Курсовая с практикой на тему Шизофренический дискурс. Сопоставление двух произведений.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЙ ДИСКУРС КАК ОБЪЕКТ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ 5
1.1. Понятие о шизофрении в гуманитарных исследованиях 5
1.2. Понятие «шизофренический дискурс» в постмодернистской философии 14
1.3. Шизофренический дискурс в литературоведческом аспекте 16
ГЛАВА 2. ОСВОЕНИЕ МОТИВА ШИЗОФРЕНИИ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА 19
2.1. Шизофрения в художественной рецепции К. Кизи и К. Воннегута 19
2.2. Сравнительный анализ особенностей построения шизофренического дискурса в произведениях К. Кизи и К. Воннегута 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Введение:
Среди ключевых мотивов, находящих свое отражение в художественной литературе, важнейшее место занимает мотив шизофрении. Человечество издавна характеризовалось особым отношением к понятию шизофрении, верой в то, что у каждого есть точная его копия, поэтому литература, будучи в определенном роде отражением жизненных картин, не обходит эти проблемы вниманием.
Таким образом, актуальность работы предопределена недостаточной разработанностью проблематики, связанной с описанием и анализом системы мотивов мировых литератур, их отражением в литературно-художественных текстах.
Работа актуальна и как опыт описания картины мира представителей мировой литературы ХХ века — этот опыт вносит определенный вклад в разработку проблем, связанных с описанием системы мотивов мировых литератур.
Основная цель настоящего исследования — анализ реализации мотива шизофрении в произведениях представителей мировой литературы ХХ века, — потребовала решения задач, в число которых вошли:
1. Теоретическое рассмотрение понятия «мотив»;
2. Анализ функционирования мотива шизофрении в литературе и литературоведении;
3. Анализ связи между биографией писателя и реализацией мотива шизофрении в творчестве;
4. Осуществление рассмотрения произведений представителей мировой литературы ХХ века в контексте реализации мотива шизофрении.
Объектом исследования является система мотивов произведений К. Кизи и К. Воннегута.
Предмет исследования – реализация мотива шизофрении в произведениях представителей мировой литературы ХХ века.
Методологию исследования составили филологический, комплексный, сравнительный, описательный методы научного анализа.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что уточняются и развиваются базовые понятия литературоведческой и лингвистической семантики, когнитивной лингвистики и лингвокультурологии — понятия мотива, концепта, художественного концепта, концептосферы, метаконцепта, функционального тезауруса, ключевого слова и т.д.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее положения и результаты могут быть использованы в разработке общих курсов по теоретическим и историческим аспектам литературоведения, в спецкурсах по лингвоконцептологии, лингвопоэтике, истории и теории литературы.
Структура исследования определяется его целью и задачами.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Герой-двойник является неотъемлемым элементом композиции, так как всё повествование строиться на взаимоотношениях протагониста с его двойником. Главной темой всех проанализированных произведений является противостояние протагонистов с их двойниками.
Данный тип двойника является проекцией души главного героя, которая выступает как отдельный персонаж по значимости равный главному герою. Из анализа выбранных произведений следует, что все двойники являются результатом раздвоения личности главного героя. Двойник – это часть души протагониста, которая имеет отдельное физическое оформление, поэтому в произведениях выступает как отдельный персонаж.
Двойник появляется в произведениях как итог неразрешимого конфликта двух начал, живущих в душе протагониста: зла и стремления творить добро. Главный герой находится в разладе не только с самим собой, но и с обществом, тем самым в произведениях затрагивается нравственно-моральная проблема. Чаще всего двойник является воплощением отрицательных качеств, потаенных желаний или поведения, которое несовместимо с моральными убеждениями общества и самого героя.
Обязательным условием определения такого типа шизофрении является полная противоположность двойника главному герою. Хоть, по началу, между двойником и протагонистом чувствуется близость и схожесть, то затем двойник становится злейшим врагом главного героя, что можно наблюдать во всех данных произведениях.
Невозможность сосуществования обеих частей души в одном человеке, приводит к расщеплению сознания главных героев. Хоть произведения и несут в себе одинаковый тип шизофрении, конечно, идейный смысл данных произведений разный.
Протагонист не смог смириться с гнетущей его действительностью, это привело к чудовищным последствиям в сознании и душе героя. Тем самым затрагивается вопрос экзистенциальности.
Ситуация борьбы обусловливается независимостью, а стремление к поглощению оригинала, слиянию с ним – незавершенностью. Если быть более точным, то желание слияния с собственным оригиналом, причиной которого является определенная брешь – пустота, вместилищем которой является сам эпицентр сущности двойника (т.е. место, предназначенное для фигуры оригинала, которая в соответствии со своим образом и подобием формирует данную сущность), зачастую приводит к ситуации, когда двойник поглощает оригинал: данный трагический исход характерен для героев всех проанализированных произведений, которые вступают в отношения шизофрении. И у них не остается иного выхода, поскольку то, как обострено противостояние, никак не отменяет того, что они испытывают друг к другу влечение, которое непреодолимо.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЙ ДИСКУРС КАК ОБЪЕКТ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
1.1. Понятие о шизофрении в гуманитарных исследованиях
В процессе изучения и понимания окружающего мира в сознании человека формируются концепты и категории, как результат классификационной деятельности. Концепты и категории это конечные результаты данных процессов концептуализации и категоризации, которые лежат в основе когнитивных способностей человека.
Некоторые ученые акцентируют внимание на том, что понятие «концепт» берет свое начало в сфере математики 80-х годов, откуда успешно перешло в направления лингвистики и литературы. Капустина С.В. же в своей монографии говорит, что история термина «концепт» представляет собой «связующее звено» между эпохами Средневековья и Миллениума». В связи с этим литературовед предлагает периодизацию развития концепт-теории.
Первым этапом выделено зарождение понятия. Своим происхождением оно обязано концептуальному направлению философии, сформированном на трудах П.Абеляра. Второй этап развития концептологии связан с трудами В.С. Библера, Н.А. Бердяева. Третий этап охватывает конец ХХ-начало ХХΙ веков, когда концепт уже исследуется не только в философии, но в широком ряде гуманитарных дисциплин.
Н.Д. Артюнова определяет концепт как понятие практической философии, которое есть результатом взаимодействия традиции, фольклора, идеологии, жизненного опыта, религии, понимания искусства и набора ценностей. Концепты формируют «своего рода культурный слой, посредничающий между человеком и миром».
Для А.А. Залевской концепт – это «спонтанно функционирующее в познавательной и коммуникативной деятельности индивида базовое перцептивно-когнитивно-аффективное образование динамического характера, подчиняющееся закономерностям психической жизни человека».