Курсовая с практикой на тему Щепкин и его ученик И.В.Самарин в роли Фамусова
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Комедия «Горе от ума» 4
2. Интерпретация роли 8
Заключение 31
Библиографический список 33
Введение:
Имя Александра Сергеевича Грибоедова, жившего и творившего в начале XIX века, до сих пор на слуху. А ведь всего одна комедия, «Горе от ума», сделала писателя признанным классиком русской литературы: это произведение изучают в школе, успешно ставят в театре, экранизируют.
Создание такой пьесы, гениальной, неустаревающей, обусловлено во многом и личностью автора, человека очень разностороннего, умного и талантливого.
Грибоедов имел замечательные лингвистические способности – владел шестью языками. Любителям музыки он известен как композитор. Увлекающиеся историей знают, что Грибоедов помогал заключить Туркманчайский мирный договор между Россией и Персией.
То есть это, действительно, был человек выдающийся, сумевший за свою недолгую жизнь проявить себя как литератор, музыкант и дипломат. К слову, именно дипломатическая служба стала причиной гибели Грибоедова, который вместе с другими членами посольства Российской империи в Персии был убит религиозными фанатиками в 1829 году.
Однако «Горе от ума» обеспечило Грибоедову бессмертие.
Замысел комедии зародился у драматурга в связи с наблюдениями за нравами и бытом «лучших» людей России, того самого высшего света, к которому обращен знаменитый монолог Чацкого «А судьи кто?». Неприятие автором современной действительности емко выражено в реплике героя-резонера: «Нет! недоволен я Москвой». Само недовольство касалось не только современного автору периода, начала XIX века, но и екатеринских времен, которые также безжалостно рисуются в комедии.
Заключение:
Также в постановке Богданова было решено «очистить бессмертное творение Грибоедова от всех пошлостей», перестать воспринимать его комедией с танцами. Но эту реформу не одобрило петербургское театральное начальство: танцы было предписано сохранить, поскольку «большинство публики с ними освоилось». В итоге танцы остались еще на двадцать с лишним лет.
В этом спектакле в роли Фамусова впервые выступил «бывший Чацкий» Самарин. Смена образов стала традиционной для спектакля.
Многие актеры с возрастом обретали другие роли в пьесе. О новом Фамусове написал А. Н. Баженов: «Самарин, как мы, впрочем, и ожидали, был хорош в роли Фамусова. Шутливый, но не роняющий своего достоинства с Лизой, строгий с дочерью и Молчалиным, сдержанно-ласковый при встрече с Чацким, раздражительный в дальнейших разговорах с ним, заискивающий и вкрадчивый со Скалозубом, сильно вспыльчивый, а потому и мало страшный в гневе, Фамусов явился перед нами в исполнении г. Самарина всеми этими сторонами своими, которые делают из него такого живого человека». Кроме того, Самарин, славившийся великолепной читкой стиха, блестяще умел передавать особенности грибоедовского стиха.
После кончины Самарина, последний раз сыгравшего Фамусова в 1883 году, «Горе от ума» сошло со сцены на три сезона. И только в 1887 году режиссёр С. А. Черневский, осознававший, что «Горе от ума» не может отсутствовать в репертуаре, решился на новую постановку.
Драма Чацкого в интерпретации Соломина заключалась в несовместимости искреннего чувства со сложившимся общественным укладом. С одной стороны, актер сделал персонажа непосредственным, озорным. К примеру, его Чацкий, врываясь в фамусовский дом, со всего размаха падал и тут же, обращаясь к Софье, говорил с неподдельным смехом: «Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног». В этой сцене Чацкий противопоставлен дяде Фамусова и его кумиру, Максиму Петровичу, превратившему случайное падение при дворе в фарс в надежде угодить значительным лицам. С другой стороны, Соломину удалось показать Чацкого глубоким, страдающим героем, вошедшим в дом Фамусова юношей, а уходящим из него зрелым человеком. Так, произнеся перед отъездом гневный монолог, Чацкий бросался вверх по лестнице, туда, где стояла Софья, чтобы в последний раз всмотреться в ее глаза, и только потом приказывал: «Карету мне, карету!». Как писал критик Н. Качалов, «это было не поражение, не бегство, а победа разума».
Это лишь малая часть сценической истории «Горя от ума», которая, к счастью, все еще пишется – и не только Малым театром, но и многими другими.
Фрагмент текста работы:
Общегражданское значение события Общекультурное значение события Собственно общетеатральные события
Земская реформа. Являлась одним из самых значимых либеральных изменений в жизни большей части населения России. Она предусматривала создание системы местного самоуправления в сельскохозяйственных регионах страны – земских учреждений. Главный официальный акт этого важного нововведения – «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».
Реформа военного образования в 1864 году. Кадетские корпуса разделены на военные гимназии и училища для подготовки будущих офицеров. Созданы юнкерские училища для вольноопределяющихся, в основном, не имеющих среднего образования. Такие перемены способствовали более качественной подготовке кадров для русской армии.
1864 год в истории России был важным, в чем-то переломным. Многие решения, принятые тогда, происшедшие события повлияли на ее дальнейшее развитие, судьбы потомков. В 1864 году драматург, критик и издатель театрального журнала Ф. А. Кони опубликовал статью «Русский театр, его судьбы и поклонники», которая по его словам, была написана на основании рукописи И. А. Дмитревского. В 1883 году вышла, также со ссылками на эту рукопись «Хроника русского театра», составленная отставным актёром, позже помощником режиссёра и библиотекарем Иваном Носовым. Выдающееся создание Самарина — роль Фамусова (1864). Не изменяя трактовки Щепкина, актер внес в образ Фамусова много дополнительных черт. В исполнении Самарина Фамусов был недалеким, но ловким дельцом, выражающим практическую «мудрость» своей среды. Величавый, исполненный внешнего достоинства Фамусов- Самарин был настоящим московским барином.