Курсовая с практикой на тему Сформированность навыков образования уменьшительно-ласкательных слов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты речевого развития детей старшего дошкольного возраста с
ОНР. 5
1.1. Особенности развития речи детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи. 5
1.2. Характеристика детей с общим недоразвитием речи. 11
1.3. Особенности навыков образования
уменьшительно-ласкательных слов у дошкольников с ОНР. 23
Глава 2. Практические аспекты навыков образования
уменьшительно-ласкательных слов у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи. 27
2.1. Организация, методика обследования и анализ результатов
констатирующего эксперимента. 27
2.2. Методические рекомендации по формированию навыков
образования уменьшительно-ласкательных слов у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи. 32
Заключение. 37
Список
использованных источников. 40
Введение:
Введение
Актуальность
исследования. Одна из актуальных проблем в логопедии в настоящее время это
то, что сейчас в дошкольных образовательных учреждениях часто встречаются дети,
имеющие различные проблемы с речевой функцией. Такое явление имеет много
причин, это и неблагоприятный экологический фон, осложненная беременность у
матери различными заболеваниями, детские психологические и физические травмы и
просто фактор плохой наследственности.
Особенно
остро встают проблемы с речью в старшем дошкольном возрасте, потому что ребенок
готовиться к переходу на школьный этап жизни и поэтому необходимо как можно
тщательнее подготовить дошкольника к успешному обучению в начальной школе.
От того,
насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной
речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит успех и
эффективность процесса общения. Поэтому особое внимание в старшем дошкольном
возрасте требует развитие связной речи ребенка. Развитая связная речь позволяет
дошкольнику свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включаясь» в
активный процесс коммуникации.
Речь это
один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств
языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают
как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые
произведения, фиксируемые памятью или письмом) [11,14].
Развитие
речи это не только сложный и непростой процесс, но и творческий и поэтому
необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью,
говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных
особенностей) ребёнок научиться говорить правильно, тем свободнее он будет
чувствовать себя в коллективе в старшем возрасте [11,30].
Степень изученности проблемы заключается в следующем. Вопросами
развития речи занимались многие учёные, это С.Л.Рубинштейн, Д. К. Ушинский, Е.
А. Флерина, А. М. Бородич, Т. Б. Филичева, Л. Н. Ефименкова, О. С. Гомзяк, В.
П. Глухов, В.К. Воробьева, Р.Е. Левина, Т. А. Ткаченко и другие.
Проблема исследования, заключается в том, что необходимо
определить, как происходит формирование навыков образования
уменьшительно-ласкательных слов у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи.
Цель нашей работы изучить особенности формирования навыков
образования уменьшительно-ласкательных слов у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи
Объект исследования — процесс развития речи у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – формирование навыков
образования уменьшительно-ласкательных слов у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1.
Проанализировать теоретические аспекты речевого развития детей старшего
дошкольного возраста с ОНР
2. Изучить
практические аспекты навыков образования уменьшительно-ласкательных слов у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу
исследования составляют: труды
К.Д. Ушинского, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.М.Леушиной, Ф.А.Сохина, А.
В. Текучева. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в
работах В.П. Глухова, В.К. Воробьевой, М.М. Алексеевой, Б.И. Яшиной, М.М.
Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П.
Усовой, Е.А. Флериной.
Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Дети старшего
дошкольного возраста (4 – 6 лет), без проблем с речью, активно вступают в
разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и
короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе
с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать
вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве
случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения
внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом).
В старшем дошкольном возрасте дети способны
активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы,
дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать
вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в
совместной деятельности.
Так как в
современной действительности у детей стали часто диагностировать различные
речевые нарушения это повод насторожиться и искать способы улучшения
показателей по речевому развитию дошкольников. Самое распространенное речевое
нарушение у детей с сохраненным интеллектом и нормальных слухом, это общее
недоразвитие речи третьего и четвертого уровня. Дошкольники с данным нарушением
составляют большую часть числа детей посещающих детский сад. Проблема
осложняется тем, что не во всех дошкольных учреждениях есть логопед. Поэтому
диагностика не проводится в свое время, когда ещё можно исправить речь и в
итоге дети не получают необходимой помощи, что и является причиной в начальной
школе проблем с обучением.
Как правило, общее недоразвитие речи у детей
специалисты не диагностируют раньше трех лет. Такое правило не означает, что у
ребенка не достигшего трех лет нет логопедических проблем, просто говорить об
общем недоразвитии речи нельзя, так как речь должна быть более менее
сформирована для постановки такого диагноза. Согласно нормам определенными
специалистами в логопедии это как раз и происходит к трем годам.
