого определения. Единственное, что имеется, что неуспеваемость является противоположностью успеваемости, под которой подразумевается «степень усвоения знаний, умений и навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, сознательности и прочности» [22]. Статья 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет термин «уровень образования» как совокупность требований. Исходя из этого, можно сделать вывод, что школьная неуспеваемость определяется недостаточным уровнем образования обучающегося. В этом же законе упоминается об академической задолженности как наличие неудовлетворительных результатов промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам без уважительных причин. Таким образом, очевидна связь школьной неуспеваемости и академической задолженности по какому-либо учебному предмету, нескольким предметам либо всем школьным предметам.
Проанализировав понятия и подходы различных учёных, можно выделить несколько определений школьной неуспеваемости.
Российская педагогическая энциклопедия трактует понятие неуспеваемости как «более низкий по сравнению с предусмотренным учебной программой уровень усвоения учащимися содержания образования» [17]. Неуспеваемость не даёт возможности учиться дальше и приводит к второгодничеству.
Известный педагог П.И. Пидкасистый под школьной неуспеваемостью понимал «систематическое отставание школьников в уровне усвоения содержания образования по сравнению с образовательными стандартами и программой обучения, в связи с чем дальнейшее обучение невозможно» [14].
По мнению В.Ф. Шаталова, школьная неуспеваемость представляет «несоответствие уровня подготовки или образования конкретного субъекта образовательного процесса требованиям, предъявляемым к нему на данном этапе» [14].
Н.В. Бычковой рассматривает неуспеваемость как «результат учебного процесса, но результат намного низкий, чем требуется». Его проявление автор видит «в суммарной, комплексной итоговой неподготовленности учеников за конкретный промежуток учебного времени и в дальнейшем появлении недостатков общей культуры поведения» [20]. Положительным в определении Н.В. Бычковой является то, что она выделяет интегрированный подход в понимании неуспеваемости. Автор отмечает влияние и личностных характеристик самого ученика, и внешних условий, в рамках которых проходит учебный процесс.
Ю.П. Вавилов характеризует школьную неуспеваемость как антипод успеваемости, под которой понимает необходимую степень усвоения предметных знаний, навыков и умений, установленных учебной программой, и обладающих полнотой, точностью, прочностью и сознательностью» [16]. Можно отметить, что автор рассматривает школьную неуспеваемость через степень усвоения школьной программы.
Однако не все педагоги-практики согласны с данной позицией. Так, Н.Р.Клементьева утверждает, что к школьной неуспеваемости относится не только низкий уровень знаний, не соответствующий нормативным требованиям, но и проблемы поведенческого плана [20]. По мнению автора, школьник не просто отстаёт по уровню знаний, умений и навыков, но очень часто пропускает уроки, не посещает дополнительные занятия, игнорирует учителей-предметников, классного руководителя.
Многие учёные исследовали школьную неуспеваемость с целью найти пути преодоления данной психолого-педагогической проблемы. Исходя из этого, было выделено множества классификаций и типологий школьной неуспеваемости.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся классификации, исходя из подхода, что неуспеваемость является результатом отставания в ходе обучения.
Большую роль в изучении причин неуспеваемости школьников сыграли исследования отечественного философа, педагога, психолога П.П. Блонского, который выделил 4 типа неуспевающих (Рис.1).
Рисунок 1 – Типы неуспевающих по П.П.Блонскому
Главными причинами выделения этих типов являлись: физическая слабость и умственная неразвитость. Однако вместе с тем он уделял внимание ещё одной внешней причине, к которой относил домашние условия и достаточно сильную внешкольную увлечённость ребёнка. Одним из достоинств исследований Блонского было то, что в его идеях прослеживалось единство между анализом причин неуспеваемости и разработанными учёным рекомендациями по их преодолению [5].
Проблемой школьной неуспеваемости занимались не только с педагогической точки зрения, но и с психологической. Всесторонне и наиболее подробно данный феномен изучила советский психолог Л.С. Славина, которая создала собственную классификацию учащихся, неуспевающих в учёбе. Однако за основу своей типологии она взяла психологическую запущенность школьника (Рис.2)
Рисунок 2 – Типология неуспевающих по Л.С. Славиной
Л.С. Славина выделила 5 типов по доминирующей причине, обозначив таким образом: не могут (наличие слабых способностей к учению), не хотят (отсутствие действенных мотивов), не умеют (неправильно сформированные действия к труду и обучению) [19].
Классификация, разработанная Н.И. Мурачковским, в основе содержит следующие принципы:
а) свойства, связанные с мыслительной работой;
б) направленность личности, включающая отношение к учению, «внутреннюю позицию» ученика.
Также рассматривались разные соотношения между названными частями. Автор классификации выделял три разновидности подобных соотношений:
1) сочетание низкого качества мыслительной работы с хорошим настроем к обучению, позиция школьника сохраняется;
2) сочетание высокого качества мыслительной работы с плохим настроем к обучению в условии частичной или даже полной «утрате позиций» школьника;
3) сочетание низкого качества мыслительной работы с плохим настроем к обучению в условиях частичной либо полнейшей «потери позиций» ученика.
Перечисленные соотношения выделенных свойств и разнообразие сочетаний позволяет выделить тип неуспевающего школьника, а также пути, способствующие преодолеть неуспеваемость каждой разновидности, внутри которой Н.И. Мурачковский определил подтипы исходя из следующих двух признаков:
а) средства, помогающие обучающимся компенсировать неуспех в обучении;
б) наличие или отсутствие направленности на конкретный вид работы в будущем [15].