Чтобы помочь
дошкольнику максимально убрать и скорректировать речевые проблемы, необходимо
разобраться в сути и механизмах нарушений, найти источник проблемы. Причины
общего недоразвития речи очень разнообразны. Это может быть просто
педагогическая запущенность, или неблагополучная беременность у мамы, возможно
сильный стресс или потрясение у ребенка в раннем возрасте. Очень частая причина
и как следствие проблемы с речью это осложненные роды, кесарево сечение, травмы
и инфекции ребенка особенно в первые годы жизни и во внутриутробном развитии,
также можно соотнести сюда резус – конфликт, причиной может также стать и
серьёзные черепно – мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания.
Причиной может также послужить то что в семье с ребенком не разговаривают
правильно родители, «люлюкают» и изменяют слова, тем самым искажая восприятие
ребенка речи. Большое влияние оказывает и неблагоприятная
речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого
развития. Важно на первом этапе занятий собрать как можно по возможности
подробный анамнез развития ребенка до поступления в детский сад и в раннем
периоде дошкольной жизни.
Специалисту по речевому развитию важно
правильно разработать целую систему, включить поэтапный и стойкий режим в
работе. Первое что должен сделать логопед в своей работе, это научить ребенка
понимать и слушать рассказы и сказки что соответствуют развитию ребенка,
включают в себя его интересы.
Как показывают исследования Т.Б.
Филичевой, время появления первых слов у детей с общим недоразвитием речи не
имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течении которых дети продолжают
пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное предложение,
различны. Основными симптомами нарушений речи являются стойкое и длительное
отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам, воспроизведение в
основном открытых слогов, укорочение слова за счет пропуска его отдельных
фрагментов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического
развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными
предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации,
анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с
трудом овладевают мыслительными операциями. Таким образом, у детей с общим
недоразвитием речи страдают все структурные компоненты. У таких детей снижена
память, внимание, словесное и логическое мышление; отмечается недостаточная
координация движений во всех видах моторики (общей, мимической, мелкой и
артикуляционной).
1. Отмечена необходимость помощи
педагога при выполнении заданий, детям требовалось неоднократное повторения
инструкции.
2. Дошкольники с ОНР совершают много
ошибок, в том числе неспособность образовывать слова с уменьшительными
суффиксами, трудность именования детенышей животных, трудность образования
существительных с женскими значениями, трудность образования мужских профессиональных
имен, а также трудность образования относительных и притяжательных
прилагательных, глаголов со значениями, близкими к чему-то, вдали от чего-то,
ошибка образования глаголов из других частей речи. Наиболее трудными заданиями
для детей с ОНД являются задачи формирования относительных прилагательных и
образования глаголов со значением, близким к чему-то, далеким от чего-то. Для
детей с ОНД характерны такие словообразовательные ошибки: неразумные
словосочетания, неправильное прямое словообразование, искаженное употребление
корней, смешение суффиксов и префиксов.
3. В результате проведенных исследований выявлена
необходимость целенаправленной и систематической логопедической работы с целеустремленным
коллективом дошкольников
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические аспекты речевого развития детей старшего дошкольного возраста с
ОНР
1.1. Особенности развития речи детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи Вопросы
развития связной речи изучались такими учеными, как Л.С. Выготский, С.Л.
Рубинштейн, К.Д. Ушинский, А.М. Бородич, Т.А. Ткаченко, В.П. Глухов, В.К.
Воробьева, О.С. Ушакова, Ф.А. Сохин, А. В. Текучев, М.М. Алексеева и другими
авторами.
Связность,
по мнению советского психолога и философа С.Л.Рубинштейна, это «адекватность
речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности
для слушателя или читателя». Связной называют такую речь, которая может быть
понятна на основе ее собственного предметного содержания [8].
Связная речь
– это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного
содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам потому, что эти связи не
осознаны и не представлены в мысли говорящего. Вторая причина заключается в
том, что эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
Связная речь
– это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и
тематически объединенные, законченные отрезки [1].
По мнению
российского лингвиста и психолога Ф. А. Сохина, связная речь это не просто
последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными
словами в правильно построенных предложения, связная речь как бы вбирает в себя
все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой
стороны, словарного запаса и грамматического строя». Другими словами по тому,
как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития
[7].